Пером и мечом: русские писатели, которые участвовали в военных конфликтах. Максим Горький: главный писатель пролетариата  Николай Михалович Карамзин

МОСКВА, 13 фев — РИА Новости. Известный писатель Захар Прилепин стал заместителем командира одного из батальонов самопровозглашенной Донецкой народной республики. Для Прилепина это не первый опыт в зонах боевых действий. В прошлом он уже служил командиром отделения ОМОН, участвовал в обеих чеченских кампаниях.

В 2016 году писатель приступил к работе над книгой "Взвод: офицеры и ополченцы русской литературы", посвященной военным биографиям поэтов золотого века. По словам автора, он хотел опровергнуть стереотип "о русской литературе как сборище гуманистов". Вероятно, на поездку d Донбасс его также вдохновили великие предшественники, ведь Прилепин , что "русские классики в идентичных ситуациях вели себя именно так: они немедленно ехали и принимали сторону своего народа, причем зачастую с оружием в руках".

Александр Пушкин

В 1829 году поэт сделал предложение Наталье Гончаровой, но, получив уклончивый ответ матери невесты, с досады уехал на Кавказ, где в тот момент шла очередная военная кампания с Турцией под руководством фельдмаршала Ивана Паскевича.

Пушкин успел блеснуть отвагой в битве на вершине Соганлуга, но по настоянию командира, не желавшего брать на себя ответственность за безопасность известного поэта, скоро оставил передовую и перебрался в Тифлис.

Василий Жуковский и Петр Вяземский

© Фото

Старшие товарищи Пушкина приняли участие в войне 1812 года. Уже будучи известным поэтом, автором популярной у современников "Людмилы", Василий Жуковский записался в ополчение. Вместе с ним там же оказался его молодой последователь Петр Вяземский. Последний, кстати, получил за ратные успехи орден Святого Владимира 4-й степени.

Оба поэта оставили воспоминания о Бородинской битве. Жуковский написал стихотворение "Во стане русских воинов", которое моментально разошлось в рядах российской армии, а рассказы Вяземского легли в основу "Войны и мира" Толстого.

Лев Толстой

Сам граф Лев Николаевич тоже нюхнул пороха — сначала в звании юнкера на Кавказе участвовал в стычках с горцами, а с началом Крымской войны перебрался в Дунайскую армию. За оборону Севастополя Толстого наградили орденом Святой Анны 4-й степени и несколькими медалями.

Помимо репутации храброго воина, граф снискал любовь однополчан своими рассказами. Его "Севастопольские рассказы", напечатанные в разгар боевых действий, произвели впечатление даже на императора Александра II, который велел беречь талантливого офицера.

Николай Гумилев

Одним из самых известных писателей-фронтовиков Серебряного века был Николай Гумилев. Несмотря на слабое здоровье, поэт грезил подвигами русских офицеров, которые отправлялись добровольцами в Абиссинию. Гумилев совершил несколько экспедиций в Африку, побывал в Турции и Египте. В начале Первой мировой поэт записался на фронт и был зачислен вольноопределяющимся в Лейб-гвардии Уланский полк.

За участие в разведывательных операциях Гумилев трижды награждался Георгиевским крестом. В 1917 году, после обострения болезни поэт был отправлен в русский экспедиционный корпус в Париже, служил адъютантом при комиссаре Временного правительства.

Михаил Зощенко

Известный писатель-сатирик был участников трех войн. В Первую мировую служил прапорщиком, получил осколочное ранение в ногу, порок сердца — как следствие отравления во время газовой атаки — и пять орденов за боевые заслуги. В 1919 году Зощенко был освобожден от службы по состоянию здоровья. Однако писатель сразу же вступил добровольцем в действующие ряды Красной армии.

Зощенко прошел гражданскую войну полковым адъютантом 1-го Образцового полка деревенской бедноты. После сердечного приступа был демобилизован, но с началом Великой Отечественной войны писатель снова прибыл в военкомат с просьбой отправить его на фронт как опытного солдата. Ему отказали, признав негодным к военной службе. Тем не менее Зощенко поступил в группу противопожарной обороны, которая защищала крыши домов во время бомбежек.

Аркадий Гайдар

Первую попытку попасть на фронт детский писатель и сценарист Аркадий Гайдар предпринял еще в десятилетнем возрасте. Поучаствовать в Первой мировой ему не удалось, зато в 14 лет был зачислен в ряды Красной армии. Уже в 18 лет Гайдара назначили командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом. В 1919 году он был демобилизован с диагнозом "травматический невроз", вызванным ранением осколком шрапнели и падением с лошади.

Вторую мировую Гайдар начал корреспондентом "Комсомольской правды", писал военные очерки. Но после окружения на Юго-Западном фронте попал в партизанский отряд, где служил пулеметчиком. В октябре 1941 года Гайдар попал в засаду к немцам и погиб.

Даниил Гранин

Один из немногих ныне живущих писателей-фронтовиков Даниил Гранин ушел на фронт в 22 года с дивизией народного ополчения. В первый же год Великой Отечественной он участвовал в боях под Псковом и на Пулковских высотах, пытаясь не допустить прорыва немцев к Ленинграду, был дважды ранен.

Один из последних романов Гранина "Мой лейтенант", посвященный тяготам первых месяцев войны, получил премию "Большая книга" и вызвал большой резонанс в обществе.

Мэри Шелли

Холодное английское лето 1816 года Джордж Байрон, Джон Полидори, Перси Биши Шелли и его 18-летняя жена Мэри провели у Женевского озера. Укрывшись от непогоды, цвет английской литературы, почти по Боккаччо, развлекался, сочиняя друг для друга страшные истории. По возвращении в Лондон Шелли решила опубликовать свою - о гениальном докторе, который из мертвого создал живое, - но долго не могла найти издателя. В итоге (1818), один из величайших научно-фантастических романов всех времен, выпустили в сомнительном Lackington, Hughes, Harding, Mavor & Jones тиражом 500 экземпляров и без указания автора - и смогли продать только 25 копий. Перепечатка 1822 года - уже с именем Шелли на обложке - также не имела успеха, и только третье издание, вышедшее в 1831-м в новой редакции, сделало писательницу по-настоящему знаменитой.

Марсель Пруст



© Hulton Deutsch / Gettyimages.ru

Самый переводимый автор в истории литературы (103 языка; больше только у Библии), в середине 1910-х фанатка Уилки Коллинза и Артура Конан Дойла никак не могла пристроить свой дебют, но не опускала рук. Книгу взяли только в The Bodley Head при условии, что автор изменит финал, - и не выпускали ее почти пять лет. Выход «Загадочного происшествия в Стайлзе» (1920) застал врасплох и снобов из The New York Times и The Times Literary Supplement, и простых читателей: кто бы мог подумать, что детектив может быть так замысловато устроен, а бывший бельгийский полицейский Эркюль Пуаро, обладатель роскошных усов, карманных часов и трогательного акцента, окажется таким притягательным персонажем?

Поделитесь своей историей «#неподведимомент»

Маргарет Митчелл


© margaretmitchell.ru

«Унесенные ветром» Маргарет Митчелл - лауреат Пулитцеровской премии-1937, мегаселлер американской литературы, эдакий «Тихий Дон» на фолкнеровском материале - может быть, самый благополучный роман из этого списка. Так да не так: 1000-страничная рукопись оставила равнодушными 38 (!) издателей, никто не хотел подписывать с Митчелл контракт. Пока книгу на свой страх и риск не приобрели Macmillan Publishers - и не прогадали. История Скарлетт ОʼХары и Ретта Батлера за несколько месяцев стала феноменом национального масштаба, была с помпой экранизирована и в конечном счете заняла в массовом сознании американцев то же место, что - у русских: Север и Юг отныне не столько исторические, сколько художественные категории.

Владимир Набоков


© Horst Tappe / Gettyimages.ru

Скандалы сопровождали выход и русских романов Набокова (главный эмигрантский журнал «Современные записки» отказался публиковать четвертую главу «Дара», усмотрев в ней пасквиль на Чернышевского и революционно-демократическую интеллигенцию), но что это в сравнении с ураганом «Лолита», прокатившимся по англоязычной литературе в середине 1950-х. Американские редакторы не решались связываться с таким экстравагантным сюжетом (хотя в личных письмах хвалили стилистическую виртуозность «Исповеди светлокожего вдовца»), и Набокову пришлось обратиться к владельцу парижского издательства «Олимпия Пресс» Морису Жиродиа, привечавшему писателей-авангардистов. «Лолите» повезло: двухтомник в мягкой обложке купил в дорогу Грэм Грин - и не мог оторваться от него всю поездку. То, что случилось потом, принадлежит равно истории литературы и общественной мысли: легализация мемуаров Гумберта Гумберта стала прецедентом, открывшим шлюз многим важным романам XX века: «Любовник леди Чаттерлей» (1928) и «Тропик Рака» (1934) впервые вышли в Америке как раз в фарватере «Лолиты».

Стивен Кинг


© Taylor Hill / Gettyimages.ru

Это сейчас Стивена Кинга называют «королем ужасов»: в свое время создатель «Кладбища домашних животных» и «Сияния» написал в стол три романа, прежде чем его крупные вещи вообще согласились печатать. В начале 1970-х Кинг с женой Табитой жил в трейлере, преподавал в частной школе, а летом работал в прачечной, изредка получая чеки от журналов Playboy и Cavalier за свои короткие рассказы. С трудом пробивалась к читателю и «Кэрри» (1974): сначала от книги хотел избавиться сам автор (Табита вытащила из помойки первые страницы черновика), а потом начали упрямиться издатели. Тридцать отказов спустя роман вышел-таки в Doubleday Publishing, за год разошелся миллионным тиражом и был конгениально экранизирован Брайаном Де Пальмой - так началась едва ли не самая успешная литературная карьера последних сорока лет.

Джон Гришэм


© J. Countess / Gettyimages.ru

Человек-жанр (попробуйте с ходу назвать другого мастера юридического триллера; вот-вот), Джон Гришэм тоже вошел в литературу не через парадный вход. Его «Время убивать» (1989), жестокую историю про вендетту, которая активно разрабатывала тему расовых предрассудков, отказались печатать сразу в нескольких местах - и это несмотря на то что тридцать лет назад в Америке гремел другой роман на смежную тему. В молодого автора, цитирующего «Убить пересмешника», поверили в Wynwood Press, но настоящая, с колоссальными продажами, слава настигла роман позднее: после того как хитами последовательно стали «Фирма», «Дело о пеликанах» и «Клиент», «Время убивать» перевыпустили в твердой и мягкой обложках - и страшно обогатили Гришэма.

Джоан Роулинг


© Mike Marsland / Gettyimages.ru

Сегодня мы не можем вообразить себе поп-культуру без Хогвартса, Волан-де-Морта и квиддича, - а вот , должно быть, не раз прокручивала в голове такой сценарий. Еще бы: автор предлагала сагу о мальчике, который выжил, восьми издательствам и неизменно получала отказы разной степени грубости. «Гарри Поттер и философский камень» (1997) приглянулся только издательству Bloomsbury, которое тогда явно даже не подозревало, что попало ему в руки. Через пятнадцать лет Роулинг (к тому времени, бесспорно, самая известная писательница в мире) под псевдонимом разослала детективный роман по книжному Лондону - и тоже не сразу нашла место, где были бы готовы его выпустить. Когда мистификация раскрылась, продажи, понятное дело, увеличились на несколько порядков: каково, интересно, издателю, который снова (в твиттере Роулинг , что самый хамский ответ пришел от тех, кто когда-то забраковал «Гарри Поттера») проглядел золотую жилу?

Пролетарский писатель полжизни пробыл за границей, жил в особняках и стоял у истоков «социалистического реализма». Его судьба была полна парадоксов.

Босяк-богач

Горький долгое время подавался советской пропагандой как пролетарский писатель, вышедший «из народа», претерпевавший лишения и нужду. Писатель Бунин, однако, в своих воспоминаниях цитирует словарь Брокгауза и Эфрона: «Горький-Пешков Алексей Максимович. Родился в 1868 году, в среде вполне буржуазной: отец - управляющий большой пароходной конторы; мать - дочь богатого купца-красильщика». Казалось бы, это несущественно, родители писателя умерли рано, а воспитывал его дед, но однозначно то, что Горький довольно быстро стал одним из богатейших людей своего времени, а его финансовое благополучие подпитывалось не одними гонорарами.

Интересно написал о Горьком Корней Чуковский : «Сейчас вспомнил, как Леонид Андреев ругал мне Горького: „Обратите внимание: Горький - пролетарий, а все льнет к богатым - к Морозовым, к Сытину, к (он назвал ряд имен). Я попробовал с ним в Италии ехать в одном поезде - куда тебе! Разорился. Нет никаких сил: путешествует как принц“. Поэтесса Зинаида Гиппиус также оставила интересные воспоминания. 18 мая 1918 года, находясь еще в Петрограде, она писала: „Горький скупает за бесценок старинные вещи у „буржуев“, умирающих с голоду“. Как можно понять, Горький был далеко не чужд материального благополучия, а его биография, созданная уже в советское время, хорошо сфабрикованный миф, который ещё требует подробного и беспристрастного исследования. [С-BLOCK]

Патриот-русофоб

Максим Горький не раз давал повод усомниться в своем патриотизме. В годы разгула „красного террора“ он писал: „Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа. Трагедия русской революции разыгрывается в средe „полудиких людей“. „Когда в „звeрствe“ обвиняют вождей революции - группу наиболeе активной интеллигенции - я рассматриваю это обвинение, как ложь и клевету, неизбeжные в борьбe политических партий или - у людей честных - как добросовeстное заблуждение“. „Недавний раб“ - замeтил в другом мeстe Горький - стал „самым разнузданным деспотом“.

Художник-политик

Главным противоречием жизни Горького было тесное сопряжение его литературной и политической карьеры. У него были непростые отношение как с Лениным, так и со Сталиным. Горький был нужен Сталину не меньше, чем Сталин - Горькому. Сталин обеспечил Горького всем необходимым для жизни, снабжение писателя шло по каналам НКВД, Горький обеспечивал режиму „вождя“ легитимность и культурную платформу. 15 ноября 1930 года в газете „Правда“ была опубликована статья Максима Горького: „Если враг не сдается - его уничтожают“. Горький позволял себе „заигрывать“ с советской властью, но не всегда представлял последствия своих поступков. Заголовок этой статьи стал одним из девизов сталинских репрессий. В конце жизни Горький хотел в очередной раз хотел поехать за границу, но отпустить его Сталин не мог: боялся, что пролетарский писатель не вернется. „Вождь народов“ разумно полагал, что Горький за границей мог представлять опасность для советского режима. Он был непредсказуемым и слишком много знал. [С-BLOCK]

Большевик, не принявший революцию

Горький долгое время позиционировался как яростный революционер, большевик, вставший у руля культурного революционного процесса, однако сразу после октябрьского переворота со страниц социал-демократической газеты „Новая жизнь“ Горький яростно набрасывался на большевиков: „Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и ко всей сумме тех прав, за торжество которых боролась демократия“. Борис Зайцев вспоминал, что однажды Горький сказал ему: „Дело, знаете ли, простое. Коммунистов горсточка. А крестьян миллионы… миллионы!.. Кого больше, те и вырежут. Предрешено. Коммунистов вырежут“. Не вырезали, револьверы нашлись и у них, а Максим Горький, так негативно отзывавшийся о большевиках и коммунистах, стал трибуном нового режима.

Крестный отец-безбожник

Отношения Горького с религией нельзя назвать простыми. Горькому было свойственно духовное искательство, в молодости он даже ходил по монастырям, общался с священниками, встречался с Иоанном Кронштадским, стал крестным отцом брата Якова Свердлова Зиновия. Горький и Толстой обеспечили финансово эмиграцию на Запад христиан-молокан, но религиозным человеком Горький так и не стал. В 1929 году, на открытии Второго Всесоюзного съезда воинствующих безбожников, писатель сказал, что „в той любви, которую проповедуют церковники, христиане, - огромнейшее количество ненависти к человеку“. Максим Горький был одним из тех, кто подписал письмо с просьбой уничтожить храм Христа Спасителя . Что-что, а христианское смирение было Горькому чуждо. Ещё в 1917 году в „Несвоевременных мыслях“ он писал: „Я никогда ни в чём и не перед кем не каялся, ибо к этому питаю органическое отвращение. Да и не в чем мне каяться“. [С-BLOCK]

Друг Ягоды, гомофоб

Горький был очень нетолерантен по отношению к гомосексуалистам. Он открыто выступал против них со страниц газеты „Правда“ и „Известия“. 23 мая 1934 года он называет гомосексуализм „социально преступным и наказуемым“ и говорит, что „уже сложилась саркастическая поговорка: „Уничтожьте гомосексуализм - фашизм исчезнет!“. Тем не менее, в ближайшее окружение Горького входили в том числе и гомосексуалисты. Если не касаться творческой среды, в которой гомосексуализм был явлением если не обычным, то распространенным (Эйзенштейн, Мейерхольд), можно сказать о зампреде ОГПУ Генрихе Ягоде, с которым Горький тесно общался. Ягода писал Сталину докладные записки о том, что „педерасты развернули вербовку среди красноармейцев, краснофлотцев и отдельных вузовцев“, при этом сам был не чужд осуждаемому явлению, устраивал на своей даче оргии, а после его ареста среди вещей бывшего зампреда ОГПУ был обнаружен фаллоимитатор.

Защитник писателей-сталинский трибун

Вклад Горького в организацию литературного процесса в стране невозможно отрицать. Он издавал журналы, основывал издательства, проектом Горького был Литературный институт. Именно на квартире Горького, в особняке Рябушинского был придуман термин „социалистический реализм“, в русле которого долгие развивалась советская литература. Горький также возглавлял издательство „Всемирная литература“ и выполнял роль своеобразного культурного „окна в Европу“ для советских читателей. При всех этих несомненных заслугах Горького, нельзя также не отметить его негативной роли в деле оправдания репрессий сталинского режима. Он был редактором объемной книги „Беломорско-Балтийский канал имени Сталина“, изданной в 1934 году. [С-BLOCK]

В ней Горький открыто не скупится на похвалы “…это отлично удавшийся опыт массового превращения бывших врагов пролетариата… в квалифицированных сотрудников рабочего класса и даже в энтузиастов государственно-необходимого труда… Принятая Государственным политуправлением исправительно-трудовая политика… еще раз блестяще оправдала себя“. Кроме того, Горький одним своим присутствием на советском литературном Олимпе оправдывал проводимую Сталиным репрессивную политику. Он был всемирно известным писателем, к которому прислушивались и которому верили.

Державин Гаврила Романович (1743-1816) – государственный деятель и тайный советник. Широко известен как поэт стал после публикации оды «Фелица», посвященной Императрице Екатерине II. Автор стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник», «Снегирь» и од «Бог», «Гром победы, раздавайся!» и «Водопад».


Кантемир Антиох Дмитриевич (1709-1744) – дипломат, поэт-сатирик и баснописец. Автор сатиры «На хулящих учение» и труда о методах стихосложения «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских». В качестве переводчика работал над книгой Фонтенеля «Разговоры о множестве миров».


Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – историк и литератор. Создатель многотомного сочинения «История государства Российского» и знаменитых «Писем русского путешественника». Автор повести «Бедная Лиза». Редактировал издания: «Московский журнал» и «Вестник Европы».


Княжнин Яков Борисович (1740-1791) – драматург русского классицизма. Автор и переводчик множества пьес. Самые известные: «Вадим Новгородский», «Владимир и Ярополк» и «Росслав».


Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – ученый-естествоиспытатель, поэт, филолог, историограф. Разработал проект Московского университета. Автор произведений и трудов: «Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия», «Письмо о пользе стекла», «Письмо о пользе книг церковных», «Российская грамматика», «Краткое руководство к риторике».


Радищев Александр Николаевич (1749-1802) – прозаик, поэт и философ. Наиболее известные произведения: повесть «Путешествие из Петербурга в Москву» и ода «Вольность». Участвовал в Комиссии по составлению законов при Александре I.


Сумароков Александр Петрович (1717-1777) – поэт, драматург, литературный критик. Автор многочисленных од, сатир, песен, эпитафий и трагедии, в том числе «Димитрий Самозванец», «Мстислав» и «Семира». Был директором Российского театра и издавал первый в России частный журнал «Трудолюбивая пчела».


Тредиаковский Василий Кириллович (1703-1769) – поэт, переводчик, филолог и один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Наиболее известные работы в качестве переводчика: «Тилемахида», «Римская история», «Житие канцлера Франциска Бакона».


Фонвизин Денис Иванович (1745-1792) – литератор и создатель русской бытовой комедии. Автор произведений «Бригадир», «Недоросль», «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим».

На этот раз мы расскажем об известных британских литераторах, жизнь которых была связана с работой на разведку.

Кристофер Марло

Драматург Кристофер Марло, один из самых известных современников Уильяма Шекспира , в годы своей учебы в Кембриджском университете вел разведывательную деятельность по заданию королевских властей. Предполагается, что его задачей был сбор информации о планах английского католического подполья во Франции, которое пыталось свергнуть протестантский режим Елизаветы I . Впрочем, по одной из версий (наиболее вероятной), именно это впоследствии и послужило причиной его убийства.

Писатель вел разгульный образ жизни: злоупотреблял спиртным, дебоширил и неоднократно оказывался в центре громких скандалов. И нет ничего удивительного в том, что подобное поведение сделало его ненадежным агентом в глазах высокого начальства. В пользу того, что убийство Марло было спланированной операцией, свидетельствует отношение официальных властей к этому резонансному делу. Расследование велось крайне небрежно, неоднократно путались не то что показания, но даже имена свидетелей, а убийцам драматурга суд и вовсе вынес оправдательный приговор, назвав этот инцидент обычной «самообороной» во время трактирной драки.

Даниель Дефо

Даниель Дефо , автор знаменитых романов о приключениях Робинзона Крузо , также служил в английской разведке. Точные обстоятельства их сотрудничества окутаны завесой тайны. По одной из версий, он возглавлял разведслужбу Британии и оказывал огромное влияние не только на правительство, но и на самого короля. По другой, он был рядовым агентом, которого выпустили из тюрьмы при условии, что он будет выполнять тайные поручения властей. В частности, доподлинно известно, что он собирал информацию в Шотландии во времена подписания знаменитого Акта об унии 1707 года, ознаменовавшего собой объединение двух стран и создание королевства Великобритания.

Сомерсет Моэм

Известный прозаик и драматург Сомерсет Моэм во времена Первой мировой войны был завербован британской разведывательной службой MI6. Его послали в Россию с особым заданием - не дать стране выйти из конфликта. Писатель находился в Петрограде с августа по ноябрь 1917 года, неоднократно встречался с Александром Керенским, Борисом Савинковым и другими политическими деятелями Временного правительства. Впрочем, вся его деятельность оказалась безрезультатной. Октябрьская революция ознаменовала собой провал миссии, и Моэму пришлось бежать из страны в Швецию.

Опыт службы в разведке впоследствии нашел свое отражение в сборнике рассказов «Эшенден, или Британский агент», который был издан в 1928 году.

Алан Милн

Работал на разведку и автор сказок о Винни-Пухе Алан Милн . Во времена Первой мировой его призвали в Королевскую армию. В июле 1916 года писатель был ранен в Битве при Сомме, после чего демобилизован и отправлен на лечение в Англию (кстати говоря, похожая судьба постигла и Джона Толкина). Вскоре по возвращении на родину ему поступило предложение начать сотрудничество с MI7 - пропагандистским подразделением британской разведки. Милн ответил согласием и проработал на ведомство вплоть до самого конца войны.

Грэм Грин

На протяжении всей своей жизни Грэм Грин много путешествовал по миру. В начале 1940-х, во время одной из своих поездок, он был завербован MI6. По тайному заданию писателя отправили в Сьерра-Леоне, где он и прожил вплоть до конца Второй мировой войны, добывая для британской разведки полезную информацию. Что примечательно, в те годы его непосредственным руководителем (а также близким другом) был скандально известный разведчик и двойной агент Ким Филби.

Работа английского прозаика на MI6 и его соприкосновение с миром «большой игры» нашли свое отражение в известных романах «Тихий американец» и «Наш человек в Гаване».

Ян Флеминг

Пожалуй, самым известным британским писателем-разведчиком был Ян Флеминг , автор шпионских романов про легендарного «агента 007» Джеймса Бонда.

Во времена Второй мировой Флеминга призвали на службу в разведку Королевского военно-морского флота. Будучи офицером, он принимал участие в разработке множества стратегически важных операций против Нацистской Германии, сформировал знаменитый диверсионно-разведывательный отряд «No. 30 Commando». За годы службы писатель, как никто другой, досконально изучил все методы, особенности и аспекты работы спецслужб и впоследствии мастерски использовал накопленные знания в процессе написания своих романов.

Джон Ле Карре

Джон Ле Карре начал сотрудничать с разведслужбой еще в годы учебы в Оксфорде. По заданию своих кураторов он внедрился в коммунистический университетский клуб и шпионил за студентами с левыми политическими взглядами. Впоследствии он был официально трудоустроен в MI5. Однако уже через год перешел в MI6, откуда был командирован в ФРГ, где в течение 5 лет проработал под дипломатическим прикрытием. После своего ухода в отставку Джон Ле Карре посвятил дальнейшую жизнь написанию шпионских романов, которые, как и книги Флеминга, стали классикой жанра (впрочем, романы о Джеймсе Бонде писатель недолюбливает).

Стелла Римингтон

Стелла Римингтон стала первой женщиной в истории Великобритании, которая возглавила MI5 (она занимала пост генерального директора с 1992 по 1996 год). После ухода в отставку она решила посвятить свою дальнейшую жизнь литературной деятельности. В 2001-м была опубликована ее книга мемуаров, а спустя еще несколько лет начали выходить в свет остросюжетные шпионские романы, выдержанные в лучших традициях Яна Флеминга и Джона Ле Карре. На сегодняшний день Стелла Римингтон является одной из самых популярных британских писательниц, книги которой гарантированно становятся бестселлерами не только на родине, но и в других странах.