Общественная мысль России второй половины XIX в. Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы

Дорогие читатели!

Мы рады представить Вашему вниманию первый выпуск электронного журнала «сайт». Наш журнал посвящен актуальным вопросам управления персоналом, как в России, так и за рубежом.

Создавая журнал, мы стремились к тому, чтобы все публикуемые в нем статьи отвечали на самые животрепещущие вопросы управления персоналом.

Позвольте познакомить Вас с кратким анонсом представленного номера.

Коэффициент эмоционального интеллекта или эмоциональный интеллект (ЭИ), понятие, которое все чаще используется в управлении персоналом, и которое начинает активно использоваться на заседаниях Советов директоров. Эта статья проливает свет на то, что такое эмоциональный интеллект и чем он отличается от свойств личности, а также на то, как ЭИ влияет на результаты деятельности.

Работа с персоналом как направление деятельности сильно пострадало от обрушившегося на нас кризиса. А ведь кризис – самое время обратить внимание на человеческие ресурсы. В данной статье мы рассмотрим систему оценки персонала компании «РОДЭКС Групп» и ее практическое значение для преодоления кризиса. В основе оценки лежит методика «360 градусов», что позволяет рассмотреть сотрудника с разных точек зрения и одновременно повысить объективность и эффективность оценки. Модели компетенций, которые разрабатываются для каждой должности, помогают более точно определить соответствие сотрудника требованиям компании и зоны его развития. Если оценка проведена добросовестно как со стороны менеджера по оценке, так и всех остальных участников процесса оценки, то полученная информация поможет намного эффективнее использовать человеческий капитал компании. Результаты оценки в условиях кризиса применимы при принятии всех кадровых решений, будь то увольнение, передвижение или повышение. Обладая информацией о потенциале сотрудников, об их сильных и слабых качествах, мы сможем гораздо эффективнее организовать их деятельность, выделить лучших и подумать, что делать с теми, кто недотягивает до нашей высокой планки. Таким образом, оценка персонала как никогда важна для компании в условиях кризиса, когда работать надо активнее и интенсивнее, чтобы его преодолеть.

В исследованиях, направленных на изучение взаимосвязей между HRM и эффективностью деятельности, недостаточно внимания уделяется роли руководителей первичных трудовых коллективов, на которых возлагается ответственность за реализацию тех или иных HR-инициатив. Нами был проведен опрос работников 12 «высокоэффективных» компаний, целью которого было установить, насколько приверженность работников организации и эффективность их работы зависят от особенностей лидерского поведения и удовлетворенности от реализации программ в области управления персоналом. Установлено, что оба параметра в значительной степени влияют на особенности поведения работников и их эффективность. В конце статьи приводятся результаты исследования, направленного на развитие менеджерских навыков у руководителей.

В настоящее время все большее число процедур и методов оценки персонала, строится на экспертных оценках. Основным при использовании этих методов является умение грамотно спланировать и провести опрос экспертов. В статье рассмотрен перечень требований, которым должен отвечать эксперт, приведен ряд методов оценки достоверности полученных результатов, рассмотрены процедуры присвоения весов, построения рейтингов, а также описаны способы оценки степени согласованности мнений экспертов. Кроме того, даны практические рекомендации и приведены примеры использования данного подхода в практике.

В общественном и идейном движении России XIX в. обычно выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и революционное.

Консервативное, или охранительное, направление стремилось сохранить существующий строй и его “незыблемые основы”, которыми в первой половине века являлись, прежде всего, самодержавие и крепостное право. Представители либерального направления проповедовали необходимость преобразований, которые они предлагали провести умеренным (эволюционным) путем, т.е. путем реформ и просвещения. Революционеры же хотели резкого коренного изменения существующего строя. Их целью была революция – качественный скачок, насильственное преобразование основ общественного устройства.

Охранительное направление

Неудача преобразований А I и угроза революционных потрясений после восстания декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что идеям и программам декабристов надо противопоставить свою идеологию. Эту задачу попытался решить крупный государственный деятель николаевской эпохи, министр народного просвещения граф С.С. Уваров, выдвинувший новую правительственную концепцию, ставшую выражением охранительного направления, - “теорию официальной народности”. Уваров хотел совместить охранительную политику и строгую дисциплину николаевского царствования с развитием просвещения и культуры. Ориентиром должны были служить три взаимосвязанных начала – “православие, самодержавие, народность”. Эта формула подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духе терпения и смирения. По Уваровской теории, именно самодержавная власть отражала чаяния простого народа. Уваров подчеркивал принципиальное отличие исторического пути России от Европы. Рупором правительственной идеологии стали популярные журналисты Булгарин и Греч, издававшие газету “Северная пчела”.

Либеральное направление

Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я.Чаадаева. В 1829-1831гг. он написал цикл “Философических писем”, первое из которых было опубликовано в 1836г. в журнале “Телескоп”. В нем Чаадаев высказал мысли, диаметрально противоположные официальным. России нечем гордиться перед Западом, полагал Чаадаев. Напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества. “Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - писал мыслитель, - у нас нет традиций ни того, ни другого…”. Причиной того, что Россия как бы “выпала” из мирового исторического процесса, Чаадаев считал отрыв России от Европы и в особенности православное миросозерцание, уделявшее главное внимание потусторонним сферам и мало заботилось о преобразовании земной жизни. За свое выступление Чаадаев по повелению царя был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Поражение декабристов показало: прежде, чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она собой представляет – каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие. Центрами идейной жизни в 1830-1840 гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры. Труды французских просветителей теряют былую популярность. Русское общество обращается к работам немецкий философов (Гегеля), которые стремились вскрыть глубинные закономерности исторического процесса, рассматривали человечество как организм, развивающийся под воздействием внутренне присущих ему факторов. К концу 30-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западничество представляли историки Грановский, Кудрявцев, Соловьев, юристы Чичерин, Кавелин, литераторы Боткин, Корш и др. Западники исходили из мысли о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Они были сторонниками конституционной монархии, политических свобод – свободы слова, совести и др., выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательства. Главным орудием европеизаторских преобразований в России западники считали государство и высоко оценивали преобразования Петра I.

Иных взглядов придерживались славянофилы – Хомяков, Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы. По своему положению это были богатые помещики, представители старых дворянских родов. Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Славянофилы были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм самодержавия Николая I. Они считали, что в основе русской жизни лежали общинное начало и принцип согласия, “соборности” (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности). Одобряли православную религию, ставящую общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Скептически оценивали реформы Петра I, но не отрицали их исторической закономерности и высоких побуждений императора.

Западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества, неприятие революции.

Революционно-социалистические течения

От западнического крыла постепенно отделялось особое направление, представителями которого были Герцен, Огарев, Белинский. Они пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение они видели в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствуют частная собственность и эксплуатация человека человеком.

Крупным событием общественной и идейной жизни стало письмо Белинского к Гоголю (1847), резко обличавшее предложенный писателем путь религиозно-нравственного совершенствования в рамках существующих порядков. По мнению Белинского, России нужны были “права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, строгое, по возможности, их исполнение”.

Русские радикалы пришли к выводу, что первой достигнет социалистического будущего не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Основы “русского социализма” были разработаны Герценом, который в 1847 г. эмигрировал на Запад. Согласно его концепции, опорой нового общественного строя должна была стать крестьянская община. Социализм Герцена называли утопическим (научными считались марксистские взгляды, рассматривающие социализм как закономерный плод развития капиталистической экономики). Русские радикалы склонялись к революционным методам освободительной борьбы.

Также существовали различные революционные кружки: кружок В.М. Буташевича-Петрашевского – чиновника министерства иностранных дел, Кирилло-Мефодиевское общество (Украина).

Общественная мысль и наука во второй половине

XVIII века.

Время Екатерины было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе. Этот период с полным правом можно назвать периодом развития русской интеллигенции.

В Петербурге была открыта первая Публичная библиотека. В 1765 г. было учреждено Вольное экономическое общество, главной целью которого стало исследование положение сельского хозяйства в России. Обществом была выпущена целая серия «Трудов».

Продолжается, начатая Татищевым и Ломоносовым, научная работа в области русской истории. Академия наук начинает издавать русские летописи, а Н. И. Новиков публикует сборник древнерусских документов в 20 томах под названием «Древняя Российская Вивлиофика (библиотека) или собрание разных древних сочинений».

В это же время в России издавались многочисленные переводы европейской, главным образом французской литературы. Переводились и любовные романы, и политические, философские трактаты. Если за весь век было издано 9500 книг, то на период царствования Екатерины Великой приходится 85%.

Главным идейным влиянием этого периода, под которым находилось и образованное дворянство, и едва появившаяся «разночинная» интеллигенция, было влияние французской «просветительской» литературы. Где излагалась, пользовавшаяся широкой популярностью теория естественного права. Естественное право, по мысли просветителей, дается всем людям самой природой, независимо от их сословной принадлежности. Это право на свободу, на пищу, на жилье, на свободу передвижения и выражения своих мнений. С теорией естественного права была связана еще одна просветительская мысль – о несословной ценности человеческой личности. В феодальном мире достоинство человека, степень уважения к нему зависели от его социального положения. Дворяне называли себя «благородными», «подлыми» назывались представители иных сословий. Просветители восстали против этой унизительной градации. Достоинство человека определялось ими не социальной принадлежностью, а его личными качествами – умом, чувствами, пользой, которую он приносит обществу.

Средневековой идее божественного происхождения верховной власти просветители противопоставили теорию общественного договора , одним из создателей которой был Жан Жак Руссо. В первоначальном «естественном» состоянии каждый человек руководствовался своей волей, своими желаниями, что создавало для него же массу неудобств, поскольку эти желания не всегда совпадали с намерениями других людей. Тогда, во имя общей пользы, люди перешли от естественного состояния к гражданскому обществу и начали подчиняться общим для всех законам, поступившись частью «естественных» прав. Хранителем законов и общественного порядка был избран монарх, который заключил с гражданами общественный договор о взаимном уважении законов. При этом если монарх нарушит общественный договор, то народ его расторгнет и осудит монарха, как рядового члена общества.

Вот эти теории стали весьма популярны в России последних десятилетиях века «осьмнадцатого». На их почве происходило в России зарождения понятий о личности, о «естественном человеке», о ценности его внутренних переживаний. Правда, для большинства поклонников идей «естественных прав человека», свободы и равенства, провозглашенных французскими просветителями, они оставались лишь «теоретическим украшением ума». Русский вольтерьянец конца века по своим вкусам, манерам и языку зачастую оказывался чужим у себя на родине /8 /. Тем не менее, это время с полным правом можно назвать эпохой русского Просвещения, главной идеей которого является идея ликвидации крепостничества. Недаром русские просветители заявляли, что период Просвещения в России закончится только с ликвидацией этого страшного позора - крепостного права, иначе назвать Россию просвещенной державой нельзя.

Вторую половину XVIII в. характеризует небывалое количество проектов умеренных социальных преобразований, над которыми трудились многие просветители, и реальные достижения общественной мысли этого периода. В среде русских просветителей конца столетия отчетливо прослеживаются два направления – левое и правое. Сторонники левого направления видели свою главную цель в просвещении народа, смягчении нравов за счет воспитания масс, правого – в воспитании просвещенного монарха. 60-е – 80-е гг. в русском Просвещении преобладали сторонники левого направления. Идеалом русского Просвещения этого периода становится гуманный, образованный, внимательный к своим крестьянам помещик (Стародум и Правдин из комедии Фонвизина «Недоросль»). Просветительские идеи получают более демократическое осмысление в сочинениях А. Н. Радищева, И. П. Пнина, А. Ф. Бестужева, В. В. Попугаева, на страницах «Санкт-Петербургского журнала», «Периодического издания Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».

Другим идейным течением, пользовавшимся влиянием в русском обществе того времени было масонство, с его проповедью нравственного совершенствования. Масонство – одно из противоречивых и сложных явлений XVIII в., это религиозно-этическое течение, возникшее в Англии и распространявшееся в других странах виде тайных обществ – масонских лож /9 /. В основе масонского учения лежала легенда о постройке храма царя Соломона. Орден масонов – вольных каменщиков, участвовавших в строительстве, олицетворял идею всеобщего братства и сотрудничества. Эта легенда в каждой из масонских систем трактовалась по-своему, окружалась завесой таинственности и множеством символических обрядов. С 1730-х годов по примеру Запада в России возникают масонские ложи. Это были полутайные организации, в состав которых входили многие передовые деятели того времени, близкие по взглядам и убеждениям. Особенно известной среди масонских лож была ложа розенкрейцеров – рыцарей златорозового креста. Масонов также называли мартинистами по имени французского писателя-критика Сен-Мартена, автора известной в России книги «О заблуждениях и истине». Членами масонской ложи было множество передовых людей России, деятелей литературы и искусства. Честных людей России в масонстве привлекала возможность открыть для себя тайны природы, понять сущность божественного и человеческого, усовершенствовать себя, обрести душевное спокойствие. Цель – исправление не только себя, но и всего общества. В масонство вело мучительное ощущение несправедливости существующих отношений в стране, надежда найти выход из противоречий современной русской действительности. Совестливые люди того времени не принимали расхожую мораль общества, в котором они жили. Их привлекала в масонстве, в первую очередь, нравственно-религиозная идея, возможность усовершенствовать себя, обрести единомышленников и соратников для практической деятельности по улучшению общественной нравственности, смягчению нравов, облегчению тягостного состояния русского народа. Корни всех уродств и злодеяний масоны видели в греховности всего человеческого рода, и в качестве рецепта предлагали не политическую борьбу, а религиозно-нравственное совершенствование. Средствами такого самовоспитания объявлялось чтение специально подобранной литературы, ежедневный контроль над своими мыслями и поступками, самоотверженная благотворительность.



Кроме того, распространение масонства в России свидетельствовало о неудовлетворенности мыслящих людей официальной церковью, которая все более теряла нравственный авторитет. Русские масоны оказали сильное влияние на развитие русской культуры конца XVIII-начала XIX веков.

Николай Иванович НовикОв . Одним из ярчайших представителей русского Просвещения, тесно связанных с масонством был Николай Иванович Новиков (1744-1818 гг.) . Просветитель, писатель, журналист, издатель. Н. И. Новиков происходил из старинного дворянского рода. Обучался одновременно с Фонвизиным в дворянской гимназии при Московском университете, но был исключен из нее «за леность и нехождение в классы». После этого служил в чине солдата в Измайловском полку, вместе с которым принял участие в дворцовом перевороте 1762 г. В 1767-68 годах был откомандирован в Комиссию по составлению нового Уложения, а после роспуска Комиссии стал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Последний период общественной деятельности Новикова связан с масонством, в ряды которого он вступил еще в Петербурге в 1775 году. Позже, после переезда в Москву, был принят в масонскую ложу. В это время Новиков начинает заниматься журналистикой и издательской деятельностью. Издает журналы: «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек». Многое в этих журналах написано самим Новиковым, но что, конкретно, неизвестно. В качестве издателя Новиков умел организовать дело с большим размахом, объединить лучших переводчиков, писателей, книготорговцев «с умом, догадкой, с дальновидным соображением», - писал о нем Н. Карамзин /10 /. Целью Новикова становится просвещение народных масс посредством издания книг «для дворян и мещан», его занимает круг их чтения, он тревожится о вкусе своих читателей. Новиков вступает в борьбу за читателя. Главным для него была не выгода, а содержание издаваемых книг, воспитание народа посредством чтения. В 1772 г. выходит в свет его «Опыт исторического словаря о российских писателях», в нем помещены сведения о 317 крупных и второстепенных писателях. В 1773-75 гг. он издает уже упоминавшуюся нами «Древнюю Российскую Вивлиофику (библиотеку) или собрание разных древних сочинений». Новикову принадлежит первенство издания журнала для женщин, и журнала для детей, у которого было трогательное называние «Детское чтение для сердца и разума». Кроме того, он издает ряд журналов, посвященных различным отраслям знаний: «Экономический магазин», «Магазин натуральной истории, физики и химии». Как литератор и журналист Новиков наиболее ярко проявил себя в сатире, но об этом немного позже.

В 1779 году Новиков переезжает в Москву и при содействии М. М. Хераскова, куратора Московского университета, на 10 лет берет в аренду университетскую о типографию и книжную лавку.

В начале 80-х годов было организовано «Дружеское общество», душой которого был Новиков. Цель общества – распространять просвещение путем издания отечественных и иностранных книг, научной и учебной литературы. «Дружеское общество» основало две типографии. В связи с этим в 1784 году составилась типографическая «компания», членами которой стали видные масоны того времени, в общей численности 14 человек.

Душой «компании» был Новиков, который обнаружил большие организаторские способности. За короткий срок ему удалось привести типографии в образцовый порядок. Он сам не брезговал ни типографскими делами, ни книжной торговлей. В некоторых городах, в том числе в Полтаве, Тамбове, Пскове и Вологде, были его комиссионеры. Он организовал «Собрание университетских питомцев», которые изучали иностранные языки и переводили на русский язык нужные Новикову книги. Новиков издавал не роскошные книги, а скромные, но содержательные. Такая книга не должна быть дорогой, она рассчитывалась на среднего читателя. Новиков был весьма успешным бизнесменом, пуская всю прибыль на расширение дела и благотворительность. Во многих городах России были открыты книжные лавки Новикова, при которых возникали бесплатные публичные библиотеки. Размах издательского дела был таков, что в 80-е гг. одна треть всех российских изданий принадлежала Новикову и его компаньонам. За время своей издательской деятельности Новиков издал книги более 1000 названий. Издавались античные авторы, произведения деятелей эпохи Просвещения: Корнеля, Расина, Дидро, Вольтера, Руссо, Даламбера, Локка, Свифта, Мильтона, Шеридана, Смоллетта, Филдинга, Лессинга. С особым чувством Новиков издавал отечественных писателей, причем работал над их сочинениями не только как издатель, но как редактор и составитель. До сих пор 10-ти томное собрание сочинений Сумарокова считается самым полным. Именно поэтому, период с 1779 по 1789 гг. Ключевский назвал «новиковским десятилетием».

Но не все было так хорошо, после расправы с Радищевым последовала расправа и с Новиковым. Его издательское дело было конфисковано. Свыше восемнадцати тысяч книг было сожжено. Аренду типографии прекратили, «Типографскую компанию» распустили, а самого Новикова в 1792 году тайно, без суда арестовали и заточили в Шлиссельбургскую крепость. Новиков провел в заключении четыре года, до вступления на престол императора Павла. Из тюрьмы он вышел с подорванным здоровьем, и последние годы жизни провел в своем имении Тихвинском (Авдотьине). 15 лет о нем не было ничего известно, многие современники считали его умершим. Умер Новиков забытым всеми, в полной нищете, а цензуру ужесточили, иностранные книги запретили печатать вовсе.

Несмотря на печальный исход, издательская деятельность Новикова представляет собой одну из самых ярких страниц в истории русского Просвещения. Благодаря Новикову огромная по тем временам масса людей приобщилась к чтению, получила доступ к художественной и научной литературе. По словам В. О. Ключевского, одним из результатов подвижнического труда издателя было формирование «общественного мнения». А издаваемые им сатирические журналы – «Трутень», «Живописец», «Кошелек» неоднократно переиздавались и в веке XVIII и в веке XIX .

Крестьянская реформа 1861 г. требовала больших жертв от помещиков, но при этом не удовлетворяла полностью желаний крестьян. Обществу предстояло решить, что делать с той относительной свободой, которой оно теперь пользовалось. Ни ожидание предстоящего освобождения крестьян, ни издание манифеста об освобождении не принесли с собой ни успокоения, ни оптимистических настроений в обществе. Это разочарование имело гораздо более глубокие корни, чем нарушение чьих-либо интересов.

Напряженность была вызвана в первую очередь всеобщей духовной атмосферой, которая являлась прямым следствием распространения революционного образа мышления. В кругах интеллигенции возобладало движение с ярко выраженным рационализмом, сторонники которого не боялись довести свою теорию до самых крайних и радикальных последствий. Тогдашнее поколение интеллигенции было обуреваемо неограниченной верой в прогресс и полностью убеждено, что Россия - это белый лист, на котором легко можно записать все то, что диктует наука. Реальное мышление и автономная личность - вот гвоздь их философской программы.

Политическое мышление этих кругов соединяло веру в рациональное устройство мира с верой в духовный потенциал русского народа в том смысле, как понимали его славянофилы. В основе этой веры лежало представление, что крестьянин - простой, т.е. неиспорченный, чистый человек, что он - носитель особых нравственных и духовных ценностей. Недостаточно обеспечить его материальное существование, надо сохранить и его духовную сущность.

Вначале сторонникам радикализма казалось второстепенным, каким образом Россия пойдет по пути реформ и освобождения: по воле самодержца или народной революции. В этом смысле показательно отношение к реформе А.И. Герцена, который на страницах выходившего в Лондоне журнала «Колокол» с 1857 г. прямо обращался к царю и ожидал, что тот осуществит освобождение так, как этого желал сам Герцен. Так же планы реформы приветствовались журналом «Современник» и Н.Г. Чернышевским. Но поскольку доверие к власти не имело под собой политических оснований, путь мирных реформ, исходящих от правительства, начали отвергать. В 1858-1859 гг. наметилось ставшее впоследствии непримиримым расхождение между властью и общественным мнением. Русская интеллигенция, лишенная политического опыта, склонилась к представлению о том, что освобождения можно достичь лишь насильственным разрушением существующего. В то же время ее революционный пафос послужил поводом к тому, что власть со своей стороны фактически отстранила ее от политической деятельности вообще и от подготовки и проведения в жизнь реформ в частности.

Образ мышления, выработавшийся при крепостном праве, продолжал существовать и проявлялся во всем. Заслуга западников состояла в том, что они уже тогда увидели, что для развития России в либеральном направлении главным препятствием было не только крепостное право, а остатки того умственного склада, который возник благодаря крепостничеству. Этот умственный склад, будучи последствием рабства, устранял всякую способность к самостоятельной жизни, склоняло слепому послушанию и подчинению, твердой дисциплине, столь характерной для всей эпохи крепостничества. Он-то и порождал стремление к восстанию, замене прежней власти на новую, более жесткую власть революционной диктатуры.

1)Государственный аппарат почти совсем освободился от преобладавших в нем помещиков.

2)Общественное движение в России в 60-90-х гг.

Общественное движение стало факторомразвития России. На протяжении всего столетия интеллектуальная элита общества боролась за благо народа. Сам же народ никогда не признавал крепостного права. Крестьяне в высшей степени были равнодушны к политике.

I. Консервативное направление.

С середины 60-х гг. Борьбу с оппозицией возглавил М. Н. Катков, отставной профессор Моск. Университета, издатель журнала Русский вестник и газеты Моск. Ведомости. Теория официальной народности, была реакцией правительства на развитие революционных идей в России. Но в сознании людей жила вера в Бога и царя, а церковные обряды были обыденной жизнью. Именно на этом держалось госуд. самосознание. Мыслители искали, как сохранить важнейшие национальные основы- православную веру, самобытную политическую и социально- экономическую системы, не допустить революцию. Они видели опасность ассимиляции России Европой. Это были- Леонтьев, Данилевский, Победоносцев.

Данилевский- один из создателей концепции панславизма. Он видел в Европе врага и агрессора по отношению к славянским госуд. Он утверждал, что материальная культура может восприниматься всеми цивилизациями, но нематериальные элементы культуры распространяются только в границах породившей их цивилизации.

Победоносцев- крупнейший государственный деятель.

Благодаря Победоносцеву- миллионы крестьянских детей получали образование и формировали соц. основу для аграрных преобразований Столыпина. Он был убежденным противником демократии и России, считал что русское крестьянство не готово к самоуправлению. Выход из кризиса он видел в обновлении общества через церковь.

II. Либеральное общественное движение.

В выработке и проведении реформ участвовали- Милютины, Головнин, Рейтерн, Бунге. Политическая программа либералов была направлена на защиту уже осуществленных реформ, на подготовку целой системы постепенных реформ в социальной и экономической областях. Россия должна была преобразовываться постепенно чтобы предотвратить в стране революционный взрыв. Либералы мыслили свою деятельность легальным общественным направлением и не стремились создать собственную партию. Журнал “Вестник Европы” был трибуной либеральной оппозиции правительственному курсу и консервативному направлению. Возникло широкое земско- либеральное движение. Земство состояло из либерально настроенных дворян, чиновников, учителей, позже стали привлекать крестьян.

III. Радикальные течения.

Идеи Герцена создали основу для радикального движения. Его последователи называли себя народниками (им было свойственно неприятие буржуазности, стремление защищать интересы крестьянства, нежелание признать капитализм в России). Революционеры 60- 70 гг отрицали необходимость политических свобод в России, они хотели вызвать немедленный бунт для устройства в стране всеобщего равенства на основе коллективизма.

Народническое движение имело неск идеологов (Бакунин, Лавров, Ткачев, Михайловский). Они считали что интелегенция виновата перед народом. именно народ создал всю культуру и это налагает тяжкую ответственность на тех кто пользуется этой культурой. Народники начали террор против царя и правительства. Правительство начало казнить виновников и высылать их. Народники оказались в изоляции от русского общества.

С 80-90 гг марксизм завоевывает революционную среду в России. Плеханов и его единомышленники готовили условия для создания марксистской партии в России. Ленин утверждал что социализм может быть осуществлен при недостаточном развитии капитализма и без рабочего класса. Он считал, что недоразвитый капитализм- это великое благо для революционеров.