Образы помещиков в русской литературе. Образ помещицы Коробочки в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". С2. В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Плюшкиным

Сочинение – Образы помещиков в произведении «Мертвые души». (Вар 1)

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» представляет собой не только описание быта и жизненного уклада русского народа в девятнадцатом веке, писатель в сатирической манере сумел показать самые страшные человеческие пороки . По сюжету произведения главный герой Павел Иванович Чичиков сталкивается с ними на протяжении всего своего путешествия. Автор наглядно показывает нам насколько корыстными, жадными, жестокими и пустыми могут быть люди – образы помещиков маленького городка ярко это иллюстрируют.

Корысть и жадность

Путь Чичикова начинается со встречи с Маниловым. На первый взгляд кажется, что честнее, правильнее, добрее, заботливее и милее человека не найти. Но, как часто бывает, первое впечатление очень обманчивое. Манилов нисколько не беспокоится о своих родных, а крепостные его вообще не интересуют. Очень глупый, ленивый, пустой человек. Его внимательность и доброту можно взять в кавычки. Чичиков быстро обнаруживает эти человеческие пороки Манилова и понимает, что для этого беспечного человека главное только собственный комфорт.

Помещица Коробочка после Манилова представилась Чичикову абсолютно другим человеком. Она очень хозяйственная и жадноватая, ее жизнь ограничивается бытовыми заботами, все на счету, никакой расточительности. Несмотря на это у помещицы есть и положительные качества – доброта и трудолюбие, но сильная ограниченность интересов женщины делает ее очень глупой. Даже продавая мертвые души она очень неохотно соглашается на это из-за своей жадности, говорит: «…я лучше маненько повременю…».

Жестокость и праздность

Еще более неприятными Н.В. Гоголь сделал образы других героев поэмы – это Ноздрев и Собакевич. Первый – совершенно пустой человек, его жизнь состоит из постоянных гуляний, пьянок и развлечений. Свои деньги Ноздрев тратит только на развлечения и сомнительные компании. Собакевич полная противоположность Ноздреву, его практичность граничит с мелочностью. Хитрый и жестокий, доверяет только себе и заботится только о своих деньгах.

Самая «мертвая» душа

Объединить все человеческие пороки в «Мертвых душах» Гоголь сумел в образе Плюшкина. Его скупость граничит с абсурдом: помещик хранит продукты, которые гниют, в доме полно дорогих вещей, они со временем портятся. Вокруг грязь и пыль, он сторонится собственных детей, собирает ненужные вещи.

Через созданные образы помещиков автор сумел идеально показать то, что творилось в то время в России. Человеческие пороки изображены очень ярко и наглядно, заставляя каждого читателя невольно заглянуть к себе в душу и увидеть то, что окружающие могут и не заметить.

Сочинение – Образы помещиков в произведении «Мертвые души». (Вар 2)

Николай Васильевич Гоголь является великим писателем, который в своих произведениях поднимает важные социальные темы. Так в поэме «Мертвые души» не только в мельчайших деталях описывает быт того времени, но характеристику помещиков, их пороки и недостатки. В центре повествования показан провинциальный город. Там Павел Чичиков имеет дело в разными помещиками.

Противоположные образы

Сначала главный герой знакомится с Маниловым. Он достаточно заботливый, честный и правильный. Помещик создает впечатление хорошего человека. Но не нужно верить первому впечатлению. Манилов только прикрывается маской благочестия. Этот человек настоящий эгоист, которого заботит только собственное благополучие. Он вынужден демонстрировать доброту, чтобы получить благосклонность в этом мире.

Противоположность Манилову является секретарша Коробочка. Она обладает другим набором качеств. Она заботиться только о хозяйстве. Она не транжира, в отличие от помещика. Коробочку можно назвать хорошей женщиной с добрым сердцем. Но она ничем практически не интересуется, у нее нет занятия для души. Женщина все время пытается сэкономить. Даже при продаже мертвых душ она временит, демонстрирую жадность.

Павлу Чичикову приходится иметь дело с неприятными личностями. К ним смело можно отнести Собакевича. Этот человек испытывает недоверие ко всему миру. Он жестокий и мелочный. Сам Чичиков сравнивает его с медведем средней величины. Другим неприятным типом выступает Ноздрев. Свое состояние мужчина тратит на развлечения. Он путается с сомнительными компания. Они состоят из пьяниц, картежников и прочих асоциальных личностей.

Наиболее интересной личностью является Плюшкин. Внешность помещика достаточно несуразная. Он вмещает в себе черты и женщины, и мужчины. Поместье Плюшкина тонет в разрухе. Вокруг царит грязь и пыль. Из своего дома он сделал свалку. Мужчина собирал всякий хлам. Он старается не общаться с близкими людьми, избегает детей.

Образы помещиков в поэме «Мертвые души» лучше всего характеризуют состояние России в то время. Через описанные пороки автор пытается направить человека на истинный путь.

Другие интересные темы сочинений


Как в представленном фрагменте реализуется принцип саморазоблачения персонажа?

В данном фрагменте Оболт-Оболдуев саморазоблачает себя и помещичий строй через свой монолог. Он горюет об утере крепостнического рая, когда помещики жили в роскоши и «не день, не два – по месяцу» пировали и считали себя хозяевами Руси: «Не только люди русские, Сама природа русская Покорствовала нам». Иронически описывает Некрасов видение помещиком животных, которые якобы одобряют чревоугодие и разгульный образ его жизни: «Жирей-жирей до времени!», «Гуляй-гуляй до осени!». Но на самом деле помещики наживали богатство за счет оброчных крестьян и без них они способны только «закручиниться» и «упасть лицом в подушечку».

В каких произведениях русской литературы представлены образы помещиков и в чем их можно сопоставить с персонажем некрасовского произведения?

Образы помещиков представлены в комедии Д.

И. Фонвизина «Недоросль» и в романе Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Подобно Оболт-Оболдуеву, в условиях полной безнаказанности герой Фонвизина помещик Скотинин стал самодуром. Своеволие в Оболт-Оболдуеве выражается через его реплики: «Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню», «Закон – мое желание, Кулак – моя полиция!». Скотинин же, гордый дворянин, считает, что он волен колотить слугу тогда, когда захочет.

Гоголевский помещик Манилов, как и Оболт-Оболдуев, считает себя носителем духовной культуры. Манилов считает себя образованным человеком, хотя в его кабинете два года подряд лежит книга с закладкой на 14 странице, а к греческому имени сына он прибавляет латинское окончание «юс». Оболт-Оболдуев так же считает себя ученым дворянином, но на самом деле, как и Манилов, не является таким, а поэтому образы этих двух героев смешны.

Авторское отношение к Грише Добросклонову, несомненно, положительное. Он называет своего героя отмеченным «печатью дара Божьего» посланцем и предвещает ему «путь славный, имя громкое», т.к. Грише уготовлена судьба народного заступника. Как и автор, Добросклонов ратует за освобождение крестьян от помещичьего гнета и хочет видеть в русском народе настоящих граждан, мыслящих и полезных для общества. Рисуя образ Гриши, Некрасов показывает, каким должен быть русский человек: самоотверженным (Гришу не пугает ни чахота, ни Сибирь), верящим в будущее России и служащим на ее пользу.

В каких произведениях русских писателей важную роль играют песни и в чем эти произведения можно сопоставить с произведением Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Песни играют важную роль в таких произведениях, как поэма М. Ю. Лермонтова «Песнь про… купца Калашникова» и роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир».

Подобно песне Добросклонова, песнь лермонтовских гусляров выражает народную мысль: если Гриша поет об изменении народной судьбы, то гусляры восхваляют образ смелого, правдолюбивого русского человека, воплощенного в купце Калашникове.

Песня Наташи Ростовой, как и Гриши, производят сильное впечатление на окружающих. Брат Гриши, услышав песню, написанную народным заступником с целью поднять дух крестьян, утешить их в горе, восклицает: «Божественно!», а Николай Ростов после пения Наташи понимает пустяковость своих проблем, осознает, что он счастлив здесь и сейчас и обретает веру в себя.

Обновлено: 2018-05-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Маниловым?

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

Павел Иванович! - вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. - Насилу вы таки нас вспомнили!

Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увел своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробуем, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ - и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в науке выпытывания взгляд.

Один бог разве мог сказать, какой был характер ________. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и ________. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Показать текст целиком

Многие авторы любили изображать провинциальных помещиков. В поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" Манилов - один из их представителей. Он мягкий, добрый человек, но вместе с этим в его характере "чересчур было передано сахару", что в итоге абсолютно непонятно, с кем имеешь дело.

В романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" также есть образ провинциального помещика - Николай Кирсанов. Он, как и гоголевский персонаж, ласков и добр: называет сына Аркашей, а на его новое преображение говорит: "Пилюля горька, а проглотить ее нужно". Но несмотря на

В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Маниловым?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

— Павел Иванович! — вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. — Насилу вы таки нас вспомнили!

Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увел своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробуем, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в науке выпытывания взгляд.

Один бог разве мог сказать, какой был характер ________. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и ________. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Как сам Н. В. Го­голь определил жанр «Мертвых душ»?

Пояснение.

«Мёртвые души» - про­из­ве­де­ние писателя Ни­ко­лая Васильевича Гоголя, жанр ко­то­ро­го сам автор обо­зна­чил как поэма. Из­на­чаль­но задумано как трёхтомное произведение.

Ответ: поэма.

Ответ: поэма

Укажите фа­ми­лию героя, ко­то­рую нужно вста­вить вместо пропусков.

Пояснение.

Фамилия героя на месте про­пус­ков - Манилов, сен­ти­мен­таль­ный помещик, пер­вый «продавец» мерт­вых душ.

Ответ: Манилов.

Ответ: Манилов

Источник: Ян­декс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Ва­ри­ант 2.

В пер­вом томе «Мертвых душ» Чи­чи­ков по­се­тил пя­те­рых помещиков. Обо­значь­те цифрой, каким по по­ряд­ку сле­до­ва­ния был по­ме­щик из при­ве­ден­но­го отрывка.

Пояснение.

Манилов был первым.

Ответ: 1.

Ответ: 1

Источник: Ян­декс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Ва­ри­ант 2.

Татьяна Стаценко

В инструкциях ЕГЭ предлагают порядковые числительные записывать словами в именительном падеже. Данное задание внесено в базу РЕШУ ЕГЭ по материалам интернета, поэтому, вероятно, оно не в формате официальной демоверсии ФИПИ требует записи ответа.

Как на­зы­ва­ет­ся изображение внеш­но­сти героя в ли­те­ра­тур­ном произведении (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды)?

Пояснение.

Портрет - вос­со­зда­ние внешности пер­со­на­жей эпических и дра­ма­тур­ги­че­ских произведений, внеш­не­го облика людей в ли­ри­че­ских стихотворениях (лицо, фигура, одежда, походка, жесты, ма­не­ра держаться). Это один из ос­нов­ных приемов изоб­ра­же­ния человека в ли­те­ра­тур­ном произведении. Портрет, под­чер­ки­вая в че­ло­ве­ке индивидуальные, не­по­вто­ри­мые черты, яв­ля­ет­ся важным сред­ством создания его образа.

Ответ: портрет.

Ответ: портрет

Источник: Ян­декс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Ва­ри­ант 2.

В при­ве­ден­ном отрывке пер­со­наж характеризуется по­сло­ви­цей (ни в го­ро­де Богдан ни в селе Селифан). Уста­но­ви­те соответствие между тремя дру­ги­ми персонажами и их «пословичными», фра­зео­ло­ги­че­ски­ми характеристиками. К каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В

Пояснение.

А−3: Ноздрев ис­то­ри­че­ский человек. Ноздрев (Н) - тре­тий помещик, у ко­то­ро­го Чичиков пы­та­ет­ся купить мерт­вые души. Это мо­лод­це­ва­тый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Н. не­пре­рыв­но врет, за­ди­ра­ет всех без разбору; он очень азартен, готов «нагадить» луч­ше­му другу без какой-либо цели. Все по­ве­де­ние Н. объ­яс­ня­ет­ся его гла­вен­ству­ю­щим качеством: «юркостью и бой­ко­стью характера», т. е. безудержностью, гра­ни­ча­щим с беспамятством. Н. ни­че­го не за­ду­мы­ва­ет и не планирует; он про­сто ни в чем не знает меры. Н. - разбитной, лег­ко­мыс­лен­ный человек. Он легко про­иг­ры­ва­ет в карты. Нозд­рев - ма­стер «лить пули». Он лгун, но он лгун по принуждению. Он со­зна­тель­но нанизывает одну ложь на другую. Возможно, таким об­ра­зом он пы­та­ет­ся привлечь вни­ма­ние к своей персоне. Этот че­ло­век легко может предать, ему не­из­вест­но такое понятие, как креп­кая дружба.

Б−1: Собакевич не­лад­но скроен, да креп­ко сшит. Собакевич Ми­хай­ло Семеныч - помещик, чет­вер­тый «продавец» мерт­вых душ. Само имя и внеш­ность этого героя (напоминает «средней ве­ли­чи­ны медведя», фрак на нем «совершенно медвежьего» цвета, сту­па­ет вкривь и вкось, цвет лица «каленый, горячий») ука­зы­ва­ют на его мо­гу­честь его натуры.

В−2: Плюшкин про­ре­ха на человечестве. Плюшкин Сте­пан - по­след­ний «продавец» мерт­вых душ. Это герой оли­це­тво­ря­ет полное омерт­ве­ние человеческой души. В об­ра­зе П. автор по­ка­зы­ва­ет гибель яркой и силь­ной личности, по­гло­щен­ной страстью скупости. Опи­са­ние имения П. («не в Бога богатеет») изоб­ра­жа­ет запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду осо­бен­ная ветхость, крыши как решето, окна за­ткну­ты тряпьем. Здесь все без­жиз­нен­но - даже две церкви, ко­то­рые должны яв­лять­ся душой усадьбы.

В ряде произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики: в пьесе Д. И. Фонвизина “Недоросль”, в романах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, И. С. Тургенева “Отцы и дети”, И. А. Гончарова “Обломов” и других.

В чем героев этих книг можно сопоставить с Плюшкиным? В отношении к ведению хозяйства, к крестьянам, родственникам и друзьям. Конечно, Плюшкин – самая яркая отрицательная фигура среди названных героев. Не случайно Н. В. Гоголь с горечью восклицает: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти

человек! мог так измениться!” Разве эти слова не подходят для характеристики героини пьесы Д. И. Фонвизина “Недоросль” крепостницы Простаковой?! Та же мелочность, гадость и подлость!

Ярким контрастом этим помещикам выступает герой романа Л. Н. Толстого Н. А. Болконский, отличный хозяин и прекрасный отец. Князь презирал праздный образ жизни, а потому “постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении”. Старый князь Болконский - расчетливый хозяин. Все дела он “делал обдуманно, неторопливо и в высочайшей степени аккуратно”. Несомненно, этот образ, нарисованный великим мастером,- пример для подражания.

Таким образом, могу сделать вывод, что провинциальное дворянство представлено в произведениях русской классики разнопланово и не все его представители похожи на героя Н. В. Гоголя.


Другие работы по этой теме:

  1. В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. авторы про­славляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой “Облако в шта­нах”? В качестве...
  2. В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. образы-вещи приобретают символическое значение и в чем их можно сопоставить с пове­стью Н. В. Гоголя? Как...
  3. В каких произведениях русской литературы находит воплощение об­раз солнца и в чем их можно сопоставить со стихотворением Маяков­ского? В качестве литературного контекста можно привлечь следующие...
  4. В каких произведениях русской литературы вы встречались с обра­зом креста и в чем этот образ можно сопоставить с тургеневскими “Отцами и детьми”? В качестве литературного...
  5. Описание судеб простых солдат можно отыскать в произведениях, созданных рукой М. Шолохова и А. Т. Твардовского. Не стал исключением Л. Н. Толстой. Он написал “Войну...
  6. В каких произведениях русской литературы созданы образы историче­ских деятелей и в чем их можно сопоставить с оценкой Л. Н. Толстым реаль­ных исторических лиц? В качестве...
  7. Подумайте, в каких произведениях русской литературы ге­рои попадают в чуждый для них мир и в чем их можно сопоста­вить с Печориным? В этом отрывке представлена...