Образ Жульена Сореля «Красное и Черное. Образ Жюльена Сореля (подробная характеристика героя романа "Красное и черное") Красное и черное в жизни сореля

"Человек XVIII столетия, заблудившийся в героической эпохе Наполеона", - эти слова К. Стрыенского, сказанные о великом французском писателе Стендале, с полным правом можно отнести и к герою его знаменитого романа "Красное и черное".

Жюльен Сорель, подверженный, как и многие молодые люди того времени, влиянию личности величественного императора, испытывает тяжелую внутреннюю борьбу, которая и определяет в целом трагичность его образа.

История героя была во многом списана автором с судьбы реально существовавшего человека. О приговоренном к казни молодом человеке, сыне крестьянина, решившем сделать карьеру, служа в семье местного богача, Стендаль узнал из газет. Успешно начавший карьеру гувернера, Антуан Берте, уличенный в любовной связи с матерью своих воспитанников, потерял место" Мало того, он был изгнан из духовной семинарии, а позже - со службы в парижском аристократическом особняке, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина. Окончательной точкой в полосе неудач оказалось письмо бывшей хозяйки, госпожи Мишу.

В отчаянии молодой человек стреляет в госпожу Мишу, а затем пытается покончить жизнь самоубийством. Стендаль взял за основу своего романа этот сюжет, но значительно изменил и углубил его. Жюльен Сорель воплотил в себе все характерные черты своей эпохи, и в истории его жизненного пути лежат не простые честолюбивые желания, а сложные душевные терзания, сомнения, борьба с несправедливостью общества и собственными заблуждениями. Именно на истории духовной жизни героя, становлении его характера, столкновениях с социальной средой и строится сюжет "Красного и черного".

Наделенный чуткой душой, Жюльен постоянно анализирует происходящие события, оценивает себя и свою роль в них, сомневается и обдумывает каждый свой шаг, прежде чем решиться на какой-то поступок. Поэтому главное, что выделяли в романе критики и исследователи творчества писателя, это тонкий психологизм, "точное и проникновенное изображение человеческого сердца".

Герой Стендаля, вынужденный жить в мире корысти и наживы, которым являлось высшее общество XIX века, сам резко отличается от своего окружения. Талантливый молодой человек, абсолютно равнодушный к деньгам, Жюльен Сорель обладает безудержной отвагой и энергией, честностью и твердостью духа, упорством в продвижении к цели. Будучи представителем низшего, ущемленного в законных правах сословия, герой вместе с тем не хочет мириться со своим жалким положением. Он стремится изменить если не мир, то хотя бы свою судьбу.

Стоя на вершине утеса и наблюдая за полетом ястреба, Жюльен мечтает быть подобным этой гордой птице. "Вот такая была судьба у Наполеона, - думает он. - Может быть, и меня ожидает такая же..." Наполеон является для героя Стендаля высшим образцом того, как один человек способен возвыситься над окружающим миром. И хотя по духу Сорель ближе к революционерам, считает революцию своей настоящей стихией, безумное честолюбие увлекает его в противоположный лагерь.

Жюльен строит дерзкие планы достижения славы. Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в своих силе, воле, энергии и талантах, он нисколько не сомневается в успехе. Однако прямым и честным путем добиться признания в ту эпоху было невозможно. Отсюда и сложная душевная борьба героя.

Противоречия, вызванные сочетанием в душе Сореля революционных, независимых и благородных стремлений и честолюбивых желаний, ведущих на путь лицемерия и обмана, определяют внутренний драматизм этого образа. Жюльен, по словам Роже Вайяна, "вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал". Стремясь к признанию и славе, герой постигает истинную сущность власть имущих. Войти в этот мир - значит самому погрязнуть в моральной нечистоплотности, ничтожестве, корыстолюбии и жестокости. Еще до конца не осознавая всего, Сорель все же стремится в этот мир. И только став виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза, он понимает истинную бессмысленность своих стремлений.

Достигнув желанного счастья, Жюльен не стал счастлив по-настоящему. Потому что живая человеческая душа его ищет большего - светлого, чистого, высокого, того, чего просто нет в мире власти и больших денег.

Герой понимает иллюзорность своих честолюбивых стремлений к карьере, к нему возвращается осознание истинных ценностей: любви, дружбы, доброты, человечности. Его начинает тяготить та светская маска, которую он вынужден носить, - маска озлобленного честолюбца и дерзкого обольстителя. Ведь за этой маской скрывается чувствительная, благородная, добрая душа. И возродить эту душу герою помогает любовь к Луизе де Реналь.

К сожалению, окончательному возрождению души Жюльена суждено было произойти под влиянием трагических событий. В смятении чувств, вызванном компрометирующим его письмом Луизы, он стреляет в женщину, которую любит. И в этот момент герой испытывает настоящую бурю противоречивых чувств: с одной стороны - истинная всепоглощающая любовь к Луизе, с другой - разочарование в той, что обманула его святую веру, предала его, осмелилась помешать карьере. И все же чистая душа Жюльена Сореля побеждает, он возвращается к своей настоящей сущности, к своей природе. Меняя свое отношение к карьере, к самому высшему обществу, он меняет взгляд и на окружающих его людей, в частности на Матильду де ла Моль, на брак с которой так рассчитывал в порыве честолюбивых стремлений.

Теперь блистательная аристократка предстает перед ним в своем истинном обличье, таком похожем на весь мир ла Молей, де Реналей, Вально и им подобных. Теперь ему открывается и истинное отношение к нему всех этих господ. Потому на суде он открыто бросает в лицо своим судьям грозную правду: его судят не столько за выстрел в Луизу де Реналь, сколько за то, что он, плебей, осмелился восстать против своей жалкой участи, мечтая занять достойное его место в мире.

К сожалению, преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена Сореля приводят его на гильотину: он отклоняет предложение Матильды и отказывается от спасения. Сложная борьба, происходившая в душе героя, окончательно измотала его. Жизнь теперь кажется Жюльену бесцельной, он ею больше не дорожит и предпочитает смерть.

Стендаль не смог решить, как должен был герой, преодолевший свои заблуждения, перестроить жизнь, и потому гибель для него - единственный и неизбежный выход.

Роман «Красное и черное» — правдивое повествование об обществе эпохи Реставрации во Франции. Это социально-психологический роман, в основе которого лежит конфликт личности с обществом. Путь главного героя Жюльена Сореля приводит к мысли, что в эпоху Наполеона он мог бы стать героем, а в эпоху Реставрации вынужден либо приспособиться, либо погибнуть.

Жюльен Сорель — представитель поколения начала 20-х годов XIX века. Ему присущи черты романтического героя: независимость, чувство собственного достоинства, желание изменить судьбу, желание бороться и добиваться цели. Он яркая личность, в нем все выше нормы: сила ума, воли, мечтательности, целеустремленности.

Наш герой — сын плотника. Он живет в маленьком провинциальном городке Верьере с братьями и отцом и мечтает вырваться отсюда в большой мир. В Верьере его никто не понимает. «Все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца...» Юноша с раннего детства бредил военной службой, его кумиром был Наполеон. После долгих раздумий он решает: единственная возможность чего-нибудь добиться в жизни и вырваться из Верьера — стать священником. «Пробить дорогу для Жюльена прежде всего означало вырваться из Верьера; родину свою он ненавидел. Все, что он видел здесь, леденило его воображение».

И вот первая победа, первый «выход в свет». Жюльена приглашает к себе в дом воспитателем детей мэр Верьера господин де Реналь. Уже спустя месяц дети обожали молодого воспитателя, отец семейства проникся к нему уважением, а госпожа де Реналь испытывала к нему нечто большее, чем простое уважение. Однако Жюльен чувствовал себя здесь чужим: «он испытывал лишь ненависть и отвращение к этому высшему свету, куда он был допущен только к краешку стола...»

Жизнь в доме господина де Реналя была наполнена лицемерием, стремлением к наживе, борьбой за власть, интригами и сплетнями. «Совесть Жюльена стала нашептывать ему: «Вот оно — это грязное богатство, которого и ты можешь достигнуть и наслаждаться им, но только в этой компании. О Наполеон! Как прекрасно было твое время!..» Жюльен чувствовал себя одиноким в этом мире. Благодаря покровительству кюре Шелана Сорель попадает в Безансонскую духовную семинарию. «Если Жюльен только тростник колеблющийся, пусть погибнет, а если это человек мужественный, пусть пробивается сам», — сказал о нем аббат Пирар. И Жюльен стал пробиваться.

Учился он прилежно, но от семинаристов держался в стороне. Очень скоро увидел, что «знания здесь и в грош не ставят», ибо «преуспеяние в науках кажется подозрительным». Жюльен понял, что поощряется: лицемерие, «аскетическое благочестие». Как ни старался юноша прикидываться дурачком и ничтожеством, он не мог понравиться ни семинаристам, Ни начальству семинарии — слишком уж отличался он от других.

И наконец — первое повышение: его назначили репетитором по Новому и Ветхому Заветам. Жюльен чувствовал поддержку аббата Пирара и был благодарен ему за это. И вдруг — неожиданная встреча с епископом, которая решила его судьбу. Жюльен переезжает в Париж, в дом маркиза де Ла-Моля и становится его личным секретарем. Еще одна победа. Начинается жизнь в особняке маркиза. Что же он видит? «В этом особняке не допускались никакие лестные отзывы о Беранже, об оппозиционных газетах, о Вольтере, о Руссо, ни о чем бы то ни было, что хоть чуть-чуть отдавало свободомыслием и политикой. Малейшая живая мысль казалась грубостью». Материал с сайта

Перед ним открывался новый свет. Но этот новый свет был таким же, как и свет в Верьере и Безансоне. Все было основано на лицемерии и наживе. Жюльен принимает все правила игры и пытается сделать карьеру. Его ожидала блестящая победа. Но роман с дочерью маркиза Матильдой расстроил все планы Жюльена. Матильду, эту пресыщенную светскую красавицу, привлекли в Жюльене его ум, неординарность и безграничное честолюбие. Но любовь эта была совсем не похожа на яркое и светлое чувство, которое связывало Жюльена с госпожой де Реналь. Любовь Матильды и Жюльена скорее напоминала дуэль двух честолюбцев. Но она вполне могла бы закончиться браком, если бы не письмо госпожи де Реналь, написанное под влиянием братьев-иезуитов. «Сколько великолепных планов — и вот в одно мгновенье... все это рассыпается в прах», — думает Сорель.

Письмо госпожи де Реналь разрушило все планы Жюльена и ставило точку в его карьере. Стремясь отомстить, он совершает безрассудный поступок — в верь-ерской церкви стреляет в госпожу де Реналь.

Итак, все, чего так долго и целеустремленно добивался Жюльен, доказывал, что он Личность, было разрушено. После этого будут тюрьма, суд, приговор. Долго размышляя перед судом, Жюльен понимает, что ему не в чем раскаиваться: именно то общество, куда он так стремился попасть, пожелало сломить его, в его лице оно решило наказать тех молодых людей низкого сословия, которые осмелились проникнуть в «хорошее общество». Жюльен находит в себе мужество достойно встретить смерть. Так погибает умный и незаурядный человек, решившийся сделать карьеру, не гнушаясь никакими средствами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • порівняльна характеристика раскольниковаи ж сореля
  • жизнь жюльена сореля в родительском доме
  • цитати до рис характеру жульєна сореля
  • цитатна характеристика жульєна сореля
  • жульєн сорель характеристика

В своем понимании искусства и роли художника Стендаль шел от просветителей. Он всегда стремился к точности и правдивости отражения жизни в своих произ­ведениях.

Первый большой роман Стендаля, "Красное и черное", вы­шел в 1830 году, в год Июльской революции.

Уже его название говорит о глубоком социальном смысле романа, о столкновении двух сил - революции и реакции. Эпиграфом к роману Стендаль взял слова Дантона: "Правда, суровая правда!", и, следуя ему, писатель в основу сюжета по­ложил истинное происшествие.

Название романа подчеркивает и основные черты в харак­тере Жюльена Сореля - главного героя произведения. Окру­женный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе. Отстаивая права своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим его миром. Жюльен Сорель - выходец из крестьянской среды. Это определяет социальное звучание романа.

Сорель, разночинец, плебей, хочет занять место в обще­стве, на которое он не имеет права по своему происхожде­нию. На этой почве и возникает борьба с обществом. Жюльен сам хорошо определяет смысл этой борьбы в сцене на суде, когда он говорит свое последнее слово: "Господа! Я не имею


чести принадлежать к вашему классу, В моем лице вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия... Но даже если бы я был виновен, это все равно. Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания... и желающих покарать во мне и раз и навсег­да устрашить целый класс молодых людей, которые роди­лись в низах... имели счастье получить хорошее образование и дерзнуть примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом".

Таким образом, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к кото­рому он не имеет права. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор.

Но борьба Жюльена Сореля идет не только за карьеру, за личное благополучие; вопрос в романе поставлен гораздо глубже. Жюльен хочет утвердиться в обществе, "выйти в люди", занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного.

Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и миром Реналей и Ла-Молей возможно лишь на условиях полного приспособления молодого человека к их вкусам. В этом основной смысл борьбы Жюльена Сореля с окружающим миром. Жюльен вдвойне чужой в этой среде: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.

Стендаль убеждает читателя, что борьба, которую ведет Жюльен Сорель с окружающим обществом, - борьба не на жизнь, а на смерть. Но в буржуазном обществе нет места таким талантам. Наполеон, о котором мечтает Жюльен, это уже прошлое, вместо героев пришли торгаши, самодовольные лавочники; вот кто стал истинным "героем" в ту пору, в которую живет Жюльен. Для этих людей смешны выдаю­щиеся таланты и героизм - все то, что так дорого Жюльену.


Борьба Жюльена развивает в нем большую гордость и повышенное честолюбие. Одержимый этими чувства­ми, Сорель подчиняет им все другие стремления и привя­занности. Даже любовь перестает быть для него радостью. Не скрывая отрицательных сторон характера своего ге­роя, Стендаль в то же время оправдывает его. Во-первых, трудность борьбы, которую он ведет: выступив один против всех, Жюльек вынужден пускать в ход любое оружие. Но главное, что, по мнению автора, оправдывает героя, - это благородство его сердца, великодушие, чистота - черты, которых он не утратил даже в минуты самой жестокой борьбы.

В развитии характера Жюльена очень важен эпизод в тюрьме. До тех пор единственным стимулом, руководящим всеми его поступками, ограничивающим его хорошие по­буждения, было честолюбие. Но в тюрьме он убеждается, что честолюбие вело его ложным путем. В тюрьме происходит также переоценка чувств Жюльена к мадам де Реналь и к Матильде.

Эти два образа как бы знаменуют собой борьбу двух начал в душе самого Жюльена. И в Жюльене заложены два суще­ства: он гордец, честолюбец и в то же время - человек с простым сердцем, почти детской, непосредственной душой. Когда он преодолел честолюбие и гордость, он отдалился от такой же гордой и честолюбивой Матильды. А чистосердеч­ная мадам де Реналь, любовь которой была более глубокой, сделалась ему особенно близка.

Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводят его к гибели.

Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он более не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине.

Стендаль не смог решить вопроса, как должен был пере­строить свою жизнь герой, преодолевший свои заблуждения, но остающийся в буржуазном обществе.

-О- О- <


ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК

"Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?"

(По повести О. Бальзака "Гобсек")

Образ скупца и накопителя не нов в мировой литературе. Похожий тип изображен в драме - "Венецианский купец" В. Шекспира и в комедии "Скупой" Ж. Б. Мольера.

К созданию образа Гобсека автора привели наблюдения над жизнью буржуазного общества, отдельные моменты пове­сти автобиографичны. Герой Бальзака учится на факультете права в Сорбонне и работает клерком в конторе стряпчего, где узнает многое из практики денежных отношений.

В своей повести Бальзак сталкивает две философские точ­ки зрения, два взгляда на жизнь: Гобсека и Дервиля.

Вот точка зрения Гобсека: "Из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... золото. Чтобы осуществлять наши прихоти, нуЖг но время, нужны материальные возможности и усилия. В зо­лоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действи­тельности". По-иному мыслит Дервиль: "Да неужели все сво­дится к деньгам?" И в его словах: "Жизнь и люди внушали мне в эту минуту ужас" мы чувствуем, что Дервиль не прини­мает философию Гобсека.

В переводе "Гобсек" означает "живоглот". И все произведе­ние - яркое тому подтверждение. И главное правило, от кото­рого никогда не отступает бальзаковский герой, можно сфор­мулировать так: "Никого не жалей, никому не помогай, но сам пользуйся всем, что можно взять безвозмездно". То, что путь к богатству непременно предполагает жестокость, не смущает его. Он не знает пощады к тем, с кем ведет дела. "Иногда его жерт­вы возмущались, поднимали неистовый крик, потом вдруг на­ступала мертвая тишина, как в кухне, когда зарежут в ней ут­ку", - говорит Бальзак. Гобсек с безукоризненной щепетиль­ностью относится к оформлению всех документов, учетных кви­танций, расписок и их выполнению. Это ценится в коммерче­ском мире. Для него существует сделка, выгода, но не человек.


Гобсек хорошо изучил психологию людей, поэтому он не может отказать тому, у кого в руках "мешок с золотом". Сам он грязными способами сколотил себе миллионы. Он скупал краденое, как сделал с семейными бриллиантами графини де Ресто. Он занимался спекуляцией картинами старых масте­ров и всем, что ему несли должники. Он брал взятки от быв­ших плантаторов Гаити при ликвидации их имущества. А эти загадочные 20 лет в Ост-Индии, где Гобсек богател и разорялся, и последующие годы, когда он, по предположению Дервиля;- "торговал бриллиантами или людьми, женщинами или государственными тайнами".

Большое впечатление производит последняя картина, на­рисованная Бальзаком в "Гобсеке": "Утаенную картину уви­дели бы мы, если б могли заглянуть в души наследников, обступающих смертное ложе. Сколько тут козней, расчетов, злостных ухищрений - и все из-за денег".

В небольшой повести изображена гротескная уродливая фигура истинного хозяина жизни, образец огромной обобща­ющей силы: ростовщик, делатель денег из денег. Весь неза­урядный запас чувств подчинен од ной-единственной цели: на­копить как можно больше материальных средств, и безраз­дельно, как можно дольше владеть ими. Однако, прочитав произведение Бальзака, убеждаешься, что в мире существуют и другие ценности. Здоровье, любовь, дружбу не купишь ни за какие деньги.

Творчество Стендаля сыграло важную роль в развитии французской литературы. Оно явилось началом нового периода - классического реализма. Именно Стендаль первым обосновал главные принципы и программу нового течения, а затем с великим художественным мастерством воплотил их в своих произведениях. Самой значительной работой писателя стал его роман «Красное и черное», который сам автор довольно точно назвал хроникой XIX века.

Сюжет романа основывается на реальных событиях. Стендаль заинтересовался делом некоего молодого человека, сына крестьянина, который, желая сделать карьеру, стал гувернером в доме местного богача, однако потерял работу, так как был уличен в любовной связи с матерью своих воспитанников. Последующая жизнь этого молодого человека была полна неудач и потерь, что в конечном итоге привело его к самоубийству. Взяв за основу своего будущего произведения этот сюжет, Стендаль значительно видоизменил, углубил и расширил его, охватив все сферы современной ему общественной жизни, и создал вместо мелкого честолюбца героическую и трагическую личность - Жюльена Сореля.

Писателя в первую очередь интересовали душевный мир героя, пути становления и изменения его характера и мировоззрения, сложное и драматическое взаимодействие его с окружающей средой. Для него важна была не сама интрига, а внутреннее действие, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля. Герой Стендаля, прежде чем решиться на действие или поступок, подвергает себя и ситуацию строгому анализу, вступает в диалог с самим собой. В мире корысти и наживы Жюльен выделяется абсолютным равнодушием к деньгам, честностью и твердостью духа, упорством в достижении цели, безудержной отвагой и энергией. Однако он - выходец из низшего, ущемленного в правах сословия. И таким остается всегда и везде: в особняке господина де Реналя, в доме Вально, в парижском дворце или зале верьерского суда. Отсюда и революционная направленность его образа мыслей и взглядов. Сын маркиза де Ла Моля так и говорит о нем: «Остерегайтесь этого энергичного молодого человека! Если будет опять революция, он всех нас отправит на гильотину». И так думает все аристократическое окружение Сореля, включая Матильду де Ла Моль. «Уж не новый ли это Дантон?» - думает она, стараясь понять, какую роль может сыграть ее возлюбленный в революции.

Однако Жюльен Сорель больше всего увлечен стремлением к собственной славе. Основа его мировоззрения наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за полетом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой птице, свободно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот такая была судьба у Наполеона, - думает он. - Может быть, и меня ожидает такая же…» Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие планы по достижению своей цели. Однако герой живет в эпоху, когда честным путем невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. Отсюда и основной трагизм, противоречие этого образа. Независимый и благородный дух Жюльена сталкивается с его честолюбивыми устремлениями, толкающими героя на путь лицемерия, мести и преступления. Он, по словам Роже Вайяна, вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал.

Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится путь его героя к славе. Мы видим, как на этом пути Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. И он, в конечном итоге, все же добивается своего - становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но Жюльен не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет его жизнь. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открыл для него правду. Потрясение, которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь, заставило переосмыслить все прежние ценности и взгляды. Произошедшая трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье, как неизменном следствии славы. Меняется также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. Она становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Так природное начало, чистая душа героя берут верх; он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.

В своем понимании искусства и роли художника Стендаль шел от просветителей. Он всегда стремился к точности и правдивости отражения жизни в своих произведениях.

Первый большой роман Стендаля, «Красное и черное», вышел в 1830 году, в год Июльской революции.

Уже его название говорит о глубоком социальном смысле романа, о столкновении двух сил - революции и реакции. Эпиграфом к роману Стендаль взял слова Дантона: «Правда, суровая правда!», и, следуя ему, писатель в основу сюжета положил истинное происшествие.

Название романа подчеркивает и основные черты в характере Жюльена Сореля - главного героя произведения. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе. Отстаивая права своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим его миром. Жюльен Сорель - выходец из крестьянской среды. Это определяет социальное звучание романа.

Сорель, разночинец, плебей, хочет занять место в обществе, на которое он не имеет права по своему происхождению. На этой почве и возникает борьба с обществом. Жюльен сам хорошо определяет смысл этой борьбы в сцене на суде, когда он говорит свое последнее слово: «Господа! Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моем лице вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия… Но даже если бы я был виновен, это все равно. Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания… и желающих покарать во мне и раз и навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые родились в низах… имели счастье получить хорошее образование и дерзнуть примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом».

Таким образом, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор.

Но борьба Жюльена Сореля идет не только за карьеру, за личное благополучие; вопрос в романе поставлен гораздо глубже. Жюльен хочет утвердиться в обществе, «выйти в allsoch.ru - 2001-2005 люди», занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного.

Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и миром Реналей и Ла-Молей возможно лишь на условиях полного приспособления молодого человека к их вкусам. В этом основной смысл борьбы Жюльена Сореля с окружающим миром. Жюльен вдвойне чужой в этой среде: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.

Стендаль убеждает читателя, что борьба, которую ведет Жюльен Сорель с окружающим обществом, - борьба не на жизнь, а на смерть. Но в буржуазном обществе нет моста таким талантам. Наполеон, о котором мечтает Жюльен, это уже прошлое, вместо героев пришли торгаши, самодовольные лавочники; вот кто стал истинным «героем» в ту пору, в которую живет Жюльен. Для этих людей смешны выдающиеся таланты и героизм - все то, что так дорого Жюльену.

Борьба Жюльена развивает в нем большую гордость и повышенное честолюбие. Одержимый этими чувствами, Сорель подчиняет им все другие стремления и привязанности. Даже любовь перестает быть для него радостью. Не скрывая отрицательных сторон характера своего героя, Стендаль в то же время оправдывает его. Во-первых, трудность борьбы, которую он ведет: выступив один против всех, Жюльен вынужден пускать в ход любое оружие. Но главное, что, по мнению автора, оправдывает героя, - это благородство его сердца, великодушие, чистота - черты, которых он не утратил даже в минуты самой жестокой борьбы.

В развитии характера Жюльена очень важен эпизод в тюрьме. До тех пор единственным стимулом, руководившим всеми его поступками, ограничивающим его хорошие побуждения, было честолюбие. Но в тюрьме он убеждается, что честолюбие вело его ложным путем. В тюрьме происходит также переоценка чувств Жюльена к мадам де Реналь и к Матильде.

Эти два образа как бы знаменуют собой борьбу двух начал в душе самого Жюльена. И в Жюльене заложены два существа: он гордец, честолюбец и в то же время - человек с простым сердцем, почти детской, непосредственной душой. Когда он преодолел честолюбие и гордость, он отдалился от такой же гордой и честолюбивой Матильды. А чистосердечная мадам де Реналь, любовь которой была более глубокой, сделалась ему особенно близка.

Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводят его к гибели.

Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он более не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине.

Стендаль не смог решить вопроса, как должен был перестроить свою жизнь герой, преодолевший свои заблуждения, но остающийся в буржуазном обществе.

Открытый урок внеклассного чтения в 8 «А» классе по роману Ф.Стендаля «Красное и черное»

Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»

Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное и черное».

Цели урока

Образовательная : знание романа, выявление основных черт характера и анализ жизненного пути Жюльена Сореля.

Воспитательная : формирование активной жизненной позиции и критического отношения к выбору жизненного идеала и жизненного пути.

Развивающая : выявление главной проблемы романа, определение отношения автора к своему герою, создание устной характеристики Жюльена Сореля, эссе по проблеме урока.

Ход урока

1 этап урока (5-7 минут)

Организационный момент:

Приветствие учителя

Проверка подготовки учащихся к уроку (тексты романа, рабочие тетради)

Актуализация знаний (повторение основных вопросов предыдущего урока )

Учитель: на прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с романом Ф.Стендаля «Красное и черное». Давайте вспомним, о чем мы говорили.

Вопросы учителя классу:

В какое время происходит действие в романе? (1820-е годы)

Годы 1814-1830 называют эпохой Реставрации во Франции. Что это такое? (Роман «Красное и черное» вышел после Июльской революции 1830 года . Причиной её послужила политика короля Карла Х , который пытался вернуть время и порядки до 1789 года . Реставрация – это восстановление монаршей власти Бурбонов после поражения Наполеона)

Стендаль дал подзаголовок роману: «Хроника 19 века». Что такое хроника? (Хроника – записи исторических событий; документальная основа романа)

Роман «Красное и черное» - это один из первых реалистических романов, который рассказывает о жизни всех социальных слоях современного Стендалю общества. Назовите представителей этих слоев. (Простой народ, крестьяне – семья Сорелей, дворяне – господин де Реналь, буржуа – господин Вально, Фуке, духовенство – аббат Пиррар, аббат Шелан и другие священнослужители, аристократы – маркиз де Ла Моль)

Каков основной эпиграф романа? Чьи это слова? («Правда, горькая правда» - слова французского революционера Ж. Дантона).

Да, это правдивый рассказ о времени и о людях, живущих в этом времени.

2 этап урока (3-7 минут)

Учитель: напомните ваше домашнее задание к этому уроку (Записать цитаты, характеризующие Жюльена Сореля с положительной и отрицательной стороны – для каждой группы своя часть романа, и записать одну проблему, которая касается главного героя – индивидуальное задание).

Итак, чтобы приступить к основной части урока, нам необходимо выявить главную проблему данного произведения. Обсудите в группах и предложите одну.

Предложенные проблемы записываем на доске.

Проблемы, предлагаемые учителем:

Проблема добра и зла

Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути

Проблема истинных и ложных ценностей

Постановка проблемы – проблема жизненного идеала и жизненного пути Жюльена Сореля.

3 этап урока (15-20 минут)

- Каков его жизненный идеал? (Наполеон)

На какие периоды делится жизнь Сореля? (1-й –жизнь в городке Верьере, 2-й – семинария в Безансоне и 3-й – Париж).

Учитель: прежде чем говорить о жизненном пути главного героя, необходимо понять, каков он и что им движет в этой жизни. Начинаем работу в группах. Опираясь на выписанные вами цитаты, необходимо раскрыть образ Жюльена и его отношение в этот период жизни к Наполеону.

Работа в группах (3-5 минуты), далее представление устной характеристики Жюльена, основанной на цитатах, каждой из групп.

Участники 4-й группы добавляют к характеристике Жюльена и его цитаты о Наполеоне

На доске записываются положительные и отрицательные черты характера Жюльена Сореля

Отрицательные: двуличность, лицемерие, тщеславие, честолюбие, гордость, амбиции и т.д.

Положительные: любовь, талантливость, благородство, застенчивость, гордость, воля, ум, незаурядность и т.д.

Характеристика Жюльена Сореля

Задание: составьте план по данной характеристике (Работа в группах)

Жюльен Сорель, сын плотника, начинает подниматься по ступеням социальной лестницы: сначала он становится гувернером в доме г-на де Реналя, затем семинаристом, затем секретарем могущественного маркиза де ля Моля и, наконец, женихом его дочери, блестящим гвардейским офицером г-ном де ля Верне - вот ступени стремительной карьеры Жюльена, завершающейся трагическим концом, его казнью.

Жизнь Жюльена наполнена и яркими внешними событиями, и нравственными, психологическими приключениями. По складу личности он близок романтическому герою : он наделен огромной энергией, феноменальными способностями, гордым характером, железной волей, пылким воображением. В любом обществе Жюльен оказывается выше всех окружающих. Его кумир - Наполеон , сын революции, воплощение его честолюбивых грез. Жюльен Сорель увлечен стремлением к собственной славе. Основа его мировоззрения наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за полетом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой птице, свободно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот такая была судьба у Наполеона, - думает он. - Может быть, и меня ожидает такая же...» Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие планы по достижению своей цели. Однако герой живет в эпоху, когда честным путем невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. Отсюда и основной трагизм, противоречие этого образа . Независимый и благородный дух Жюльена сталкивается с его честолюбивыми устремлениями, толкающими героя на путь лицемерия, мести и преступления. Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится путь его героя к славе. Мы видим, как на этом пути Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. И он, в конечном итоге, все же добивается своего - становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но Жюльен не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет его жизнь. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открыл для него правду. Потрясение , которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь, заставило переосмыслить все прежние ценности и взгляды . Произошедшая трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье, как неизменном следствии славы. Меняется также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. Она становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Так природное начало, чистая душа героя берут верх; он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.

Вариант

1.Ступени стремительной карьеры.

2.Личность, близкая романтическому герою.

3.Его кумир – Наполеон.

4.Противоречивость образа.

5.Выстрел – и переосмысление взглядов.

6.Смерть Жюльена, но победа над обществом.

  1. 4 этап урока (7-10 минут)

Учитель: Итак, мы познакомились с романом Ф.Стендаля «Красное и черное», его главным героем Жюльеном Сорелем. Теперь вновь обратитесь к проблеме урока. Какие можно сделать выводы? (Возможные ответы учащихся):

Не сотвори себе кумира,

Жизненная цель должна быть во благо,

Не все средства хороши для достижения цели,

Думай о близких людях,

Не причиняй зла другим,

Не ломай себя и живи согласно своей натуре

Учитель: Почему мы взяли это произведение Стендаля?

Потому что из Наполеона сотворят себе кумира и герои произведений русской литературы: это и Родион Раскольников в романе Ф.Достоевского и Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Толстого. Они тоже пройдут свой сложный путь познания жизни. Я думаю, что роман «Красное и черное» вас сподвигнул к тому, чтобы задуматься о жизни и о жизненных целях. Давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

Напишите синквейн по образу Жюльена.

Возможный вариант

Жюльен

Честолюбивый, тщеславный

Ненавидит, лицемерит, прозревает

Цель жизни – карьера и слава

Смерть

Я предлагаю вам закончить предложение. (Если останется время)

Рефлексия: (выберите что-то одно)

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Домашнее задание: (на выбор)

1.Написать эссе «Цели моего жизненного пути»

2.Сочинение-размышление по роману Стендаля «Красное и черное» (закончить)