Мысль семейная в романе «Война и мир» (Школьные сочинения). Мысль семейная в романе толстого война и мир сочинение В семье Курагиных алчный отец воспитал недостойных детей

"Мысль семейная" в романе "Война и мир"

Лев Николаевич Толстой считал, что, работая над произведением, надо любить в нем "главную мысль", сводить к ней все прочие идеи. Софья Андреевна Толстая записала в дневнике его слова о том, что, создавая "Войну и мир", он "любил мысль народную", а в "Анне Карениной" - "мысль семейную". Действительно, "мысль народная" - фундаментальная идея "Войны и мира" как историко-философского произведения. Но сам подход Толстого к истории-искусству, предполагающий постижение законов истории через скрупулезное изучение всего хода человеческой жизни, включает напряженный интерес к семье, поэтому "Войну и мир" можно рассматривать и как семейную хронику. И новаторство Толстого проявилось не только в его взглядах на искусство, науку и философию, но и в его отношении ко всему, связанному с темой семьи, быта.

Романы "натуральной школы" строились так, что внимание авторов и читателей сосредоточивалось на социально-философских проблемах. Герои реализовывали себя в духовной сфере, в общественном служении и с глубоким презрением относились к быту. "Проза натуральной школы вообще создала иронические картины чуть ли не всех принятых форм общественного и домашнего быта... Бытовая, хозяйственная, практично-ежедневная сторона жизни тут выглядит всюду не как естественный элемент процесса человеческого существования: она возникает перед героями как угроза, как начало, враждебное всему лучшему в их личности", - пишет А. Жук. Толстого возмущала эта высокомерная ирония над основами человеческого бытия. В семье, в семейной жизни он видел одну из главных сфер самореализации человека, требующую и таланта, и души, и творческих озарений. Семья для него - микрокосм человеческой общности, начало и основа социума. И важнейшей характеристикой героев "Войны и мира" становится их семейная жизнь.

Три семейства, три дома, три "породы" людей составляют основу "мысли семейной" романа: Ростовы, Болконские и Курагины. Мир Курагиных - мир светской черни, извращенных взаимоотношений с окружающими и с близкими. Их семья открыто и активно противопоставлена автором миру Болконских и Ростовых. Но и семьи любимых его героев отнюдь не дублируют друг друга, тоже во многом друг другу противостоят: неслучайно чужды князю Андрею старшие Ростовы, неприятен Николай; неслучайно Николай Андреевич Болконский не примет Наташу, будет так противиться женитьбе сына.

Дома Ростовых и Болконских различаются прежде всего внутренней атмосферой. В семье Ростовых открыто радуются и открыто плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого. Их хлебосольство славится по всей Москве, они готовы принять и обласкать любого: в семье, кроме четверых родных детей, воспитывается Соня.

Все иначе в усадьбе в Лысых Горах. Там царит дух замкнутости, спартанской сдержанности; там не принято напропалую откровенничать: лишь в решительные минуты жизни скупо и осторожно произносят Болконские слова любви, приоткрывают душу. Но дело не только в разности стиля жизни. Эти семьи живут в разных системах нравственных ценностей. И, выходя в мир, каждый герой несет в себе не только привычный семейный уклад, но и принятую в его доме мораль, воспитанное родителями отношение к себе и к миру.

Гостеприимный и щедрый дом Ростовых не может не очаровать читателя. Толстой с умилением описывает графа и графиню: эти пожилые, прожившие вместе жизнь люди нежно, трепетно любят друг друга; у них чудесные дети; в их доме уютно своим и чужим... И мы готовы пропустить мимо ушей несколько диссонансных нот в этой семейной гармонии: холодность всех презирающей Веры; страстное желание Сони принести себя в жертву благодетелям и ее страх, что графиня воспротивится ее браку с Николаем. Однако дальше, следя за судьбами героев, нам все чаще придется оглядываться на тот первый вечер в доме Ростовых и задумываться над брошенными автором как бы вскользь намеками.

Все неприятнее встречаться на страницах романа с Верой. Все настойчивее стремление Сони жертвовать собой, чтобы показать, как она благодарна приютившему ее семейству. И удивляет Николай: искренний, добрый малый, храбрый, честный и чувствительный - но неинтересен, катастрофически бесцветен! Он совершенно не умеет думать, боится размышлять: это с трагической ясностью обнаружится в случае с Денисовым, когда верноподданический восторг напрочь заслонит от Николая Ростова мысли о сломанной судьбе несправедливо осужденного друга. И в том, как не рассуждая, повинуясь лишь физическому влечению, бросится к Анатолю Наташа - тоже проявится это ростовское стремление "жить чувствами", это освобождение себя от обязанности думать и отвечать за свои поступки.

Для того чтобы понять отношение Толстого к семье, к ее роли в жизни каждого человека и всего человечества, необходимо обратить особое внимании на женские образы романа.

Если мужчина в основном реализует себя в общественном служении, в сфере социальной, то мир женщины, по мнению Толстого, - семья. Именно женщина создает этот микрокосм человечества, и она отвечает за него перед людьми и перед Богом. Она растит детей, она всю жизнь творит тот Дом, который становится ее главным миром, надежным и спокойным тылом для мужа и истоком всего для младшего поколения. Она утверждает доминирующую в доме систему нравственных ценностей, она прядет нити, соединяющие всех членов ее семейства.

Нелюбимые героини Толстого Дома создать не могут. Элен и Анна Павловна Шерер, символизирующие для автора не только бездуховность и бездушие света, но и абсолютную утрату женского начала, подмененного культом физической красоты, расположены на "отрицательном полюсе" романа. Им противостоят Наташа и княжна Марья. Но мир романа не одноцветен, и насколько прямолинеен Толстой в историко-философских рассуждениях, настолько скрытно, подспудно проводит он важнейшие свои мысли о роли семьи, о высшем назначении женщины. Здесь автор ничего не декларирует открыто: он рассчитывает на вдумчивого, мыслящего читателя. Толстой уверен: назначение женщины - быть верной, любящей женой и матерью, беззаветно преданной своей семье. Но и здесь для автора есть важнейший, ключевой момент: ее любовь и преданность не имеют права преступать некоторые пределы! Каковы же эти границы? Чтобы понять их, вернемся к семье Ростовых.

Откуда в добром, любящем семействе могла взяться бездушная Вера?! Сам граф Илья Андреевич пытается объяснить этот феномен весьма простодушно и столь же малоубедительно: "Графинюшка мудрила с Верой". Вряд ли любящая мать могла так уж намудрить с дочерью, чтобы из нее выросла уменьшенная копия Элен! В чем же дело? Вероятно, дело в самой "графинюшке".

Чем дальше, тем хуже идут дела Ростовых. Хозяйственная безалаберность старого графа, привычное хлебосольство и щедрая помощь сделали свое дело: семья близка к разорению. А тут еще проигрыш Николая и приданое Веры, которое потребовал Берг! И чем беднее становятся Ростовы, тем явственнее проступают в графине черты низменные, страшные: скупость, душевная черствость, стремление пожертвовать "чужими" для "своих". Можно понять графиню, когда она не желает дать подводы для раненых: она - мать, на подводах - последнее, что есть у семьи, то, что пойдет в приданое Наташе, то, чем жить Николаю и Пете! Она ничего не хочет для себя, она думает о детях, исполняя свой материнский долг. Но можно ли, заботясь о благосостоянии своих детей, жертвовать жизнью раненых солдат?! Можно ли, думая о материальном их благополучии, не задумываться, какой страшный урок бесчеловечности получают дети?!

Вспомним, как провожал князя Андрея на войну его отец:

Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!- взвизгнул он.

Этого Вы могли бы не говорить мне, батюшка, - улыбаясь, сказал сын.

Таковы нравственные основы в семье Болконских, в которой прежде всего думают о душе, о чести, а потом уже о жизни и благополучии. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочтет видеть его мертвым, чем обесчещенным, замаравшим имя. И поэтому князь Андрей может ошибаться, может поддаваться гипнозу наполеоновских идей, но не может позволить себе струсить, отсидеться в кустах - как позволил себе это в первом бою Николай Ростов. Помните, что думал Николай во время первого своего боя: " Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?" Мысли молодого Ростова естественны, ибо естественно чувство самосохранения. Но они и безнравственны. Именно в этот момент проявилась в нем безнравственность слепой любви старой графини. И пусть еще не произошла сцена с подводами, обнажившая перед нами готовность графини Ростовой жертвовать чужими людьми ради своих детей, но это качество ее любви уже видно в реакции Николая: пусть погибнут все, кроме него. Ее любовь всегда была такой, всегда на этом основывалась - и передавала детям основы бесчеловечности.

А разве не бесчеловечно отношение графини Ростовой к Соне?! Приютив племянницу мужа, почти ровесницу Наташи, она ни на секунду не забывала, что этот ребенок - чужой, что эту девочку она облагодетельствовала. Разумеется, Соню до поры не попрекали куском. Но настойчивое ее желание доказать свою благодарность яснее ясного говорит о том, что, и не попрекая, девочке ни на секунду не давали забыть о ее судьбе горькой сироты, бедной родственницы, которую кормят из милости. Что может быть безнравственнее?!

Материнская любовь свята - это несомненно для Толстого. Но он резко отделяет любовь матери, растящей и воспитывающей Человека, от слепой, животной любви самки к своему детенышу. В любви старой графини слишком сильно животное, нерассуждающее начало. Это не означает, что ничего иного нет вообще: ее дети, кроме Веры, вырастают честными, добрыми, порядочными людьми, преодолевающими в себе эгоизм. Но слепое обожание своего ребенка в чувствах графини доминирует.

Попробуем ясно увидеть всю ее жизнь. Автор знакомит нас с уже пожилой, давно сформировавшейся женщиной. Но все же несложно понять, какой была она в молодости. И прежде всего помогает нам в этом ее лучшая подруга юности - Анна Михайловна Друбецкая. На страницах "Войны и мира" Друбецкая все время "при сыне" - она целиком поглощена своей любовью к Борису. Ради "святой цели" - продвижения сына по службе, его карьеры, его удачной женитьбы - она готова на любую подлость, на унижение, на преступление. Сама графиня Ростова еще не проявила себя так, как Друбецкая, но вполне понимает подругу и сочувствует ей. Для них обеих естествен такой тип любви. И близость графини с Анной Михайловной не может не настораживать.

И вот мы уже видим милую графиню Ростову "в зеркале" Анны Михайловны. Они из одного мира, из мира светских отношений, светских расчетов и сплетен, светских дружб и условностей - мира, которому глубоко чужд граф Илья Андреевич Ростов. Выйдя за него замуж, Nathalie Шиншина отказалась во многом от своего мира, но не утратила живой связи с ним. Это особенно сказалось на Вере - именно потому, что, растя первую дочь, графиня Ростова была еще молода, еще слишком сильно было влияние на нее Друбецких, Курагиных и их круга, она и не смогла передать старшей дочери ничего, кроме эгоизма, фальши и бездушия.

Чем прочнее становилась с годами духовная связь графини с мужем, тем глуше звучал в ней "шиншинский" голос, тем громче - "ростовский". И вот она уже неприязненно относится к Вере, все больше ценит в окружающих душу, а не внешний лоск. "Шиншинский" голос звучит едва-едва: в отношении к Соне, которую растят, как родную дочь, но которая все как-то не может забыть, что она - "облагодетельствована", что она, в сущности, чужая. Звучит он в нежной дружбе с Друбецкой, в нерассуждающей любви к детям... Этот голос почти неразличим, пока дела Ростовых благополучны. Но он, и только он будет слышен в минуты кризисные, когда надо будет отвоевать свои подводы у раненых, потребовать от Сони жертвы... Страшно накажет Толстой эту героиню. Приведя ее к благополучному финалу, к счастливой старости среди детей и внуков, в довольстве и достатке, он лишит ее возможности насладиться всем этим. В эпилоге мы видим не графиню Ростову. Перед нами состарившаяся Nathalie Шиншина. Из всех домашних ей нужнее всего приживалка Соня, из всех знаков внимания - подарки... И, хотя разум старой графини не угас, ее жизнь превратилась в чисто физиологический процесс.

Напомним, что внутренняя структура романа зиждется на полюсах "мира" и "войны", на противостоянии "наполеоновской" и "антинаполеоновской" идей. И в "мысли семейной" это противостояние также составляет основу авторских убеждений. Критерием - и критерием безошибочным - здесь служит отношение к детям. И Элен, и фрейлина Шерер бездетны. Более того, их невозможно представить в окружении детей. Абсолютный эгоизм лишает их возможности материнства. И в отчетливом нежелании Элен иметь детей Толстой усматривает не только результат ее безнадежной духовной испорченности, опустошенности, но и разумный ход природы, лишающий это чудовище женского, материнского естества. Ибо отношения с детьми у таких людей, как Элен, глубоко бесчеловечны. Вспомним, какой страшной смесью низменных инстинктов и побуждений связаны друг с другом члены семейства Курагиных. Мать испытывает к дочери ревность и зависть; оба брата не скрывают физического влечения к сестре; отец искренне приветствует для детей браки по расчету, грязные интриги, скверные связи... Кажется, что разрастание этого гнезда грехов и пороков возможно остановить лишь физически - и все трое младших Курагиных остаются бездетными.

Если люди, близкие к "наполеоновскому полюсу" романа, детей имеют и любят - пусть даже любовью низшей, слепой, инстинктивной (как Анна Друбецкая), то сам Наполеон и герои, ему эквивалентные (Элен), не способны даже на это. Вспомним блестящее описание Наполеона перед портретом сына: он взглянул на портрет - "и сделал вид задумчивой нежности". Казалось бы, каким бы негодяем ни был этот человек, почему он не может любить родного сына? Но нет, в нравственно-философской системе Толстого все глубоко взаимосвязано, и Наполеон, воплощающий в себе бесчеловечную идею войны, не может испытывать человеческие чувства чистой любви, искренней привязанности. Слишком глубоко исследует автор природу психологической и эмоциональной жизни, действие законов миропорядка в рамках личности. И это исследование приводит его к выводу страшному: бесчеловечная, антинравственная идея войны, захватив личность, разрушает ее до основания, выжигает все человеческие качества и оставляет лишь низменные инстинкты, питающие саму идею - неутолимое тщеславие, абсолютный эгоизм, стремление к разрушению. "Наполеоновская идея" оказывается раковой опухолью, пожирающей личность носителя и легко проникающей в сознание людей, не защищенных от нее твердыми нравственными принципами.

Что же воспитывает в человеке эти нравственные принципы? Прежде всего и больше всего - семья.

Не идеален старый князь Николай Андреевич Болконский. Он и самолюбив, и не всегда справедлив, труден характер этого человека. Он не может застраховать своих детей от жизненных ошибок, полностью защитить их от влияния окружающего мира, от проникновения в их умы и души наполеоновской идеи. Но он дает детям мощное оружие: стремление к абсолютной честности перед самим собой, безусловное уважение к нравственным заповедям человечества, доминирующее чувство долга, ответственности за каждый свой шаг и каждое помышление. Наваждению наполеоновской идеи поддастся князь Андрей - и выстоит, отринет ее, обретет свой истинный путь. "Наполеоновские" эгоизм и себялюбие охватят душу княжны Марьи в предсмертные дни Николая Андреевича - и она с ужасом признается себе в этом, и проклянет себя - и выстоит, очистит душу от этой скверны.

А в эпилоге романа мы увидим две прекрасные семьи - Наташи и Пьера и Марьи и Николая. Почти все любимые герои Толстого стоят у истоков нового - третьего - поколения. Мы видим мирное течение жизни - прекрасной, полной чистых радостей и созидательных трудов. Но для автора идеальна лишь одна семья - семья Безуховых.

Она абсолютно гармонична. Преодолев все искушения, победив в себе низкие инстинкты, совершив страшные ошибки и искупив их, очищенными от наполеоновской идеи вступают в новую полосу жизни Наташа и Пьер. Каждый из них так сурово осудил себя за совершенные против нравственности и собственной души преступления, как никто не мог бы их осудить. И этот - единственный - путь преодоления заблуждений привел их к истинному свету. В семье Безуховых Пьер - глава, интеллектуальный центр. Духовная опора семьи, ее основа - Наташа. Вся энергия, позволявшая юной Наташе познавать мир, живо интересоваться всеми окружающими, заставлявшая ее петь, танцевать, тянувшая ее к полету, ушла в новое великое дело - созидание семьи. Рождение и воспитание детей, забота о муже для взрослой Наташи есть ее жизнь, единственная и наиважнейшая ее работа. И она целиком отдается этому - настолько, что не позволяет себе растрачиваться ни на пение, ни на мысли о собственной привлекательности. Ни капли эгоизма не осталось в Наташе, и это делает ее в глазах Толстого прекрасной, совершенной. Вся связь с миром в семье Безуховых осуществляется через Пьера: его напряженная работа на благо России (в тайных обществах будущих декабристов) - важнейший социальный вклад этой семьи. Он возможен лишь постольку, поскольку в центре семьи стоит Наташа, ни на миг не прекращающая своего огромного самоотверженного труда, поддерживаемая великой, одухотворенной любовью всех членов этой семьи. Человеческая равноценность Пьера и Наташи - вот основа гармонии семьи Безуховых. Этого лишена новая семья Ростовых, семья Николая и Марьи.

И здесь дело не в том, что графиня Марья умнее своего мужа, хотя это тоже очень важно. Она как личность неизмеримо глубже, чем он. Николай любуется женой, осознавая, что никогда не поймет ее, что некая сфера ее жизни навсегда от него закрыта. А ведь сфера эта важнейшая - духовная жизнь. И никакие прекрасные человеческие качества Николая - ни доброта, ни порядочность, ни скромность, ни трудолюбие - не компенсируют его духовной ущербности, неумения думать и отвечать за свои поступки перед собственной совестью. За Николая Ростова можно быть спокойным, пока окружающий мир стабилен, пока не коснется его дуновение наполеоновской идеи. Но уже в благополучном, счастливом эпилоге мы чувствуем, как подступает новый кризис, сгущается предгрозовая атмосфера. Уже разделяется русское общество на будущих декабристов и на тех, кто окажется по другую сторону баррикад. В романе Толстой не желает судить и анализировать декабризм как явление - это тема отдельного исследования. Автор изучает, что привело страну к созданию революционных обществ, по каким признакам разделилась Россия на мятежников и подавляющих восстание. И почему из одной семьи Ростовых выйдут будущая жена декабриста Наташа и уже готовый подавлять антиправительственный мятеж Николай.

Важно, что в эпилоге автор как бы устраняется от произнесения своего приговора над расколом в семействе Безуховых-Ростовых. Вспомним, что в главе о совете в Филях Толстой дал читателю возможность увидеть спорящие стороны глазами ребенка, чтобы, отрешившись от доводов логики, почувствовать искренность побуждений каждого персонажа. Малаше непонятно, о чем говорят военные, но всей душой она сочувствует Кутузову: "...в душе своей она держала сторону дедушки". Ребенок свободен в восприятии, никакие красивые слова о "священном долге" не затмят для Малаши фальшивой интонации. Этот же прием использует Толстой в первом эпилоге. Судьей в споре Ростова и Безухо-ва о судьбе России и о долге честного гражданина автор избирает мальчика Николеньку Болконского. И его чистое, незамутненное восприятие оказывается для Толстого самым верным, самым праведным судом. В отношении Николеньки к Николаю Ростову и Пьеру как бы заложена схема авторского отношения к этим героям. Он "любил дядю; но с чуть заметным оттенком презрения. Пьера же он обожал. Он не хотел быть ни гусаром, ни георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер".

Отношение Николеньки - важнейший критерий для Толстого: ребенок, имеющий возможность выбирать между двумя жизненными принципами, выбирает Пьера.

Список литературы

Долинина Н.Г. По страницам "Войны и мира". Заметки о романе Л.Н. Толстого "Война и мир". - СПб.: "Лицей", 1999.

Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. - М.: "Просвещение", 1981.

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994

Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема семьи и дворянства . Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен).

По мнению Толстого, семья - это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья - это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. В романе «Война и мир» тема семьи по замыслу автора служит важнейшим средством организации текста. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения. В системе всех основных образов романа автор выделяет несколько семей, на примере которых выражает свое отношение к идеалу домашнего очага, - это Ростовы, Болконские, Курагины.

Ростовы и Болконские - это не просто семьи, это жизненные уклады, основанные на национальных традициях. Наиболее полно эти традиции проявились в жизни представителей Ростовых - благородно-наивной семьи, живущей чувствами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), теплоту и сердечность семейных отношений, гостеприимство и хлебосольство, отличающее русских людей. Рассказывая о Пете, Наташе, Николае и о старших Ростовых, Толстой стремился художественно воссоздать историю средней дворянской семьи начала XIX века.

В ходе повествования Толстой знакомит читателя со всеми представителями семейства Ростовых, рассказывая о них с глубокой заинтересованностью и симпатией. Дом Ростовых в Москве считался одним из самых гостеприимных, а потому одним из самых любимых. Здесь царил добрый, беспечный и всепрощающий дух благожелательной любви. Это вызывало у некоторых добродушную насмешку, но никому не мешало пользоваться радушной щедростью графа Ростова: доброта и любовь всегда притягательны.

Наиболее ярким представителем семьи Ростовых является Наташа - обаятельная, естественная, жизнерадостная и наивная. Все эти черты дороги Толстому, и за них он любит свою героиню. Начиная с первого знакомства, писатель подчеркивает, что Наташа не похожа на других героев романа. Мы видим ее дерзким ребенком, когда на именинах она бесстрашно, несмотря на присутствие графини Ахросимовой (которую боялся весь свет), спрашивает, какое пирожное будет подано на сладкое; затем повзрослевшую, но все такую же живую, непосредственную и обаятельную, когда ей предстоит принять первое важное решение - отказать Денисову, сделавшему ей предложение. Она говорит: «Василий Дмитрич, мне вас так жалко!.. Нет, но вы такой славный... но не надо... это... а так я вас всегда буду любить...» В словах Наташи нет прямой логики, но при этом они трогательно чисты и правдивы. Позднее мы видим Наташу с Николаем и Петей в Михайловске, в гостях у дядюшки, когда она исполняет русскую пляску, вызвав восхищение у окружающих; Наташу влюбленную в князя Андрея, а потом увлекшуюся Анатолем Курагиным. По мере взросления развиваются и свойства характера Наташи: жизнелюбие, оптимизм, влюбчивость. Толстой показывает ее и в радости, и в горе, и в отчаянии, и показывает так, что читатель не может сомневаться: все ее чувства искренни и неподдельны.

По ходу повествования мы много важного узнаем и графе Ростове: о денежных заботах Ильи Николаевича; о его гостеприимстве и добродушии; о том, как неподражаемо и задорно танцует он Данилу Купора; о том, сколько стараний он прилагает для устройства приема в честь Багратиона; о том, как в порыве патриотического восторга, вернувшись из дворца, где он слышал и видел императора, отпускает своего младшего несовершеннолетнего сына на войну. Графиню Ростову Толстой почти всегда показывает глазами Наташи. Главная ее черта - любовь к детям. Для Наташи она - первый друг и советчик. Графиня понимает своих детей с полуслова, всегда готова предостеречь их от ошибки и дать нужный совет.

С особо трогательной симпатией относится Толстой к Пете - младшему сыну Ростовых. Это прекрасный, добрый, всех любящий и всеми любимый мальчик, так похожий на Наташу, верный товарищ ее игр, ее паж, беспрекословно выполняющий все желания и прихоти сестры. Он, как и Наташа, любит жизнь во всех ее проявлениях. Он умеет пожалеть пленного французского барабанщика, зовет его ужинать и угощает жареным мясом, так же как звал всех к себе в дом, чтобы накормить и обласкать, его отец, граф Ростов. Гибель Пети - яркое свидетельство бессмысленности и беспощадности войны.

У Ростовых любовь - основа жизни семьи. Здесь не боятся высказать свои чувства ни друг перед другом, ни перед друзьями и знакомыми. Любовь, доброта и сердечность Ростовых распространяются не только на ее членов, но и на людей, волей судьбы ставших их близкими. Так, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный жизнерадостностью Наташи, решается изменить свою жизнь. В семье Ростовых никогда не осуждают и не упрекают друг друга даже тогда, когда поступок, совершаемый кем-либо из ее членов, заслуживает осуждения, будь то Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег и поставивший семью под угрозу разорения, или Наташа, пытавшаяся бежать с Анатолем Курагиным. Здесь всегда готовы оказать помощь друг другу и в любую минуту встать на защиту родного человека.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с Болконскими. Но Болконские, в противоположность Ростовым, придают большое значение своей родовитости и богатству. У них не принимают всех без разбора. Здесь царит особый порядок, понятный только членам семьи, здесь все подчинено чести, разуму и долгу. Во всех представителях этого семейства ярко выражено чувство фамильного превосходства и собственного достоинства. Но вместе с тем, в отношениях Болконских присутствует естественная и искренняя любовь, скрытая под маской высокомерия. Гордые Болконские по складу характера заметно отличаются от уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение этих двух родов, в представлении автора, возможно лишь между нехарактерными представителями этих семей (Николай Ростов и княжна Марья).

Семье Болконских в романе противопоставлена семья Курагиных. И Болконские, и Курагины занимают видное место в светской жизни Москвы и Петербурга. Но если описывая членов семьи Болконских автор обращает внимание на вопросы гордости и чести, то Курагиных изображает в качестве активных участников интриг и закулисных игр (история с портфелем графа Безухова), завсегдатаев балов и светских раутов. Жизненный уклад семьи Болконских основан на любви и сплоченности. Всех представителей семейства Курагиных объединяет аморальность (тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка устроить побег Наташи), расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Не случайно представители семьи Курагиных относятся к высшему свету. С первых страниц романа читатель переносится в петербургские гостиные большого света и знакомится со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. По ходу повествования Толстой срывает с этих людей покровы внешнего блеска и утонченных манер, и читателю открывается их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне Анны Павловны Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом.

Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде Ипполита Курагина, обсуждаются выгодные партии для женитьбы или замужества. В этом свете «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Достаточно вспомнить искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

Князь Василий Курагин - глава семейства Курагиных - яркий тип предприимчивого карьериста, стяжателя и эгоиста. Предприимчивость и стяжательство стали как бы «непроизвольными» чертами его характера. Как подчеркивает Толстой, князь Василий умел пользоваться людьми и скрывать это умение, прикрывая его тонким соблюдением правил светского обхождения. Благодаря этому умению князь Василий многого добивается в жизни, потому что в обществе, в котором он живет, искание разного рода выгод является главным в отношениях между людьми. Ради своих корыстных целей князь Василий разворачивает весьма бурную деятельность. Достаточно вспомнить кампанию, развернутую с целью женитьбы Пьера на его дочери Элен. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых - мышеловка захлопнулась. Началась осада Марии Болконской, богатой невесты для Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту «операцию». О какой любви и семейном благополучии может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией рассказывает Толстой о князе Василии, когда тот одурачивает и обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения, скрывая свои поступки под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.

Элен - единственная из всех детей князя Василия, кто не тяготит его, а доставляет своими успехами радость. Это объясняется тем, что она была настоящей дочерью своего отца и рано поняла, по каким правилам нужно играть в свете, чтобы добиться успеха и занять прочное положение. Красота - единственное достоинство Элен. Она это прекрасно понимает и использует его как средство для достижения личной выгоды. Когда Элен проходит по залу, то ослепительная белизна ее плеч привлекает взгляды всех присутствующих мужчин. Выйдя замуж за Пьера, она стала блистать еще ярче, не пропускала ни одного бала и всегда была желанной гостьей. Открыто изменив мужу, она цинично заявляет, что не желает иметь от него детей. Пьер справедливо определил ее сущность: «Там где вы, там и разврат».

Сыновьями князь Василий открыто тяготится. Младший сын князя Василия - Анатоль Курагин - вызывает отвращение уже в первый момент знакомства. Составляя характеристику на этого героя, Толстой заметил: «Он, как красивая кукла, ничего нет в глазах». Анатоль уверен, что мир создан для его удовольствий. По словам автора, «он был инстинктивно убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем он жил», что он «должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе». Толстой неоднократно подчеркивает, что Анатоль красив. Но его внешняя красота контрастирует с его пустым внутренним обликом. Безнравственность Анатоля особенно ярко проявляется во время его ухаживания за Наташей Ростовой, когда она была невестой Андрея Болконского. Анатоль Курагин стал для Наташи Ростовой символом свободы, и не могла понять она, со своей чистотой, наивностью и верой в людей, что это свобода от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого. Второй сын князя Василия - Ипполит - охарактеризован автором как повеса и фат. Но в отличие от Анатоля, он еще и умственно ограниченный, что делает его поступки особенно нелепыми. Толстой уделяет Ипполиту в романе достаточно мало места, не удостаивая его своим вниманием. Красота и молодость Курагиных принимает отталкивающий характер, ибо эта красота неискренняя, не согретая душой.

Объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной Толстой изобразил с иронией и сарказмом. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всем правилам. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для Курагиных и Друбецких все средства хороши, чтобы добиться успеха и славы и укрепить свое положение в обществе. Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства, хотя на самом деле единственной целью этого является стремление завести выгодные знакомства. Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

"Война и мир" – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.

Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья – это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты. Семья – это передача опыта поколений, своеобразие нации.

"Мысль семейная" впервые серьезно была затронута Толстым в "Детстве". Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития "мысли семейной" в творчестве Толстого стал роман "Анна Каренина". В романе же "Война и мир" через призму "семейной мысли" рассматривается Отечественная война 1812 г.

В романе "Война и мир" описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Болконские и Ростовы – это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа – любимые герои писателя. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает "мысль семейную".

В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей. Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.

В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, – награда за страдания. Князь Андрей – это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный.

Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай – княжна Марья. То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому.

Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных. Курагины – это символ деградировавшей семьи, семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз – "как у других". Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами.

Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова – Пьер Безухов. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.

Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.

История народа состоит из судеб миллионов граждан государства. В творчестве Льва Толстого тема родовых связей, их чести и достоинства занимает ключевое место. Всесторонне развернутая семейная мысль в романе «Война и мир» является основой сюжетной линии. Писатель многократно подчеркивает, что великий народ состоит из маленьких людей, передающих своим детям из поколения в поколение традиции и добродетели.

Семейство Ростовых, как образец дворянского счастья.

У графа Ильи Андреевича Ростова было четверо своих детей, пятая девочка Соня приходилась ему племянницей, но воспитывалась, как родная дочь. Графиня, верная жена и заботливая мать, выглядела изможденной четырьмя родами, но трепетно относилась к плодам своих мук. Дети росли без строгости, окруженные заботой и нежностью.

Автор с любовью относится к этому дому, представляя хозяев добрыми и гостеприимными людьми. Здесь царит взаимное уважение, искренность и порядочность. В простоте общения воспитывают будущих матерей отечества и верных подданных государя в лице мужчин.

Ворота графской усадьбы открыты для гостей. В большом доме роскошно, как привыкла с детства радушная хозяйка, шумно и весело от многоликих криков детей, чувствующих себя свободно и просторно. На примере Ростовых можно отследить семейные ценности, как понимал их Лев Толстой.

Образ Наташи Ростовой, младшей дочери, ее юность и жизнь являются типичными для русской дворянки начала XIX века. Общество формирует смысл жизни девочки, который состоит в том, чтобы стать преданной женой и заботливой матерью.

В парном союзе Наташе с Пьером Безуховым удается воссоздать семейную модель общества, где отец ведет себя, как духовный законодатель семьи, мать несет бремя хранительницы очага, а дети обещают обеспечить будущее.

Князья Болконские, патриоты и защитники государства.

Главной темой воспитания мужчин в семье Болконских является долг перед Государем и Отечеством. Князь Николай Болконский, как старый генерал в отставке, тяготеет к упрощенному уровню быта на уровне спартанских традиций. Солдат в душе, он чтит память о Екатерине II, как о великой женщине прошлого. Это идейный слуга имперской системы, готовый умереть за государственные приоритеты.

Будучи человеком образованным, старик ценит в людях ум и деятельность, формируя эти качества в своих детях. В доме Болконских с утра до вечера кипит работа, потому что глава семейства постоянно находится в трудах, то создавая новый военный устав, то с удовольствием, завернув рукава, мастерит за станком.

Когда Андрей уходит на войну, оставляя беременную жену, отец благословляет решение сына, потому что в их роду интересы страны всегда стояли выше личных обстоятельств.

Жизненные ценности, привитые отцом, формируют в дочери такую редкую черту характера, как самоотвержение. Будучи богатой и образованной невестой, Марья Болконская могла бы выйти замуж еще в ранней молодости, но осталась с отцом до конца его дней. Сложные взаимоотношения отца и дочери автор представил, как психологическую драму между тираном и жертвой. Родные люди остаются преданными друг другу, пренебрегая болезненными ситуациями, которые возникают в следствии недопонимания.

В семье Курагиных алчный отец воспитал недостойных детей

Князь Василий Курагин с выгодой для себя служил при дворе императора. Расчетливый ум и жажда обогащения руководят поступками вельможи. Имея влияние в царском дворце, чиновник редко употребляет его, чтобы помочь окружающим, используя в собственных интересах.

Курагин плохо отзывается о собственных детях, считая их наказанием свыше, от Бога. Ипполита, Анатолия и Эллен Лев Толстой представляет читателю, как образец недостойного поведения в обществе. Эти взрослые дети нацелены на развлечения, праздный образ жизни, на цинизме и равнодушии ко всем проблемам страны основаны их характеры.

Княгиню Курагину автор упоминает два раза, называет ее толстой и старой, выражая свое неприятие, осуждая за полное безучастие в воспитании детей. Ведь для того, чтобы в ребенке сформировать добродетель надо много потрудиться, потратить массу времени, чего графиня не соизволила сделать.

По мнению автора, Элен заслуживает на порицание потому что не хочет рожать детей. Но ведь в семье, где девушка росла, не было ни ласки, как у Ростовых, ни чести и порядочности, как у Болконских. Поэтому вступив в брак с Пьером Безуховым, молодая женщина воссоздавала жизнь, которую она знала – без любви и нежных чувств.

В семействе Безуховых идет борьба за наследство

Старый граф имел столько внебрачных детей, что сам не знал их всех. Жизнь доживал в окружении троих племянниц, а те надеялись, что после смерти дядя их обеспечит. Состояние Кирилла Владимировича считалось огромным. Многочисленные близкие и дальние родственники окружили умирающего вельможу своим вниманием, надеясь на богатство.

Пьера Безухова отец любил больше остальных детей, поэтому дал сыну приличное образование за границей. На фоне всех претендентов на наследство Пьер выглядит бескорыстным, порядочным и наивным молодым человеком.

Основную интригу за наследство графа ведут Анна Друбецкая с одной стороны и князь Курагин с другой стороны, заручившись поддержкой племянниц приживалок. Курагины являются прямыми наследниками усопшей раннее законной супруги старика. А Друбецкая приходится племянницей самому Кириллу Безухову, кроме того, Пьер Кириллович крестил ее сына Бориса.

Его сиятельство был умным человеком, предвидел человеческие страсти по наследству, поэтому подал прошение самому императору Александру I, чтобы Пьера признали его родным сыном. Царь удовлетворил прошение умирающего вельможи. Так Пьер получил титул графа и самое доходное состояние в России.

Вывод: семейная мысль является одной из главных тем романа «Война и мир», определяющая государственную крепость, как крепость отдельно взятой семьи в государстве.

Занятие № 18

«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Цели:

    воспитательная:

    воспитание устойчивых морально – этических норм взаимоотношений в семье;

    создание условий для укрепления престижа семьи, формирование ценностной системы нравственных ориентиров и идеалов;

    образовательная:

    обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме занятия;

    создание условий для определения «толстовского» идеала семьи;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;

    формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

    знать художественный текст ; определение «толстовского» понимания семьи;

    уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Зерно прозревает в СЕМЬЕ,

В СЕМЬЕ человек вырастает.

И всё, что потом обретает,

Приходит к нему не извне.

Семья – это основа всей жизни человека, его счастья, спокойствия, душевного равновесия. В идеале семью скрепляет, скрашивает любовь и понимание. В подтверждение этому расскажу легенду: «В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил Старца, главу семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда Старец взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано 100 раз одно слово – понимание».

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по–своему», - такими словами начинает Л.Н.Толстой свой роман «Анна Каренина», в котором, как он сам говорил, воплотил «мысль семейную». В романе «Война и мир» семье, семейным устоям, традициям писатель отвел также очень большую роль.

У каждого человека есть свой исток. Исток этот - родной дом, семья, её традиции, уклад. Сегодня мы знакомимся с семейными гнёздами главных героев: Ростовыми; Безуховыми, Курагиными, Болконскими, побываем в гостях у этих семей, чтобы разобраться в главном вопросе: «Какую же семейную жизнь Толстой считает настоящей?»

    Семья Ростовых.

    С чего начинается первая часть второго тома?

Война не кончилась, но приостановилась. Наполеон после победы при Аустерлице заключил с Австрией выгодный для себя мир и отправился в Париж, а русские войска вернулись на родину, и многие офицеры получили отпуск, в том числе Николай Ростов.

    Каким желанием охвачен Николай Ростов, какие испытывает чувства, подъезжая к родительскому дому?

Он едет в отпуск в Москву, уже въезжает и думает: « Скоро ли, скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» Николай Ростов охвачен нетерпеливым желанием поскорее подъехать к родному дому.

    Чтение эпизода «Встреча с родными».

Так знакомо нам то чувство, что испытывал Николай через несколько минут после приезда: «Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали: но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастья ему казалось мало, и он всё ждал чего-то ещё, и ещё, и ещё»

    А теперь сделайте вывод, что значит для него родительский дом?

В родительском доме он - офицер, взрослый мужчина - с естественной лёгкостью вновь вошёл в свой детский мир, ему понятно и «сожжение руки линейкой для показания любви», и Наташина болтовня, и то, что она пыталась надеть его сапоги со шпорами, и Соня, кружившаяся по комнaтe, - всё это, казалось, было в нём все долгие месяцы под ядрами и пулями, а теперь здесь, в родительском доме, ожило и расцвело.

    Сообщение студента. Ростовы - родители. Презентация.

Толстой нравственным стержнем семьи считает мать, а высшей добродетелью женщины – святой долг материнства: «Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45, видимо, изнурённая детьми, которых у неё было 12 человек. Медлительность её движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение». Автор подчёркивает близость матери и дочери одним именем - Наталья.

С умилением Толстой описывает и графа. Граф Ростов одинаково приветливо встречал всех гостей, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям, он хохочет «звучным и басистым смехом», он – «сама доброта».

Гостеприимный и щедрый дом Ростовых не может не очаровать читателя. И в Петербурге, и в Москве на ужины к ним сходились самые разные люди: соседи по Отрадному, старые небогатые помещики, Пьер Безухов. Чувствуется бескорыстное радушие.

Жизнь Ростовых в деревне носит патриархальный характер - крепостные на святках наряжаются и веселятся вместе с господами.

    Пересказ эпизода «Святки».

    Просмотр эпизода «После охоты».

    Каковы отношения родителей и детей в семье Ростовых?

Отношения между родителями и детьми в семье Ростовых строятся на искренности чувств, любви, понимании, уважении, на доверии друг к другу. Дух равенства, бескорыстия господствует в этой семье. Здесь вместе открыто радуются, плачут и переживают. Ростовы готовы принять и обласкать любого: в семье, кроме своих четверых детей, воспитываются Соня и Борис Друбецкой. В их доме уютно своим и чужим.

    Перескажите эпизод «Именины Наташи» (1 том, 1 часть, главы 7-11 , 14-17).

    Что дополняет эта картина к характеристике Ростовской «породы»?

Простота и радушие, естественность поведения, сердечность и взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу.

    Каков же семейный кодекс Ростовых?

а) щедрое гостеприимство;

б) уважение к каждой личности;

в) искренность и взаимопонимание между родителями и детьми;

г) открытость души;

д) все чувства наружу;

е) чувство патриотизма.

    Семья Болконских.

    Слово преподавателя.

А теперь погостим немного у Болконских, в Лысых Горах. Ничто не может изменить спокойной, деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома в Лысых Горах. «Те же часы, и по аллеям прогулки». И как всегда, рано утром величественный маленький старик в «бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке» выходит гулять по свежему снегу. Он стар, князь Болконский, он заслужил покой. Но не о покое мечтал этот старик.

    О чём же думал Николай Андреевич, читая ежедневные письма сына?

Наверное, он рвался всем сердцем туда, на австрийские поля, вспоминал великого Суворова, мечтал о своём Тулоне, - он стар, но он жив, и полон душевных сил. Душевных, но не физических. Приходится смиряться с тем, что не можешь легко, как прежде, вскочить на коня и скакать под пулями наперерез врагу. Приходится смиряться с тем, что мысль работает не так быстро, как раньше, и убывают силы, и нет тебе места там, где прежде без тебя казалось невозможно. Он потому и труден, этот старик, что не может примириться со своей беспомощностью. Но, сколько есть сил, он будет полезен России, сыну, дочери.

    Сообщение студента. Николай Андреевич Болконский. Презентация.

Николай Андреевич Болконский привлекает и Толстого, и современного читателя своей незаурядностью. «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Друг Кутузова, он ещё в молодости получил генерал-аншефа. Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели: «деятельность и ум», «постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками».

Гордый и непреклонный, князь просит сына передать записки государю после его смерти. А для Академии он приготовил премию тому, кто напишет историю «суворовских войн».

    Что князь Николай Андреевич Болконский хотел дать своим детям?

Давно, когда он был молод, силён и деятелен, среди многих радостей, заполнявших его жизнь, были дети - князь Андрей и княжна Марья, которых он очень любил. Их воспитанием и обучением занимaлся сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Сына он хотел вырастить умным, благородным, счастливым, а дочь - не такой, как светские глупые барышни, - прекрасной женщиной.

    О чём же болела его душа?

Сын вырос красивым, умным и честным, но это не сделало его счастливым. Он ушёл в непонятную жизнь с неприятной женщиной - что остаётся отцу? Пытаться понять сына и заботиться о его жене: но не так всё это мечталось когда-то.

Девочка его тоже выросла, стала богатой невестой; он научил её геометрии, воспитал доброй и благородной, но от этого ей будет только труднее жить. Что она знает о людях, что понимает в жизни? Дочь внешне некрасивая! Но он, как никто, понимает, как богат духовный мир дочери; он знает, какой красивой она может быть в минуты большого волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, «этой глупой, бессердечной породы». Не дочь его они ищут, а его богатство, его знатный род! А княжна Марья ждёт, волнуется! Он, со своим стремлением сделать детей правдивыми и честными, он сам и воспитал Андрея безоружным против княгини Лизы, а Марью - против князя Василия. Сегодня он жив и уберёг дочь, а завтра?

    В каком эпизоде показаны взаимоотношения отца и сына в семье Болконских?

Отъезд князя Андрея на войну.

    С каким чувством отец отправляет Андрея на войну?

С радостью за то, что сын исполняет долг, службу.

    Как понимает старший Болконский службу?

Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских.

    Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания?

Борьба отца и гражданина, с победой последнего. Пусть лучше больно, чем стыдно. “Гордость мысли” мешает обоим обнажить всю глубину переживаний.

    Докажите что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним?

Восхищение образованностью отца в политических делах. Просьба забрать к себе сына в случае его смерти. Такого комплимента он, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно.

    Что общего у всех Болконских?

Строгость, «сухость», гордость – наиболее часто повторяющееся в портретах отца и сына черты. Но едва ли не самыми главным, объединяющим всех Болконских, является выделенное Толстым сходство их глаз: как у княжны Марьи, такие же «прекрасные глаза» у князя Андрея, они также «светились умным и добрым, непривычным блеском», умные и блестящие глаза у Болконского - отца. Аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, - вот характерные особенности семьи Болконских. В момент рождения сына княгини Лизы и князя Андрея в доме Болконских «была какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в ту минуту».

    В чём сходство и различие взаимоотношений родителей и детей Болконских и Ростовых?

У Болконских, как и Ростовых, та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность (только скрытая), та же естественность поведения. Дом Болконских и дом Ростовых похожи, прежде всего, чувством семьи, духовным родством, патриархальным укладом.

    Семья Курагиных.

На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

    Сообщение студента. Семья Курагиных.

    Как понимает свой родительский долг Василий Курагин?

Василий Курагин - отец троих детей. Он тоже, наверное, плохо спит ночами, думает за своих детей, как помочь, направить, уберечь. Но для него в понятии счастья иной смысл, чем для князя Болконского. Все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Как много сил стоила князю Василию пышная свадьба дочери Элен - нынешней графини Безуховой! Бросив все дела, он опекал и направлял «непутёвого» Пьера, пристроил его в камер-юнкеры, поселил в своём доме, и, когда Пьер так и не сделал предложения, князь Василий всё взвалил на свои плечи и решительно благословил Пьера и Элен. Элен пристроена. Ипполит, слава богу, в дипломатах, в Австрии - вне опасности; но остаётся младший, Анатоль, с его беспутствами, долгами, пьянством; возникла мысль женить его на княжне Болконской - лучшего и желать нельзя. Позор сватовства все Курагины переносят легко. Их спокойствие - от равнодушия ко всем, кроме себя. Их душевную чёрствость, подлость заклеймит Пьер: « Где вы, там разврат, зло».

    Каковы взаимоотношения в этой семье?

В этом доме нет места искренности и порядочности. Страшной смесью низменных инстинктов и побуждений связаны друг с другом члены семейства Курагиных! Мать испытывает к дочери ревность и зависть; отец искренне приветствует для детей браки по расчёту, грязные интриги и скверные связи. Кажется, что разрастание этого гнезда грехов и пороков можно остановить лишь физически - и все трое младших Курагиных остаются бездетными. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу.

    Вывод.

Определите одним словом главный стержень семьи:

Семья Ростовых (любовь)

Семья Болконских (благородство)

Семья Курагиных (ложь)

    Слово преподавателя.

Какую же жизнь Толстой называет настоящей?

«Настоящая жизнь людей - это жизнь со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей». Каждая семья имеет свои «начала» и понимает счастье по-своему. Толстой утверждает вечные ценности как основу счастья - дом, семья, любовь. Это то, что необходимо каждому из нас. Все мы мечтаем о доме, где нас любят и ждут.

Сообщения студентов.

Наташа Ростова и Пьер.

Наташа и князь Андрей.

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.