«Музыкальное путешествие. Музыкальное путешествие по миру Тема: «Музыкальное Путешествие»

сначала новые

На сайте и на приглашении указано, что это премьера, а потому есть вероятность, что что-то еще будет немного улучшено. А улучшения явно требуются.

Спектакль представляет собой театрализованный концерт, в котором, как сказано в программке, МГИЭТ зашифровал свою историю, хронику этнографических поездок по странам мира, рассказывает и показывает частички культуры тех стран, где побывали участники театра.

Сначала я напишу о том, что мне не понравилось.

Огромные временнЫе куски между музыкальными номерами, во время которых на ярко-раскрашенном заднике немного криво показывают видео-материалы про страну. Я понимаю, что на сцене - весь коллектив, и нужно время, чтобы переодеться и подготовиться к следующей стране. И во 2-м отделении стала более очевидна тема дороги, образ путешествия, когда уже явно на экране стали появляться лица артистов театра в поездках.

Но в 1-м отделении - это было невыносимо нудно (особенно Грузия), почти ничего не видно в мельтешении черно-белых пятен на цветных пятнах, и оооооочень долго. Мне этот момент показался непростительно непродуманным. Можно было хотя бы 1 артиста выделить на этот отрезок времени (переодевание\видео-хроника) - живой человек с музыкальным инструментом на сцене уже украсил бы эту дыру.

Второй момент - мне показалось, что во многих странах "не попали в настроение", не уловили какую-то особенность, какие-то личные, характерные черты. Скажем, - ну не улыбаются грузинки во все 150 зубов во время хорового многоголосого пения. Испанский танец оставил унылое впечатление - в испанской гимназии дочери дети отплясывали с бОльшим драйвом, чем артисты на сцене. Испанского темперамента мне очень не хватило (но мне и вообще не хватило зажигательной энергетики, какая всегда у этого театра была, почему-то в этот раз "не зажглось").
В Польше были странные костюмы. Только один был похож на то, что я видела в Кракове в этнографическом музее, а остальное - странного вида кружевные занавески.

Третий, и последний не понравившийся момент: не зная языка, юмор песен понять невозможно. То есть я вижу, что песня на польском - о чем-то явно веселом, это что-то смешное - но что? Мне кажется, вполне в программку можно было бы вставить хотя бы краткое описание текста песен, у которых есть явно выраженный сюжетный подтекст. То же с испанской песней.
И с театральным действом Кореи. Кто все эти маски? Что они делают? Почему кричат? - по идее, это завершающее представление, самое необычное, но половина (если не 2\3) его красоты теряется в непонимании того, что вообще на сцене происходит.

И еще один момент, но, возможно, это специально была такая задумка - декорации сцены слишком высокие, мешали смотреть. Если это для помех фотографированию - то ДА, оправдано. Но если это просто недоработка - то лучше бы были пониже домики, приходилось выглядывать из-за них, как из-за спины высокого, впереди сидящего, зрителя (а сидели мы в 1 ряду).

Теперь о хорошем.

Потрясающую работу совершили создатели спектакля. Каждый, поимённо. Сколько труда, времени, физических сил, репетиций, души вложено в этот спектакль - это трудно себе представить.

Судите сами: 8 стран, по 4 на отделение. Грузия, Испания, Польша, Германия, Голландия, Франция, Болгария, Корея. Для каждой страны - интересный и сложный народный танец (или несколько) и пение на языке страны. Плюс - внушающее уважение количество национальных музыкальных инструментов, на которых во время этого "путешествия" играют актеры, сопровождая действие не фонограммой, а абсолютно живой музыкой.

Германия потрясла и порадовала многоголосным хоровым пением а-капелла. Я не музыкант, но мне показалось, что пели они на 3 или на 4 голоса - изумительно. Просто ах. И баварские (тирольские?) танцы понравились.
Интересный мужской танец с шестами в Голландии.

Болгария - это вообще лучшее в этом "Музыкальном путешествии"! Какие костюмы, АХ! Обувь, украшения, передники,. Пение потрясающее, тоже сложное многоголосье. Танец сложный. Всё моё восхищение - Болгарии!
Корея была бы очень хороша, если бы объяснили, что происходит на сцене:). Это было красиво, но непонятно.

В целом, нам с мужем понравилось, но поле деятельности для улучшения у конкретно ЭТОГО спектакля еще есть.

Цель урока: обобщение знаний о самобытности народной и композиторской музыки Европы.

Задачи:

  • Познавательные :
    • познакомить учащихся с композиторской и народной музыкой разных стран на примере некоторых произведений;
    • познакомить с обычаями и традициями некоторых народов Европы.
  • Образовательные :
    • совершенствовать исполнительские навыки;
    • закрепить знания об элементах музыкального языка, особенностях музыкальной речи народов Европы.
  • Развивающие :
    • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
  • Воспитывающие :
    • воспитание уважения к культуре других народов;
    • воспитание исполнительской и слушательской культуры.

Музыкальный материал:

  1. В. Шаинский. «Пожалуйста, не жалуйся!» – исполнение.
  2. И. Дунаевский. «Пути-дороги» – рефрен.
  3. Эстонская народная песня. «У каждого свой музыкальный инструмент» – исполнение с движениями.
  4. Белорусская народная песня. «Бульба» – исполнение.
  5. П. И. Чайковский. «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» – слушание.
  6. Французская народная песня. «Пастушья песня» – исполнение.
  7. И. Штраус. «Охота» – слушание.
  8. Танец «Веселый оркестр» – исполнение.
  9. Е. Крылатов. «Лесной олень» – исполнение соло.
  10. Б. Савельев. «Большой хоровод» – исполнение.

Оснащение урока: мультимедийный проектор, музыкальный центр.

ХОД УРОКА

На экране: «Музыкальное путешествие по Европе».

Музыкальное приветствие:

Передо мной чудесный класс,
Я очень рада видеть вас!
Начнем урок? (2 раза)

– Мы тоже рады видеть Вас,
Веселый класс, поющий класс.
Начнем урок! (2 раза)

– На уроках III четверти мы с вами знакомились с музыкой народов мира. Сегодня мы проведем необычный урок, совершив увлекательное путешествие по некоторым странам Европы, исполним и послушаем музыку разных народов. А что же мы возьмем с собой в дальнюю дорогу? Попробуйте разгадать мою загадку. (Приложение )

В пути помогает шагать,
Усталому силы прибавит,
Стоит лишь ей зазвучать –
Ободрит, улыбнуться заставит.
В рюкзак и корзину её ты не прячешь,
Но всё же в поход берешь.
Она невесома, невидима,
Но с нею друзей ты найдешь. (Песня)

– Конечно, песня. Она помогает человеку и в радостные, и в горестные минуты жизни. Как поется в одной очень известной песне, «...Нам песня строить и жить помогает...». Вы готовы к дальней дороге? Не боитесь трудностей? Тогда исполним песню «Пожалуйста, не жалуйся!» В. Шаинского.

«Пожалуйста, не жалуйся!» – исполнение.

– Наше путешествие будет музыкальным. Музыка поможет нам знакомиться с культурой народов разных стран. Итак, мы отправляемся. Но нам нужно выбрать вид транспорта, который может нас быстро доставить практически в любую страну. На чем бы вы отправились в дальнюю дорогу? На автобусе, теплоходе или поезде?
– На поезде.
– Объявляется посадка пассажиров на поезд «Москва – Таллинн».

На экране изображениепоезда. Звучит вступление к песне «Пути-дороги» (Ребята имитируют движение поезда).

I остановка: Таллинн – столица прибалтийского государства Эстонии. (Здесь и далее учитель показывает на карте границы государства и столицу).

На экране: «Вас приветствует столица Эстонии – Таллинн». Изображения карты Эстонии, панорамы Таллинна, Певческого поля.

– Эстония известна своими Праздниками песни, которые проводятся в столице государства – Таллинне с 1869 года. На Певческом поле собирается до 30 тысяч исполнителей, сотни тысяч слушателей. Здесь звучат песни разных народов мира, голоса певцов слышны на несколько километров. Гостеприимные эстонцы приглашают нас на Праздник песни. Для них мы исполним эстонскую народную песню «У каждого свой музыкальный инструмент».

«У каждого свой музыкальный инструмент» исполнение.

I куплет – имитация игры на волынке.
II куплет –
имитация игры на дудке.
Припев III куплета – 1 раз – на волынке, 2 раз на дудке.

– Попрощаемся с гостеприимной страной и отправимся дальше.

Звучит рефрен «Пути-дороги» (дети имитируют движения поезда). На экране изображение поезда

II остановка: Минск – столица Республики Белоруссии.

На экране: «Вас приветствует Минск – столица Республики Белоруссии». Изображения карты Белоруссии, панорамы Минска.

– Белоруссия, наряду с Украиной, ближайший сосед России. Музыка белорусского народа похожа на русскую или совсем не похожа?
– Похожа, так как и украинцы, и русские, и белоруссы – славянские народы. В далеком прошлом русский, украинский и белорусский народы составляли единые племена восточных славян. Поэтому они имеют много общего в в культуре иразговорной речи.

На экране – белорусские музыканты.

– Немало увлекательных плясок у белорусского народа. Назовите популярные белорусские народные танцы.
– Лявониха, Крыжачок, Бульба, Янка-полька.
– В одной из белорусских народных песен, одновременно являющейся и танцем, воспевается овощ, известный и любимый во многих странах. Из него белоруссы даже варят кашу. О каком овоще я говорю?
– О картошке, у белоруссов она называется «бульба».

Белорусская народная песня-танец «Бульба» – исполнение.

– Мы прощаемся с Белоруссией. Наше путешествие продолжается.

Звучит рефрен «Пути-дороги» (дети имитируют движения поезда). На экране изображение поезда.

III остановка: Париж – столица Франции.

На экране: « Вас приветствует Париж – столица Франции». Изображения карты Франции, панорамы Парижа.

– Внимательно послушайте музыку. Постарайтесь определить, какие чувства она выражает?

«Старинная французская песенка» П.И. Чайковского из «Детского альбома» – прослушивание.

– Как звучала музыка? (Спокойно, задумчиво, печально, грустно, одиноко. Она была светлой, добродушной, ласковой, нежной.)
– Мелодия была песенной, танцевальной или маршевой? (Песенной)
– Мы с вами послушали пьесу из «Детского альбома» П. И. Чайковского, которая называется «Старинная французская песенка».

На экране: П.И. Чайковский. «Старинная французская песенка» из «Детского альбома», портрет Чайковского. (Дети хором читают название произведения и автора).

– Произведение называется «песенка», а слова были? (Нет)
– А почему композитор назвал эту пьесу «песенкой»? (Мелодия песенная, протяжная, напевная.)
– Мелодию этой старинной песни 16 века композитор услышал во Франции и захотел познакомить с ней русских детей. В «Детском альбоме» оназвучит какинструментальная пьеса.

Микрообобщение

– На одном из уроков III четверти вы познакомились с произведением Чайковского, в котором он тоже использовал мелодию другого народа. Как оно называлось? (Учитель наигрывает мелодию «Веснянки»).
– Концерт для фортепиано с оркестром №1. П. И. Чайковский неоднократно обращался к музыке других народов при создании некоторых своих произведений. О каком отношении композитора к другим народам говорит этот факт?
– Он с уважением, с любовью относился к другим народам, к их музыкальной культуре.
– Прощаясь с Францией, давайте подарим французскому народу «Пастушью песню». Исполним её а капелла, то есть... (Без музыкального сопровождения.)

Канон «Пастушья песня» исполнение.

Рефрен «Пути-дороги». На экране поезд.

IV остановка: Вена – столица Австрии.

На экране: «Вас приветствует Вена – столица Австрии». Изображения карты Австрии, панорамы Вены. Изображение танцующих на балу пар.

Жители австрийской столицы Вены всегда отличались любовью к музыке. Этот город в XVIII–XIX веках даже называли музыкальной столицей мира. В нем в разное время жили и работали знаменитые композиторы: В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Штраус.
Венцы очень любили народные песни и танцы. Из 200 тысяч жителей города 60 тысяч – четверть всего населения! – каждый вечер проводили время в танцевальных залах.

На экране портрет И. Штрауса (1825–1899)

Австрийский композитор И. Штраус прославил вальс. Никому из композиторов ни до него, ни после него не удавалось создавать столь яркую танцевальную музыку. Современники называли И. Штрауса «Королем вальса». Он объездил со своими вальсами множество стран. Четыре раза был в России. Его приезды в Россию приветствовали все – и те, кто признавал лишь серьезную музыку, и любители развлекательной музыки. Штраус сочинил более 460 вальсов, полек и других танцевальных пьес. Послушаем одно из известных его произведений. Называется оно «Охота».

На экране изображение старинной охоты (с охотничьим рогом).

– Определите жанр этого произведения, настроение, которое несет эта музыка. Попробуйте услышать изобразительность в этой музыке.

«Охота» – прослушивание.

– Музыка была песенной, танцевальной или маршевой? (Танцевальной)
– Как звучала музыка? (Бодро, задорно,озорно, игриво, стремительно, жизнерадостно, ярко, искристо.)
– Какие элементы музыкальной речи использовал композитор? (Быстрый темп, мажорный лад, музыка звучала отрывисто.)
– Какую картину можно представить? Подсказка: произведение называется «Охота». (Скачут всадники, раздаются выстрелы, слышен охотничий рог.)
– Музыка прозвучала в исполнении одного музыканта, ансамбля или целого оркестра? (Симфонический оркестр исполнил это произведение.)
– В дни праздников в Австрии не найдешь ни одного города, ни одной деревни, где на центральной площади не играл бы оркестр, а то и несколько оркестров, устраивающих между собой веселые состязания. Музыканты забывают об отдыхе. Представим себя в роли музыкантов и исполним танец «Веселый оркестр».

Танец «Веселый оркестр» – исполнение.

– Мы вновь садимся в поезд.

Рефрен «Пути-дороги». На экране – поезд.

V остановка: Бухарест – столица Румынии.

На экране: «Вас приветствует столица Румынии – Бухарест. Изображения карты Румынии, панорамы города, детского конкурса Евровидение – 2006.

В декабре 2006 года в Бухаресте проходил конкурс исполнителей детской песни Евровидение – 2006. Сестры Толмачевы Настя и Маша из города Курска заняли первое место на этом конкурсе. Делегация 4А класса школы №8 г. Новочебоксарска тоже отправляет свою представительницу на этот конкурс. Трапезникова Катя исполнит для нас песню «Лесной олень».

«Лесной олень» – исполнение.

– Мы возвращаемся на Родину – в Россию.

Рефрен «Пути-дороги». На экране – поезд.

VI остановка: Москва – столица нашей Родины.

На экране: «Вас приветствует Москва – столица нашей Родины». Изображения карты европейской части России, панорамы Москвы.

Обобщение:

– Итак, мы возвратились домой, в Россию. Музыка сопровождала нас в путешествии по некоторым европейским странам. Назовем их хором (учитель показывает эти страны, помеченные флажками на карте) : Эстония, Белоруссия, Франция, Австрия, Румыния, Россия. Мы с вами исполняли и слушали музыку народов этих стран. Музыка – это тоже язык, на котором люди выражают свои чувства и мысли. Нуждается ли музыкальный язык в переводе? (Нет. Музыкальный язык, в отличие от языка разговорного, понятен всем другим народам без перевода.)

– Закончим урок песней о дружбе народов всех стран.

В. Савельев, «Большой хоровод» – исполнение.
Учитель благодарит учащихся за работу.
На экране: «До скорой встречи!»

Музыка - неотъемлемая часть культуры любого народа. В ней как нельзя лучше отражается характер нации, ее обычаи, нравы и даже история.

Cовершим музыкальный экскурс по нашей планете и насладимся всевозможными звуками: от африканских барабанов до шотландской волынки.

Испанское фламенко
Появление этой страстной и чувственной музыки связывают с цыганами. Расселившиеся по южному побережью страны в провинции Андалусия, они стали перенимать и переосмысливать местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская. Из этого сплава музыкальных традиций и родилось фламенко.

Татарская
Татарские песни звучат по-разному, но именно чувственная, глубокая и полная тоски песня в исполнении Зули Камаловой, более точно отражает татарскую душу.

Бразильская самба
Самба - это чувственная история о любви, которая выражается в звуке. Это музыка, которая звучит на самых известных в мире бразильских карнавалах. Быстрый темп барабанов, бонго, треугольников и смягчающих мелодию гитары, флейты или трубы не даст никому устоять на месте.

Индийская
Индийские мантры рассматриваются как инструмент самопознания, который способствует укреплению воли и ума. Согласно традиции, они способны исцелять, продлевать жизнь и наделять произносящего их человека мудростью. Эта музыка идеальна для медитации.

Грузинская
Ребята из группы «Мгзавреби» в своем творчестве сочетают традиционное грузинское пение и современное звучание национальных инструментов. Гитара, клавишные, перкуссия, труба, виолончель, гармошка, на бэк-вокале - замечательное грузинское многоголосие. Это надо слышать.

Мексиканская
Танго из фильма «Фрида», переполненное любовью, отчаянием и тоской. Даже если вы не понимаете испанский язык, печаль в голосе Лилы Даунс позволит вам почувствовать всю любовь и боль мексиканской души.

Китайская
Эта музыка прекрасна, как цветок лотоса. Медленно раскрываясь, звуки скрипки эрху и флейты усиливаются и заставляют мысли уноситься далеко-далеко.

Африканская
Бага - этническая группа на северном побережье Гвинеи. Про женщин Бага существует мнение, что они лишь слушают музыку и не хотят танцевать. Но, если им нравится звучащая мелодия, они не могут устоять и пускаются в пляс. Baga Gine - это песня о жажде к танцу среди женщин Бага.

Шотландская
Когда речь заходит о музыки Шотландии, на ум сразу же приходит волынка. По мнению шотландцев, звуки волынки похожи одновременно и на голоса различных животных, и на голос человека. Слышны эти звуки иногда бывают за пять километров от источника звука - расстояние, с которым вряд ли могут потягаться другие музыкальные инструменты.

Еврейская
«Хава нагила», наверное, самая известная еврейская песня. Дословно ее название переводится как «давайте радоваться». Эта песня исполняется на праздниках и пользуется особой популярностью у евреев. Поэтому многие считают ее народной.

Тувинское горловое пение
Горловое пение - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, создавая, таким образом, своеобразное двухголосное соло.

Кавказская лезгинка
Лезгинка - это самый известный и популярный танец среди всех народов Кавказа. Она завораживает и вместе с тем заводит своим ритмом и разгорающейся атмосферой. Музыку к этому танцу по атмосфере можно сравнить с боевым настроем воинов перед сражением, настолько в нем сильная энергетика.

Кубинская сальса
Традиционная музыка в стиле сальса возникла в 60-х годах, но стала популярна только в 80-е на Кубе. Сальса там настолько укоренилась, что теперь считается кубинской народной музыкой.

Цыганская
Ее легко отличить от другой музыки по наличию «плачущих» скрипки и гитары, а главное, по характерному темпу, постепенно ускоряющемуся и приводящему к настоящему взрыву чувств и эмоций.

Греческая
За народную греческую музыку обычно принимают музыку к танцу сиртаки. Но на самом деле она была придумана греческим композитором Микисом Теодоракисом в 1964 году для фильма «Грек Зорба». Музыка так понравилась грекам, что немедленно стала считаться народной.

Украинская
Давно знаю эту песню,слушаю и наслушаться не могу. Невероятная сила в этой колыбельной песне в исполнении трио "Маренич". Мягкое, как прикосновение маминых рук, она проникает до глубины души и очищает ее, выводя слезами все ненужное..

Русская
Пелагея личным примером показывает, что народная песня может быть не просто уделом бабушек на завалинке или застольной многоголосицей, когда поют потому, что «ее все знают», а может быть современной. Русские народные мотивы в ее исполнении и современная аранжировка делают близкими русскому человеку песни столь приятными на слух.

21 Декабря в 19:00

21 декабря 2018 года в 19:00 «Дом Гоголя» приглашает совершить предновогоднее музыкальное путешествие с композитором и пианисткой Светланой Ралдугиной .

Концерт-медитация «Музыкальное путешествие» — это проникновение в тайны твоего подсознания. Возможность испытать эмоции и ощущения, находящиеся за гранью повседневности. Медитация и катарсис, релакс и чувственный накал. Настоящее увлекательное приключение, где главный герой - ты сам.

В преддверие новогодних праздников Светлана Ралдугина исполнит свои наиболее яркие композиции, в том числе и премьеры, дарящие тёплые ощущения детства, волшебства и искреннего счастья.

О композиторе

«Тот камертон, по которому можно сверить истинность каждого момента, отделить главное от второстепенного, остановиться и услышать себя...»

Пианистка Светлана Ралдугина - яркий современный композитор-неоклассик. Её музыка - это возможность проникнуть в свою душу, открыть в себе непостижимое.

Дебют Светланы состоялся в возрасте 7 лет на сцене Большого зала Академии имени Гнесиных. Уже тогда юная пианистка выступала с симфоническим оркестром. А на следующий год - в Большом зале Московской консерватории.

Музыку Светлана начала писать в 5 лет - ещё не зная нот, ставила на рояль книги с иллюстрациями и выражала звуком то, что чувствовала.

«Есть такие состояния души, когда я не могу выразить словами накопившиеся чувства, мысли, какие-то совершенно новые поразительные осознания - результаты глубокого духовного труда и душевного напряжения. Это сравнимо с моментом ожидания рождения ребенка, когда вот-вот и произойдёт самое невероятное таинство на Земле - таинство рождения новой жизни. И тогда возникает острая, жизненно важная потребность это что-то витающее и необъяснимое подарить миру. Я сажусь за рояль и какой-то космический поток начинает спонтанно руководить движением моих пальцев, рождая музыку...»

Эта музыка, рожденная движением души, понятна и близка каждому: пронзительность композиций трогает любое сердце, в каком состоянии ни находился бы слушатель, растапливает корку льда, вытаскивает из самых глубоких пропастей или же дарит вдохновенно-чистую радость, искреннюю до слез! Поклонники творчества даже сравнивают концерты Светланы с неким камертоном, по которому можно сверить истинность и ценность каждого прожитого момента, отделить главное от важного, важное от второстепенного, остановиться и услышать себя...