Мир архитектуры. Биология и архитектура: от клеточного строения к единому организму

Органическая архитектура, как концептуальный подход , в последней половине двадцатого века обрела огромную популярность, благодаря использованию новых технологий и материалов. Современные органические здания стремятся к естественности во всём: в форме, материалах, интерьерах и экстерьерах. Надо отметить, что это направление собирает под свою крышу разные названия:

  • экологическая архитектура,
  • зелёная архитектура,
  • био тек или бионика (если форма напоминает природную),
  • эко-модерн.

В настоящее время принимаются и поощряются более креативные и свободные формы строений.

Органическая архитектура: особенности

Данное направление стремится создавать гармонию деятельности человека с окружающей средой,

  • максимально бережным отношением к природе,
  • реализуя конструктивные особенности природных форм в зданиях,
  • оформляя экстерьеры и интерьеры, продолжающие ландшафтные виды,
  • уважая натуральные материалы.

Современные органические здания никогда не являются линейными или жестко геометрическими, например, как Арт-деко. Вместо этого, они имеют линии и формы, имитирующие естественность. Это может быть шпиль в форме вытянутого листка дерева, расширяющиеся или сужающиеся спирали и тому подобное. Примером могут быть башни , являющиеся увеличенной ракушкой морского побережья Каталонии (Испания).

Истоки органического стиля

Термин «органическая архитектура» был использован первый раз американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом (1867-1959) для описания своего экологически интегрированного подхода к дизайну. Его философия выросла из идей наставника Луи Салливана , учившего, что «форма следует за функцией», в противовес рационализму, основанному на логике модульности.

Дом над водопадом или Резиденция Кауфман. Архитектор Ф.Л.Райт, 1935

Ф. Л. Райт: дом над водопадом

Резиденция Кауфман, другое распространённое название этого дома, построена для семьи Кауфман и возвышается прямо над ручьем в месте, где формируется водопад. Райт использует местный камень, как для экстерьеров, так и для интерьеров, оставляя многие из них в сыром, необработанном виде.

В некоторых местах видно, что пол — это часть живой скалы, на которой стоит дом. Таким образом, Райт реализует свою архитектурную идею слияния человеческого вмешательства с природной средой.


Принципы органической архитектуры в доме Над Водопадом в оформлении зоны камина и фонтана. Пенсильвания, США.

Центром здания является камин. Обширные интерьеры открытых пространств продолжаются пейзажами через огромные окна, чередуясь с подвесными террасами, расположенными асимметрично.

Музей Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке


Пример органической архитектуры 20 века: Guggenheim Museum, New York City. Архитектрор Ф.Л.Райт

Так же, как Резиденция Кауфмана полностью согласована архитектором с природой, так музей Гуггенхайма в Нью-Йорке устанавливает непосредственную связь природы с городом. Расположенный в самом сердце сити, он представляет из себя одну из весьма заметных выставочных площадок современного искусства в мире.

Его внешний объём гармонирует с внутренним, предлагая идею большой скульптуры: выставочная площадка состоит из длинного непрерывного спирального пути, который расширяется снизу вверх.

Спиралевидный объём здания внутри музея Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке

Являясь часто встречающейся формой в природе, спираль дает жизнь вихрям воды и воздуха, присутствует во многих видах растений и раковинах.

Таким образом, несмотря на то, что строение находится в городском пространстве, по своей форме оно взывает к формированию природного принципа .

Органическая архитектура в Сингапуре: деревянные корзины

Проект сингапурского технологического университета в Наньяне был разработан студией Томаса Хезервика. Архитекторы отвергли старую концепцию учебного центра, как бесконечного полупустого коридора без естественного дневного света. И предложили совершенно новое решение. Хаб состоит из взаимосвязанных между собой башен, которые окружают атриум, наполняя его светом.

Несмотря на то, что отделка башен сделана из обычного бетона, конструкция производит эффект деревянных корзин, сложенных друг на друга.

Их форма органична и в здании почти нет прямых линий, что делает его более похожим на природную конструкцию, нежели на построенную человеком.

Nanyang University

Пример органической архитектуры в Сингапуре

Дом-слизняк — органическая архитектура Р. Пиано

Произведение архитектора Ренцо Пиано является ещё одним отличным примером органической архитектуры.

Странное «органическое существо», напоминающее слизняка, едва выглядывает, плавно поднимаясь над традиционным фасадом 19 века.

Строение спрятано в небольшое пространство, образуемое задними дворами, благодаря чему гармонично вписывается в городской пейзаж и не нарушает внешнюю гармонию улицы.

Своеобразный дизайн здания соблюдает все необходимые строительные нормы и улучшает доступ соседей к естественному свету.

The Fondation Pathé, Paris

Органическая архитектура Ренцо Пиано

«Оазис в пустыне» Катара А.Исозаки

Катарский национальный конференц-центр (QNCC) был спроектирован известным японским архитектором Арата Исозаки (Arata Isozaki ). Эффектная архитектура центра и ультрасовременный дизайн идеально подходят для проведения местных, региональных и международных мероприятий.


Qatar National Convention Centre, Doha Ссылка

Сооружение представляет собой впечатляющее строение с гигантскими стальными колоннами, которые напоминают стволы деревьев. Стальные деревья на фоне стеклянного фасада служат опорой для крыши и создают органичный вид портика, через который посетители проходят в здание.

Более того, оно символично и показывает связь конференц-центра со священным в Исламе деревом Сидрат аль-Мунтаха , являющееся символом знаний.


Архитектор Арата Исозаки. Конференц-центр в Катаре. Пример органической архитектуры Ссылка

Органическая архитектура в Японии: пример виллы Shell


Ссылка

Эта загородная вилла для отдыха в Каруизаве чем-то похожа на резиденцию Кауфман Фрэнка Ллойда Райта. Жилище идеально вписывается в естественную среду и отражает природу своим дизайном. Конфигурация дома, отдалённо напоминающая раковину, находится среди леса. Трудно определить, какая именно это форма.

Она явно отличается от пещер и скал, созданных природой. Внутри можно найти полы, стены и комнаты. Дизайн похож на заброшенный космический корабль, заросший деревьями, который местные жители обустроили себе под жилье.


Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

По словам архитекторов ARTechnic — быть на одной волне с природой заключается не в том, чтобы во всем ей подчиняться, а в слаженном существовании с ней .

Здание должно гармонично вписываться в природный ландшафт и, одновременно, быть хорошим убежищем.

Например, использование бетона и подъемная конструкция помогают защитить виллу от влажности, которая съедает традиционные дома, построенные в этой местности.


Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Загородная вилла разработана с идей, что если дом защищен от негативных природных влияний и обеспечивает комфорт, то человек будет возвращаться туда снова и снова, таким образом, выстраивая отношения с природой .


Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Храм-лотос в Индии

Глобализация приведшая к расширению городов оторвала человека от природы. Чтобы заполнить эту духовную и эстетическую пустоту, человек стал взывать к формам, вдохновленным природой.

Гигантский цветок лотоса спроектирован иранско-канадским архитектором Фарибором Сахбой (Fariborz Sahba ) и является Домом Поклонения Бахаи .


Lotus Temple, New Delhi, India 1986 Ссылка

По словам архитектора, цветок лотоса, представленный формой здания, отображает идею о том, что «из темных вод нашей коллективной истории невежества и насилия человечество встанет, чтобы вступить в новую эпоху мира и всеобщего братства».

В соответствии с архитектурными принципами, изложенными Абдул-Баха, сыном основателя религии, здание представляет собой девятигранную круговую форму, состоящую из 27 свободно стоящих мраморных «лепестков», расположенных в трех кластерах.

Офис-блин в Англии

Здание Уиллиса в Ипсвиче, Англия, является одним из самых ранних зданий, спроектированных Норманном Фостером и Венди Чизманом после создания ими Foster Associates. Построенное между 1970 и 1975 годами для страховой фирмы, даже по сегодняшним меркам оно является ярким примером органической архитектуры.


Willis Faber and Dumas Headquarters, Ipswich, United Kingdom
1970-75 Ссылка

Несмотря на то, что постройка является офисной башней, здание вписывается гармонично в городской ландшафт, представляя собой всего лишь три этажа. Находясь между несколькими дорожными развязками, его обтекаемая форма максимально использует всю доступную площадь, не нарушая средневекового уличного плана.

Согласно информации на веб-сайте фирмы – оно «растекается до краев участка, как блин на сковородке».


Офис страховой фирмы вписан в средневековую планировку города и максимально использует отведённое пространство. Англия

Здание выполнено из бетонных столбов, которые служат поддержкой для бетонных плит, и одето в стеклянный занавес. Панели из темного копченого стекла становятся почти полупрозрачными ночью. На крыше – ресторан с панорамным видом и сад.

Пример органической архитектуры — небоскрёб-огурец

The Gherkin, London, 2001-4, арх. Норман Фостер Ссылка

Сооружение было построено в 2001-2004 годах по проекту знаменитого архитектора Нормана Фостера . По существу оно является экологическим небоскребом.

Имея продолговатую конструкцию с закругленным концом, верхушка здания закрыта прозрачным линзообразным куполом, который служит смотровой площадкой. Снаружи равномерно покрыто стеклянными панелями и закруглено по углам, не позволяя ветровым потокам стекать вниз.

Лондонцы называют его Геркин (The Gherkin) , что в переводе с английского — соленый огурец , за его органическую форму и зеленоватый оттенок стекла.

Фостер выступал за разработку более экономичных, эффективных и экологически благоприятных форм в архитектуре. Согласно его принципам, прямолинейные здания нельзя рассматривать как идеальные, если они работают против динамики тепла, звука и света.

Дизайн дома Геркин, действительно, очень функционален и практичен с точки зрения экономии энергии — использует естественную вентиляцию, энергию солнца и дневное освещение. Таким образом, несмотря на высоту в 180 метров, здание потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа и признано «манифестом Бионики».


Небоскрёб-огурец. 30 St Mary Axe, London, Арх. Норман Фостер, 2001-2004 Ссылка

Органическая архитектура выражает «зелёный» стиль жизни, бережно относится к ресурсам природы и формирует единое пространство жизни и деятельности человека в ладу с природой.

Социальная и общественная значимость профессии архитектора. Три формы коммуникаций в архитектуре. Градостроительство Москвы

контрольная работа

Природные факторы в архитектуре. Солнце

Есть ли разница между Египтом и Европой? Да, конечно. Различия в архитектуре тоже существенные. На юге круглый год солнце даёт резкие тени на постройках, это отметили древние зодчие и подбирали архитектурные детали, усиливавшие этот эффект; об этом можно сказать, глядя на культовые сооружения, зиккураты, пирамиды, скальные храмы в Абу-Симбеле. В древних царствах был распространен культ солнца, например в египетской мифологии. Угол золотого сечения, по которому делали обелиски и стремились делать пирамиды, и даже есть примеры пирамид в Новом царстве ~ 30 градусов. Этот угол 27 грдусов 18`, 34``. Этот же угол восприятия человеком окружающего мира. Отношение золотого сечения выражено в цифрах: 0,618 - 1,000 - 1,618, иными словами «целое относится к большему, также как большее к меньшему».

Солнечный луч врубается в скалу, в трапециевидной нише он в определённое время освещает четырёх фараонов. Это символизирует власть фараона над всеми четырьмя сторонами света.

Египетские храмы ориентировали алтарём на восток. Когда верхушки обелисков начинали светиться в лучах утреннего солнца, жрец подавал сигнал к началу культового действия. Луч солнца пробивал центральную ось храма из алтаря через центральный повышенный ряд колонн Гипостильного зала. Возможно, эффект усиливал блестящий металл на осевой перспективе алтаря. Солнце рождалось в храме. Время восхода и движение солнца по небу древнеегипетские жрецы умели вычислять по специальным таблицам.

Гипостильный зал имел суммарную площадь стен и колонн в плане такую же, как и площадь свободного пространства. Поэтому пространство Гипостильного зала - равновесное пространство. В планировке можно найти много сакральных значений. Например, количество колонн в боковых рядах - 8. В главном ряду алтарной перспективы 12 колонн. Числа 12 и 8 сакральные. 12 - двенадцать месяцев в году. 8 - тоже, что и миллион, бесконечность, (символ горизонтальной восьмерки). ~«Да будь ты славен в миллионах лет» - в тексте «здравницы» фараону.

Культ солнца «Ра» отражён в других египетских гимнах: ~«Ты высоко, твои лучи на земле, пред людьми твое движенье».

Некоторые исследователи Древнего Египта считают, что завершия египетских пирамид были отделаны белым золотом (сплав золота и серебра). Египетские обелиски символизируют солнечный луч, выпуклый наконечник обелисков также отделывался белым золотом. Европейцы вывозили обелиски из Египта и устанавливали на площадях европейских городов один из них установлен на площади перед собором Св. Петра в Риме. В северных городах, том числе в Петербурге, какое-то бессознательное чувство подсказывало закрепить небольшой золотой игольчатый шарик на вершине обелиска, можно сказать, что он символизирует солнце. Советский архитектор Г.П. Гольц учитывал характер освещения при решении цветовой композиции фасадов. Так как «свет разрушает цвет» т.е. делает его невидимым при ярком освещении, южный фасад здания может оформляться естественным камнем, а детали окрашиваться металлической краской, которая сверкает на солнце.

Благоустройство и реконструкция д. Петькино Манского района Красноярского края

Климат района резко-континентальный с холодной зимой и коротким жарким летом. Основная часть территории расположена в прохладном, умеренно-прохладном и умеренно-влажном климатическом поясе...

Двухэтажный двухквартирный блокированный жилой дом с 4-х комнатными квартирами

Существуют и особые природные условия, которые особенно сильно влияют на конструктивные решения зданий и сооружений. К таким условиям относят: сейсмичность, вечная мерзлота, просадочные грунты, подрабатываемые территории...

Звукопоглощающие конструкции

Акустический дискомфорт, создаваемый транспортом, испытывают до 40% городского населения. Шум воздействует на центральную нервную систему, приводя к ее расстройству, хроническому переутомлению, гипертонии и язвенной болезни...

Материаловедение и технология конструкционных материалов

Морозостойкость - свойство насыщенного водой материала выдерживать попеременное замораживание и оттаивание. Морозостойкость материала количественно оценивается маркой по морозостойкости...

Монтаж строительных конструкций

Основными факторами, влияющими на выбор типа монтажного крана являются: 1. Объёмно-планировочные характеристики здания (конфигурация в плане и размеры) 2. Вес и габариты монтируемых конструкций 3. Объёмы и сроки работ 4...

Озеленение больницы и благоустройство территории для здоровья и комфорта пациентов

озеленение больница...

Организация работ по проведению технической экспертизы конструкций и объектов недвижимости

Действие на здание факторов можно разделить на 2 группы: · внешние воздействия (природные и искусственные); · внутренние воздействия (технологические и функциональные). К внешним относят: Радиация. Температура (солнце). Воздушный поток...

Планировка населенного пункта п. Краснозерное Емельяновского района Красноярского края

Климат. По природно-климатическим условиям район относится к умеренно-прохладному и прохладному агроклиматическому району. Климат резкоконтинентальный, с господствующим юго-западным направлением ветров, с холодной зимой и жарким летом...

Планировка сельских населенных мест

Территория района входит в область умеренных широт, которая характеризуется сменой направлений воздушных потоков от зимы к лету...

Последствия деформаций земной поверхности на застроенной территории

Наряду с этим должны учитываться факторы хозяйственной деятельности человека...

Проект планировки поселка Звезда Новоселовского района

Новосёловский район можно условно разделить на две части с немного различающимся климатом. Это -- более прохладный и влажный юго-восток и более тёплый и сухой северо-запад. Вся территория района расположена в умеренном климатическом поясе...

Проектирование малоэтажного жилого здания

Природные условия - это совокупность естественных условий существования человечества, важнейшие компоненты окружающей его среды, как то: солнечная энергия, внутриземное тепло, водные ресурсы, земельные ресурсы, минеральные ресурсы...

Проектирование одноэтажного промышленного здания с применением сборных железобетонных элементов

Разработка оборудования для гостиницы

При нормировании размеров предметно-пространственной и бытовой среды центром, или отправной точкой, является человек, поэтому при установлении размеров мебели необходимо знать основные антропометрические признаки человека...

Строительные нормы и правила

В оценке городских земель должны учитываться все основные факторы, влияющие на оценку с позиций различных видов функционального использования: 1. Локализационные факторы...

Самые совершенные формы, как с точки зрения красоты, так и с точки зрения организации и функционирования, созданы самой природой и развились в процессе эволюции. Человечество с давних пор заимствовало у природы структуры, элементы, построения для решения своих технологических задач. В настоящее время техногенная цивилизация отвоевывает у природы все большие территории, вокруг доминируют прямоугольные формы, сталь, стекло и бетон, а мы живем в так называемых городских джунглях.

И с каждым годом все более ощутимой становится потребность человека в естественной гармоничной среде обитания, наполненной воздухом, зеленью, природными элементами. Поэтому экологическая тематика становится все более актуальной в градостроительстве и . В данной статье мы познакомимся с примерами бионики — интересного современного направления в архитектуре и дизайне интерьеров.

Примеры бионики в архитектуре. Научный и художественный подход

Бионика – это направление в первую очередь научное, а потом уже творческое. Применительно к архитектуре оно означает использование принципов и методов организации живых организмов и форм, созданных живыми организмами, при проектировании и строительстве зданий. Первым архитектором, работающим в стиле бионики,был А. Гауди. Его знаменитыми работами до сих пор восхищается мир (Дом Бальо, Дом Мила, Храм Святого Семейства, Парк Гуэля и др.).

Дом Мила Антонио Гауди в Барселоне
Национальный оперный театр в Пекине

Современная бионика базируется на новых методах с применением математического моделирования и широкого спектра программного обеспечения для расчета и 3d-визуализации. Основной ее задачей является изучение законов формирования тканей живых организмов, их структуры, физических свойств, конструктивных особенностей с целью воплощения этих знаний в архитектуре. Живые системы являются примером конструкций, которые функционируют на основе принципов обеспечения оптимальной надежности, формирования оптимальной формы при экономии энергии и материалов. Именно эти принципы и положены в основу бионики. Знаменитые примеры бионики представлены на сайте.

Оперный театр в Сиднее
Плавательный комплекс в Пекине

Вот несколько величайший сооружений на основе бионики во всем мире:

  • Эйфелева башня в Париже (повторяет форму берцовой кости)
  • Стадион «Ласточкино гнездо» в Пекине (внешняя металлическая конструкция повторяет форму птичьего гнезда)
  • Небоскреб Аква в Чикаго (внешне напоминает поток падающей воды, также форма здания напоминает складчатую структуру известковых отложений по берегам Великих Озер)
  • Жилой дом «Наутилус» или «Раковина» в Наукальпане (его дизайн взят из природной структуры – раковины моллюска)
  • Оперный театр в Сиднее (подражает раскрывшимся лепесткам лотоса на воде)
  • Плавательный комплекс в Пекине (конструкция фасада состоит из «пузырьков воды», повторяет кристаллическую решетку, она позволяет аккумулировать солнечную энергию, используемую на нужды здания)
  • Национальный оперный театр в Пекине (имитирует каплю воды)

Бионика включает в себя и создание новых для строительства материалов, структуру которых подсказывают законы природы. На сегодняшний день существует уже множество примеров бионики, каждый из которых отличается удивительной прочностью своей структуры. Таким образом, можно получить новые дополнительные возможности для возведения сооружений различных масштабов.

Скульптура Облачные ворота в Чикаго
Примеры бионики в дизайне интерьера

Особенности дизайна интерьеров в стиле бионики с примерами

Бионический стиль пришел и в дизайн интерьера:как в жилых помещениях, так и в помещениях сферы услуг, социального и культурного назначения. Примеры бионики можно увидеть в современных парках, библиотеках, торговых центрах, ресторанах, выставочных центрах и т.д. Что же характерно для этого модного стиля? Каковы его особенности? Как и в случае архитектуры, бионика интерьера использует природные формы в организации пространства, в планировании помещений, в дизайне мебели и аксессуаров, в декоре.

Свои идеи дизайнеры черпают из знакомых структур живой природы:

  • Воск и пчелиные соты – основа для создания необычных конструкций в интерьере: стен и перегородок, элементов мебели, декора, элементов стеновых и потолочных панелей, оконных проемов и т.д.
  • Паутина является необычайно лёгким и экономным сетчатым материалом. Часто применяется как основа в дизайне перегородок, дизайне мебели и осветительных приборов, гамаков.
  • Наружные или внутренние лестницы могут быть выполнены в виде спиральных или необычных конструкций, созданных из комбинированных природных материалов, повторяющих плавные природные формы. В дизайне лестниц художники бионического направления чаще всего отталкиваются от растительных форм.
  • Цветные стекла и используются в примерах бионики для того, чтобы создать интересное освещение.
  • В деревянных домах в качестве несущих колон могут использоваться стволы деревьев. Вообще дерево – один из самых распространенных материалов интерьера в стиле бионики. Также применяют шерсть, кожу, лен, бамбук, хлопок и др.
  • Из водной глади берутся и гармонично вписываются зеркальные и глянцевые поверхности.
  • Отличным решением является применение перфорации с целью уменьшения веса отдельных конструкций. Пористые костные структуры часто используются для создания интересной мебели, при этом экономя материал, создавая иллюзию воздушности и легкости.

Светильники также повторяют биологические структуры. Красиво и оригинально смотрятся светильники, имитирующие водопад, светящиеся деревья и цветы, облака, небесные светила, морских обитателей и т.д.Примеры бионики зачастую используют природные материалы, которые являются экологически чистыми. Характерными особенностями данного направления считаются плавные линии, натуральная цветовая гамма. Это попытка создать атмосферу, приближенную к естественной природе, при этом не упраздняя удобств, которые человек приобрел с развитием техники. Электронику вписывают в дизайн таким образом, чтобы она не бросалась в глаза.

Небоскреб Aqua в Чикаго пример бионики в дизайне интерьера стадион Ласточкино гнездо в Пекине

В примерах бионики в интерьере можно рассмотреть аквариумы, интересные необычные конструкции и уникальные формы, которые, как и в природе, не повторяются. Можно сказать, что в бионике нет четких границ и зонирования пространства, одни помещения плавно «перетекают» в другие. Природные элементы не обязательно будут применимы ко всему интерьеру. Очень распространены в настоящее время проекты с отдельными элементами бионики – мебелью, повторяющей структуру тела, структуру растений и других элементов живой природы, органические вставки, декор из натуральных материалов.

Стоит отметить, что ключевой особенностью бионики в архитектуре и дизайне интерьера является подражание природным формам с учетом научных знаний о них. Создание благоприятной для человека экологически безопасной среды обитания с применением новых энергоэффективных технологий может стать идеальным направлением развития городов. Поэтому бионика является новым быстро развивающимся направлением, захватывающим умы архитекторов и дизайнеров.

Новаторские технологии в производстве строительных материалов и широкие возможности 3D проектирования позволяют современным архитекторам создавать проекты, необычные по концепции и эстетической нагрузке. — одно из прогрессивно развивающихся направлений постмодернизма, отличительная черта которого – применение органичных форм и естественное их объединение с окружающей средой. Зародившись еще в древних веках, тенденция заимствования архитектурных линий и объемов у природы приобрела новую огранку, проявившись с необычайной силой в стилистике современных общественных и частных зданий.

Истоки органической архитектуры

В 20-х годах 20 века в Германии и Нидерландах возникло новое архитектурное течение -экспрессионизм, которому было свойственно искажать общепринятую форму зданий с совершенно непрактичной целью – лишь для достижения зрелищности и сильного эмоционального воздействия. Объемы экспрессивной архитектуры – горы, холмы, леса и прекрасно вписывались в существующий ландшафт. Это были одни из первых попыток внедрить бионику в современную архитектуру.


Здание Чилихаус в Гамбурге (архитектор Фриц Хегер) имеет второе название — «нос корабля» и несет в себе явные признаки архитектурного экспрессионизма

Однако для сооружений в этом стиле была характерна не сочетаемость с традиционной прямоугольной формой внутренних помещений, так что поборникам данного течения оставалось довольствоваться малыми архитектурными формами и прикладными проектами – постройкой временных выставочных павильонов, театральных и кинематографических декораций. Здание, являющее собой яркий образец направления экспрессионизма в архитектуре – лютеранская Церковь Грундтвига в Копенгагене (Дания), спроектированная местным архитектором — Педером Клинтом.

Здание лютеранской церкви в Копенгагене (архитектор Педер Клинт) органично вписано в окружающую среду

Несмотря на свою непрактичность, продолжила свое шествие по миру, отразившись в работах немецких структуралистов, которым удалось архитектурные и вызывающие мощный эмоциональный отклик, сочетать с функциональностью. Зародившись в 50-х годах в Германии, данное архитектурное направление пустило глубокие корни в северных странах, наиболее ярко проявившись в творчестве финнов — Алвара Аалто и Эро Сааринена. Наиболее выдающиеся здания в стиле структурализм, ставшие уже памятниками архитектуры – Сиднейский оперный театр авторства Йорна Утзона и храм , построенный по проекту Фариборза Сахба.

Бахайский храм в столице Индии — Нью-Дели построен по проекту архитектора Фариборза Сабха и представляет собой сложную структуру из мраморных фрагментов — стилизованных лепестков лотоса

Закономерности развития современной архитектуры

Следуя исторической традиции, архитектурные стили всегда противоборствовали между собой – сложные «кружевные» готические здания пришли на смену лаконичным и приземистым романским постройкам, напоминающим каменные глыбы. Пышное барокко, основным мотивом которого была морская раковина, сменил строгий классицизм, который отличала прямолинейность и соразмерность форм. И, наконец, последний исторический стиль — витиеватый и органично-растительный модерн, возник в противовес выхолощенной классике, абсолютно лишенной природных корней.

Католический храм в Барселоне Саграда Фамилиа (Sagrada Familia, арх. Антонио Гауди) построен по всем канонам готической церкви, но за счет декора и органичной архитектуры относится к стилю модерн

Готика, барокко и модерн – это классические стили, которые на ранних этапах развития архитектуры уже несли в себе некие черты бионики – они оперировали линиями и , иногда даже в ущерб функциональности здания. В то время как в романских, классицистичных и античных постройках конструкция была всегда понятна и проста, органическая архитектура маскировала каркас строения сложным декором, стилизованным под растительный.

Парк Гуэль, заложенный по проекту Антонио Гауди в пригороде Барселоны, — выдающийся памятник модерна в архитектуре с обилием органичного декора и деталей

Пройдя долгий путь, бионика в архитектуре теперь относится к эко-дружественному стилевому направлению — она не нарушает баланс естественной среды и . Именитым представителем данного направления считается американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт , которому был чужд функционализм, нарочито выделяющий здание из природного окружения. Райт не приветствовал доминирования сооружения над природой, наоборот, он считал, что строение должно быть логическим продолжением естественного рельефа, но не в ущерб своей практичности.

Дом над водопадом (арх. Фрэнк Ллойд Райт) — образец органической архитектуры, прекрасно вписанной в окружающий ландшафт

В начале 21 века бионика в архитектуре находится на новом витке эволюции благодаря развитию технологий строительства и возникновению . Обращаясь к органическим формам природы, современная архитектура сочетает в себе черты футуризма, структурализма, био тека и характеризуется, как архитектура в стиле постмодернизм.

Концептуальные и реализованные проекты органической архитектуры 21 века

Бельгийский архитектор Винсент Коллбаут разработал своеобразный «зеленый город» — группу эко-небоскребов, представляющих собой «стопку» стеклянных модулей, схожих по форме с морской галькой. В систему органических небоскребов включены фермы по выращиванию сельскохозяйственных культур и, согласно концепции, все необходимое для жизни обитателей домов будет производиться в пределах одного гигантского здания. Такой подход переосмысливает нынешнюю структуру мегаполисов с пригородами – источником продуктов питания. Исходя из замысла архитектора, электроснабжение небоскребов будет производиться только лишь с использованием энергии солнца и ветра.

Концептуальный проект небоскреба-сада (арх. Винсент Коллбаут)

Эко-небоскребы от бельгийского архитектора Винсента Коллбаута

Другой проект этого плодовитого на идеи архитектора – винтообразный небоскреб, несущий в своей архитектуре черты бионики и вызывающий ассоциации с цепочкой ДНК. Небоскреб-сад будет построен в Тайбее (Тайвань) в 2016 году. Двадцатиуровневое здание состоит из центрального стержня, вокруг которого закручены две спирали обособленных объемов. На каждом этаже размещен фруктовый сад и огород, система сбора дождевой воды и переработки органических отходов, а также собственная солнечная электростанция. Низкое энергопотребление и формирование эко-дружественной системы – основные составляющие концепции Винсента Коллбаута для строительства жилья 21 века.

Институт молекулярной биологии в Австралии (арх. бюро Lyons Architects)

Частные дома, построенные для оригиналов, часто выделяет необычная органическая архитектура – ракушки, листья, – сложные природные формы вдохновляют современных архитекторов к созданию . Считается, что человеку более комфортно пребывать в округлых помещениях, а рубленые очертания домов могут вызывать агрессию. Существует исследование, согласно которому более высокий уровень преступности наблюдается в густонаселенных микрорайонах с домами-коробками, практически не отличающимися один от другого по архитектуре. Бионика в современной архитектуре – это как раз тот стиль, который удивляет и поражает, но не угнетает человеческое сознание.

Частная резиденция Пьера Кардена в Теуль-сюр-Мер (арх. Антти Ловаг)

Каза караколь или дом-ракушка в Мексике

Каза Наутилус или дом- подводная лодка в Мехико (арх. Senosiain Arquitectos)

Вконтакте