Методы географических исследований и их характеристика. Традиционные и новые методы географических исследований

Вспомните:

1. Как древние люди изучали Землю?

Ответ: Например, идет речь о рельефе какой-либо страны. Древний географ считал бы свою задачу выполненной, если бы ему удалось описать, где и какие формы рельефа существуют.

2. Как современный человек изучает Землю?

Ответ: Современный географ не может этим удовлетвориться: он не только описывает существующие формы рельефа, но и выясняет причины такого размещения гор, равнин, возвышенностей, связь и взаимозависимость их с другими географическими факторами и т.д. Поэтому географию считают объяснительной наукой.

Как вы думаете:

Могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках?

Ответ: Многие из этих методов применяются так же и в других нау-ках. Основные философские методы исследования, те же, что и у других наук.

Проверим знания:

1. В чем заключается особенность описательного метода исследования?

Ответ: Описательный метод в географии отвечает на вопрос: а) по-чему это происходит? б) где это расположено? в) что будет, если это произойдёт?

2. Что является основой картографического метода исследования?

Ответ: Картографический метод исследования - это метод исследо-ваний, основанный на получении необходимой информации с помо-щью карт для научного и практического познания изображенных на них явлений.

3. Как называется самый молодой метод исследования?

Ответ: Космический

А теперь более сложные вопросы:

1. Чем отличаются древние карты от современных картографических изображений?

Ответ: Первыми географическими изображениями местности были наскальные изображения, рисунки на коре, коже, дереве, кости. В Римской империи картами пользовались для организации и проведения военных походов. Современные географические карты отличаются большей точностью и имеют гораздо больше географических объектов, так как со временем, исследователи открывали все больше и больше новых мест на Земле.

2. Как бы вы назвали метод исследования, связанный с организацией и проведением научных экспедиций?

Ответ: Экспедиционный, от слова «экспедиция».

От теории к практике:

1. Классифицируйте источники географической информации, используемые вами на уроках географии.

Ответ: Карты и атласы, газеты и журналы, радио, телевидение, ин-тернет, музейные экспонаты, экспедиции и пр.

2. Составьте описание учебного кабинета географии.

Ответ: На мой взгляд, самой примечательной вещью в нашем классе является огромный глобус, укрепленный на круглой подставке. Его обычное место – на специальной тумбочке в конце кабинета, но во время уроков он всегда стоит перед нами – на учительском столе. В кабинете географии каждый может найти что-нибудь интересное для себя. В специальном шкафу хранится целая коллекция биноклей, компасов, различных измерительных приборов, есть даже туристическое снаряжение. Особой любовью школьников пользуется маленькая полочка с многолетними подшивками журнала "Вокруг света", многие выпуски которого зачитаны до Дыр. Интересные рассказы и замечательное оформление кабинета географии помогли многим ученикам нашей школы не только хорошо разобраться в предмете, но и полюбить эту науку навсегда. Прямо передо мной доска, а слева и справа от нее множество географических карт, которые можно передвигать при помощи специального механизма. Нет необходимости их постоянно снимать и прикреплять на доску на веревочке, если нужно – карта сразу перед глазами. Политическая карта расскажет, как много в мире стран, как необычно называются в них города, на физической показано расположение рек и озер, гор и лесов. А на этой карте – температурный режим, здесь – подводные течения, здесь – горные породы. А вот и совсем удивительная карта – карта звёздного неба. Конечно, ведь человечество осваивает не только новые земли, но и космические просторы. Вдоль стены расположены стеллажи с книгами. На самой верней полке стоит большой разноцветный глобус, а за ним десяток поменьше; наверное нам будут их раздавать на уроке. А вот полочка с журналами "Вокруг Света". А вот книга о первых экспедициях и кругосветных путешествиях. На другой полочке я вижу атласы, аккуратные стопочки контурных карт. Вот и для нас подготовили местечко. С удовольствием буду приходить на уроки в наш кабинет географии.

Итоговые задания по теме раздела:

1. Кто из ученых древности впервые использовал слово «география»?

2. На русский язык слово «география» переводится как:

3. Основной причиной повышения точности карт в XV веке явилось:

4. Точные очертания материков и островов возможно получить при исполь-зовании:

5. Какой из перечисленных методов исследования был недоступен древним ученым?

6. Научные представления о природе Земли можно получить с помощью:

7. Установите соответствие между названием метода исследования и его характеристикой:

Ответ: 1-Б, 2-А, 3-В

8. О каком методе исследования идет речь?

Ответ: Описательный метод

9. Дополните утверждение.

Ответ: 1 – картография, 2 – картографии, 3- XV

10. Дополните утверждение.

Ответ: Картографический

1.4 Методы географических исследований

В географии наряду с методами, общими для всех наук, применяют и специальные (географические).

Методы географических исследований можно разделить на три группы. Во-первых, это методы полевых исследований, когда изучение географических объектов происходит непосредственно в полевых условиях. Географические экспедиции и постоянно действующие станции и лаборатории являются одним из важнейших источников информации о процессах, происходящих в географической оболочке. С помощью другой группы методов – камеральных (от лат. camera – комната, казна) – географическая информация обрабатывается, систематизируется, обобщается. Примером такой работы является обработка материалов аэро- и космических съемок Земли. С помощью камеральных методов познается суть географических явлений, устанавливаются закономерности их развития. Третья группа – экспериментальные методы, с помощью которых ученые могут проверить истинность своих предположений, глубже проникнуть в тайны природы. Как видно, все методы географических исследований тесно связаны между собой. На каждом этапе исследований используются определенные методы. Для того чтобы более подробно познакомиться с ними, воспользуемся традиционным для географии историческим подходом.

Описательный, экспедиционный и картографический методы – первые в истории географии. Описательный метод был самым первым способом познания окружающего мира. Многие столетия география оставалась в основном наукой описательной.

Все, что человек узнавал о новых землях, он получал во время экспедиций (путешествий). В ходе экспедиций наблюдаются и описываются разнообразные географические объекты, явления. Картографический метод появился одновременно с возникновением географии. Вместе с описанием объектов на земной поверхности появляется и особый – географический способ отображения и систематизации знаний об изучаемой территории. Не случайно карту называют «вторым языком» географии. С нее начинается и ею заканчивается географическое исследование. Но главное – с помощью карты можно «объять» разом всю поверхность нашей планеты.

Методы сравнения, исторический и обобщения в географии. Накопление огромного количества сведений о нашей планете выдвинуло проблему их обобщения и систематизации. Сравнение разных элементов географической оболочки привело к тому, что похожие элементы объединялись между собой. Такое обобщение и одновременно сравнение географических данных позволило группировать явления в различные классы, что стало причиной формирования типологического подхода в географии.

География была одной из первых наук, овладевших историческим подходом в познании явлений мира. Географы начали сравнивать объекты не только по их местоположению, но и по времени образования. В географии исторический метод широко используют еще и потому, что связь между географией и историей всегда была тесной.

Математические методы и моделирование в географии. До тех пор пока существовали неоткрытые земли, перед географией не стояла остро задача объяснения мира. Поверхностного описания различных территорий было достаточно, чтобы исследование считалось географическим. Но бурный рост хозяйственной деятельности человека потребовал проникновения в тайны природы. Для этого географы были вынуждены заимствовать методы исследований из других наук. Использование математических методов дало возможность не только измерять географические объекты, но и находить средние показатели в ряде наблюдений, выявлять статистические (математические) закономерности. Это привело к открытию причин дождевых паводков на реках, появлению представлений о циклонах и антициклонах, принципов выбора мест для строительства предприятий и т. д.

Все географические системы (природные, хозяйственные, природно-хозяйственные) имеют структуру, т. е. определенный способ организации взаимосвязей между элементами. С появлением в географии метода моделирования познание структуры разных геосистем ушло далеко вперед. Моделями широко пользуются для имитации процессов, которые невозможно воспроизвести в опытах и экспериментах. В моделях отражаются основные свойства объекта, а второстепенные – отбрасываются.

Методы дистанционных исследований. Достижения науки и техники в XX в. сильно изменили традиционные способы изучения Земли. Дистанционными называют методы, когда наблюдатель (или измерительный аппарат) находится на некоторой дистанции от объекта изучения. При этом значительно увеличивается территория, охватываемая наблюдением. Появление материалов аэрокосмических съемок земной поверхности привело к увеличению потока новой информации о давно известных объектах и явлениях Земли.

Съемка земной поверхности в оптическом диапазоне (в красном, синем, зеленом и других цветах) дает сведения о состоянии почв и растительного покрова территории, о прозрачности воды в водоемах и т. д. Съемка в невидимом для человеческого глаза инфракрасном диапазоне позволяет получить информацию о температуре суши и океанов, о концентрации сельскохозяйственных вредителей. Съемка с помощью радиоволн показывает количество влаги в почве, уровень грунтовых вод и т. д.

С помощью дистанционных методов информацию получают в такой форме, которая позволяет ее заложить в компьютер и автоматически обработать. Это привело к созданию геоинформационных систем, банков географических данных, которые широко используются в картографии и математическом моделировании геосистем.

Стационарный, лабораторный и экспериментальный методы. В современной географии вместо кратковременных экспедиций организовываются комплексные географические стационары. Стационарный метод исследования географической оболочки предполагает использование постоянно действующих станций, лабораторий, экспедиций. Методы близких к географии наук позволяют наблюдать в постоянных условиях целый комплекс географических явлений. Так, в географии появились геофизический, геохимический и биологический методы с применением характерного для них лабораторного метода (например, изучение химического состава почвы или физических свойств загрязненного воздуха).

Главной задачей проведения комплексных стационарных исследований является раскрытие связей между явлениями. Раскрытие основных этих взаимосвязей позволяет, во-первых, создать модель изучаемого объекта, во-вторых, провести в природе опыт, или эксперимент.

К примеру, чтобы узнать, как влияет земледелие на эрозию почв, отбирают два участка с одинаковыми условиями. Экспериментальная площадка распахивается и засевается сельскохозяйственными культурами, а другая (контрольная) остается без изменений. Затем измеряется масштаб, скорость эрозии почвы на двух участках и делается вывод о влиянии сельскохозяйственной деятельности на почвенный покров.

Сегодня недостаточно объяснить, почему и как развиваются геосистемы и их элементы, необходимо еще и предвидеть, как они могут изменяться под воздействием человека. Наступает новый этап географического исследования – этап предсказания. На этом этапе решаются задачи, каким будет объект в будущем. Для этого используют мониторинг окружающей среды и географический прогноз.

Мониторинг окружающей среды. Мониторинг (от лат. monitor – предупреждающий) – это информационная система, задача которой состоит в наблюдении и оценке окружающей среды под влиянием воздействия человека. Целью этого метода является рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Выделяют три основных вида мониторинга: локальный, региональный, глобальный. В отличие от первых двух система глобального мониторинга еще не создана. Он должен обеспечить слежение за планетарными изменениями в географической оболочке – в составе атмосферы, в круговоротах веществ и т. д. Пока существуют фрагменты такого мониторинга в виде биосферных заповедников, научных станций и лабораторий. В них ведутся наблюдение и контроль за физическими, химическими, биологическими изменениями в окружающей среде. Полученная информация передается в национальные и международные центры.

Географический прогноз. Одна из задач географических прогнозов – разработка научно обоснованных предсказаний о состоянии и развитии природной среды в будущем. Для того чтобы сделать прогноз достоверным, надо, прежде всего, опираться на исторический подход к объекту и соответственно рассматривать его в процессе развития. Имеется несколько сот методов прогнозирования. Некоторые из них вам знакомы. Метод географических аналогий позволяет перенести закономерности развития одних геосистем на другие. При этом можно предвидеть, что более молодые по возрасту системы пройдут путь геосистем, находящихся на высокой ступени развития. Одним из важнейших методов прогнозирования является экстраполяция – это как бы продолжение существующих закономерностей в будущее. Для этого необходимо достаточно хорошо изучить объект. Успешно применяются в прогнозировании и методы математического моделирования.

Географы также участвуют в составлении экономических и социальных прогнозов, которые должны учитывать и динамику развития окружающей среды. Как правило, прогнозы связаны с конкретной территорией и составляются с определенной целью. Например, прогноз комплексного освоения новых территорий.

Впереди научно-географического сообщества и влияния на него не оказали. Нам известен лишь один географ этого времени, последовательно и целенаправленно применявший передовую философскую методологию в географической науки. Это Н.Демаре. Он первый и последний из географов изложил принципы научного познания применительно к географии. Следует учесть и то, что принципы были изложены очень кратко...

Например, А.Ходиев активно занимался такой пропагандой, будучи уверенным, что делает большое для позитивизма дело. Но это все были отдельные эпизоды. Связь между позитивизмом и географической наукой не наладилась. Можно понять почему философы-позитивисты пренебрегли географией. Для большей части из них география была наука второго сорта, обреченной вечно нести бремя описательности. Это мнение...

Период накапливается также материал по изучению природы нашей страны. Все это позволяет создать ряд крупных сводных географических работ, имевших важное значение для развития экономической географии. Среди них выделяются: “Географическо-статистический словарь Российской империи”(5 томов, 1863-1885 гг.), “Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России”(8 выпусков,1880- ...

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод . Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод . Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, смертности и населения, сальдо , ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования . Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический . Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений . Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений . Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании , в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования . Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является .

10) Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать .

1. Метод науки

Метод - прием достижения цели, образ действий или способ достижения всестороннего отражения предмета исследования, раскрытие его сущности, познание его законов. Методы означают совокупность применяемых в науке приемов и способов для получения новых знаний.

Методология науки - вся система методов, подходов и принципов получения новых знаний, их структура, своеобразие логики исследования в географии. В зависимости от объектов исследования и масштаба обобщений различают уровни методологии:

Всеобщий - охватывает все науки (диалектический метод - метод познания)

Общенаучный - отдельно для естественных и гуманитарных наук

Методология научных систем - географические системы наук

Методология конкретной науки - методы географии экономики России

Методика - конкретное воплощение метода, специально разработанная техника и процедура его реализации в процессе организованного взаимодействия субъекта и объекта исследования. Методика включает совокупность приемов получения, уточнения или проверки научных данных.


2. Подходы к изучению географии. Виды подходов

Подходы - совокупность приемов и способов изучения географии как науки. Это более широкие понятия, чем методы, в основе которых лежат принципы, позволяющие определенным образом выстраивать и нацеливать частные методы.

Виды :

Хронологический - территориальный подход, один из самых важных подходов, который нацеливает методы на выявление территориальных различий, а также особенности пространственного размещения и взаимодействия географических объектов. В зарубежной литературе чаще применяется понятие геопространство или место, район, в отечественной школе - территория. Хронологический принцип основывается на взаимосвязи пространств, свойств и отношений географических систем.

Исторический - определяет использование методов, которые выявляют изменения объектов во времени. С ним связано формирование двух научных направлений:

Палеогеографическое (прилагается к исследованиям доисторического прошлого географической оболочки)

Историко-географическое (соотносится со спецификой географических процессов определенного исторического периода развития человеческого общества)

Системный (синергетический) - синергетика - учение, основанное на идеи системности мира и научных знаний о нем. Система - совокупность и сочетание взаимосвязанных объектов (элементов) с присущими им свойствами и отношениями, которые образуют определенную целостность и характеризуется относительной устойчивостью. Это ведущее направление развития всех без исключения наук, но в географии его применение наиболее важно, т.к. сама наука и ее объекты исследования системны. Системный подход требует соблюдения следующих принципов:

Целостность

Связь

Структура и организация

Управление

Уровни иерархии

Примером системного подхода в географии может служит комплексное изучение стран, районов, отраслей, промышленности, природно-территориальный комплекс (ПТК), территориально-производственный комплекс (ТПК)

Аналитический - разделение объекта изучения на составные части, т.е. наиболее сложные системы подразделять на менее сложные подсистемы

Типологический - нацеливает методы на выделение наиболее существенных черт, сходство и различие в изучаемой географической конкретике, прежде всего использует сравнительно-географический метод (социально-экономическая типология стран мира)

Экологический - связан с массовым экологическим движением, направленным против ухудшения окружающей среды в результате антропогенной деятельности. В связи с этим недавно появились новые научные направления: геоэкология (изучает проблемы, связанные с ухудшением среды обитания в результате деятельности человека), экологическая география (изучает географическую среду в целях решения экологических проблем)

Проблемный - нацелен на изучение наиболее значимых проблем современности: проблемы мира и разоружения, проблемы экологии, демографические проблемы, проблемы использования мирового океана, энергетическую проблему, сырьевую, продовольственную.


3. Метод моделирования

Моделирование представляет собой процесс воспроизводства модели объекта явления или процесса с целью решения поставленной задачи определенными методическими приемами для контроля за результатами исследования и их реализацией. Моделирование выполняет роль необходимого инструмента в географической науке. На планетарном уровне существует следующая классификация моделей: имитационные, концептуальные и промежуточные. Имитационные модели составляются для представления динамики изменения явлений, например, климата. Концептуальные или методические модели предназначены для демонстрации правдоподобности процессов и формируются на основе общего понимания обратных связей. Модели промежуточной сложности необходимы для имитации взаимодействия среди процессов в природной системе.

В географии различают следующие основные модели: словесные, картографические, структурные, графические, математические, натурные. Модели могут быть также комбинированными: математико-картографическими, математико-графическими и др.

1. Словесные модели представляют собой описание геосистемы с помощью средств языка.

2. Картографические модели - это географические карты вместе с нанесенной на них ситуацией определенного содержания и назначения.

3. Структурные модели (схемы) весьма часто применяются при классификации объектов, систем, процессов по определенному признаку или для передачи последовательности процессов при изучении генезиса, эволюции объекта или системы

4. Графическая модель представляет собой график с нанесенными на него результатами исследований в виде точек, линий и с помощью других способов отображения.

5. Математические модели представляют собой абстрактное описание объектов, явлений или процессов с помощью знаков (символов).

6. Натурная модель представляет собой имитацию природного объекта или явления в виде макета.

Таким образом, модель служит средством познания оригинала и отражает наиболее важные его свойства.


4. Принципы и средства географии как науки

По принципу возникновения (исторический принцип):

Традиционные методы географических исследований (наблюдение, описание): § картографический метод (изучение карт, картосхем) § статистический метод (использование и обработка статистических данных) § историко-географический метод § сравнительно-географический метод (выявляет сходство и различие географических объектов для их классификации и прогнозирования)Современные методы географических исследований: § аэрокосмический метод § метод моделирования (создание аналога изучаемого объекта и последующее его исследование) § географический прогноз (предвидение будущего состояния геосистем) § геоинформационный метод (создание банков данных на основе информации, полученной из разных источников)

По принципу использования:

Общие географические методы: § описательный § картографический § сравнительно-географический § количественный § аэрокосмический § геоинформационный § моделированияЧастные географические методы: § физической географии (геохимический, географический, палеогеографический) § социально-экономической географии (специализации, изучения эффективности производства - сельского хозяйства или промышленности, множество социальных методов - анкетирование, соц. опрос, интервьюирование)

По принципу существа:

Эмпирические методы (эмпирия - видимая сторона) - позволяющие получить знания с помощью органов чувств. Это знания, полученные на основе опыта, по-другому эти знания называются опытными и практическими: § наблюдение - получение первичной информации об изучаемом объекте и измерении количественных показателей, он считается самым древним методом, правильно выстроенное наблюдение предполагает наличие плана и приведение результатов к формально полученным данным. § экспедиционный (полевой) - с ним связан сбор научных фактов, полученных в полевых условиях при прохождении определенных маршрутов, составление профилей и описание ключевых участков § метод стационаров - изучение в течение длительного времени изменений явлений на одном и том же месте § аэрокосмический метод - использование аэрофотоснимков или космоснимков § балансовые методы - расчетные методы для анализа, прогнозирования и планирования развития геосистем § камеральные методы - обработка результатов наблюдения. Экспериментальные методы (междисциплинарные) - отличаются от наблюдения тем, что предполагают специальную организацию ситуаций исследования и активное вмешательство в нее исследователя.§ эксперимент - воспроизведение объектом в специально созданных условиях осуществляемое для проверки гипотез, выделяют два типа: Ø натуральный эксперимент - связан с организацией направленных воздействий на природные систем и изучение реакций этой системы Ø модельный - осуществляется на аналогах определенных природных систем (модели) § математические методы - применяются во всех естественных и социальных науках для получения количественных показателей. Чаще всего в географии применяется теория вероятности и методы математической статистики § геохимические методы § геофизические методы. Теоретические методы - предполагают мысленное взаимодействие исследователя с моделью изучаемого объекта исследования§ индукция - путь построения исследования путем обобщения имеющихся данных, метод восхождения от частного к общему § дедукция - метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному § моделирование § аналогий - выявление сходств в предметах и явлениях для последующего сравнения. Методы интерпретации и обобщения - характеризуется тем, что субъект исследования оперирует знаково-символическими представлениями об объекте в виде терминов, понятий, суждений, теорий, законов § методы эмпирического обобщения Ø сравнительно-географические, выполняют несколько функций: определяют ареал сходных явлений и предметов, разграничивают близкие предметы и явления, важен и широко применим в страноведении при анализе изолиний Ø систематизация - упорядочение предметов и явлений в любом аспекте (формальном, внешнем, внутреннем), предполагает разделение всей совокупности предметов, связанных известным сходством путем ранжирования. В географии наиболее известны такие системы, как классификация, таксономия (классификация по иерархии), типология (классификация исходя из качественного признака), районирование Ø сравнительно-исторический метод Ø генетический метод - предполагает изучение происхождения предмета и явления, исходя из источников развития географических объектов (генезис, т.е. развитие рельефов, почв, ландшафтов, социально-экономических объектов) Ø палеогеографический метод Ø диохранический метод - использует исторические факторы (изучение исторических текстов, карт) для определения общих тенденций развития географических объектов за определенное историческое время § методы теоретического обобщения направлены на формирования понятийного аппарата теории Ø абстракция: абстракция отвлечения - у сложных объектов познаются отдельные стороны с последующим их синтезом; абстракция обобщения - образует понятия, законы и теории путем устранения случайного и несущественного Ø формализация - сущность обобщения, в результате которого появляется новая модель формального уровня, которая отражает лишь форму предмета или явления, знание предстает в идее символов: графиков, диаграмм, профилей, блок-схем, карт.


5. Метод описания

Самый древний метод, с которого связано само возникновение географии.

История развития

1 период Древний мир, средние века, раннего нового временив географии преобладает эмпирическое описание, т.е. что вижу о том и пишу. Яркий пример такого описания - описания Геродота, Эратосфена, Страбона, Марко Поло. Со времен Великих Географических Открытий описания мало изменились, усилилась только их фактологичность, всех путешественников и первооткрывателей новых земель причисляют к выдающимся географам.2 период18 векОсуществляется переход от эмпирического описания к научному, т.к. в кругосветных и другие крупных путешествиях стали участвовать ученые и естествоиспытатели. Примером служат труды Татищева (Урал), Крашенинникова3 период19 - первая половина 20 векаНаучные описания получают широкое распространение, наблюдается рассвет применения географического описания это связано с образованием во многих странах научных географических школ (немецкая - Гумбольдт, французская - Элизе Реклю, русская отечественная - Семенов-Тян-Шанский, Пржевальский, Миклухо-Маклай)4 периодвторая половина 20 века - наше времяВ это время наблюдается постепенная утрата мастерства географического описания, связано это с тем, что науке требуются полноценные комплексные данные, а география того времени ограничена аналитическими сведениями отдельных элементов природы. Баранский отмечал две причины резкого сокращения хороших географических описаний: переход от описательного стиля к аналитическому и недооценка литературной формы географических описаний

В настоящее время наблюдается возрождение метода географического описания, что объясняется новым повышенным интересом к страноведению, развитию внутреннего и внешнего туризма. Сейчас все описания проводятся комплексно, наиболее это проявляется в результате создания ландшафтных карт. Создание ландшафтных карт предполагает характеристику физико-географического районирования. Наиболее интересно и показательно проводить комплексное физико-географическое описание территории на выбранных точках наблюдения, для этого используется следующий план:

Устанавливается географическая привязка точки наблюдения (ближние ориентиры, направления и расстояния)

Геологическое и геоморфологическое наблюдение (геологические наблюдения носят вспомогательный характер, выделяются пласты, характер залегания, включения, геоморфология - описание мехоформ, генетичнеский тип рельефа: для холмистого рельефа - размер, форма, протяженность, высоты, экспозиция и т.д., для равнин - относительное превышение, для речных долин - форма, ширина, глубина и т.д., в заключении дается характер антропогенной измененности рельефа и трансформации)

Почвенные наблюдения (для описания почв необходимо закладывать почвенные разрезы: шурф или прикопка, после чего делается зарисовка и определяются генетические горизонты, механический состав, влажность, окраска и т.д., почле чего дается название почвы)

Геоботанические наблюдения (закладывается геоботаническая площадка - для леса 20х20 м, для луга - 10х10 м, для болота 1х1 м, описывается видовой состав, ярусность, мозаичность (горизонтальная неоднородность), каждое растение род и вид, собирается гербарий, завершается наблюдение названием растительной ассоциации по доминирующим двум или трем ярусам).

Геоэкологическое наблюдение (изучает антропогенное воздействие, их характер и последствия, а также уточняются границы антропогенных объектов, сельскохозяйственных угодий, дорог, ЛЭП, свалки мусора, фермы, коровники и т.д., кострища, и определяются современные неблагоприятные процессы: эрозия почв, заболачивание или подтопление, вытаптывание растительного покрова, оценивается качество поверхностных вод по ее прозрачности, цвету, запаху. Для почв по наличию масляных пятен, запаху, другой растительности: по усыханию и повреждению листьев, иголок хвои, появлению сорных видов, угнетенное состояние сельхоз. посевов, в заключении делается вывод о геоэкологическом состоянии.

Физико-географическое описание может включать и другие наблюдения: микроклиматические, гидрологические, гидрохимические

В заключении составляется полевая карта, которая включает в себя описание нескольких точек наблюдения с уточнением границ. Она может быть составлена в полевых условиях, а следовательно на месте дорабатывается и составляется легенда.


6. Картографический метод

Специфический метод географии т.к. география наука территориальная. О значении этого метода говорил Баранский:

Карта - это альфа и омега географии, ее начало и кнечный момент

Карта - стимул к заполнению пустых мест

Карта - средство к выявлению географических закономерностей

Карта - необходимый посредсник между крайнеограниченном в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громадными размерами объектов географических исследований поверхности Земного шара

Карта - второй язык географии

Карта - один из критериев географичности

Суть картографического метода заключается в том, что карты используются для изображения на них явлений. Современное назначение картографического метода физической географии - ландшафтные карты, социально-экономической географии - карты, отражающие различные количественные характеристики объектов для оценки факторов размещения.

В страноведении карта помогает создать образ территории страны, т.е. ее портрет. Этот метод предполагает стадии:

Получение информации

Обработка и построение карт

Изучение карты, ее анализ и извлечение информации

Использование полученной информации для выводов, рекомендаций и прогнозов

Для карты важно не только правильность составления, но и чтобы она работала, т.е. давала информацию. Виды аналитического применения метода:

1. Визуальный анализ карт

2. Картометрический метод измерение геометрических объектов: площадь, расстояние

3. Географический анализ (построение профилей, графиков, диаграмм)

4. Статистический анализ карт

5. Анализ при преобразовании карт (генерализация, составление проекций)

6. Математический анализ карт


7. Сравнительно-географический метод

Традиционный исторически применяемый с давних времен, в настоящее время один из самых распространенных. История развития:

1. Основы метода были заложены в древние времена (Геродот, Аристотель). В средние века в связи с общественным застоем науки методы были забыты.

2. 17-18 вв. Гумбольдт заложил основы современного сравнительно-географического метода, применив его для изучения связей между климатом и растительностью. Его выражение точно характеризует этот метод: «Сравнивать между собой отличительные особенности отдельных стран и представить в кратких чертах результат этих сравнений благодарная хотя и трудная задача общего землеведения»

3. В современное время сравнение является одним из универсальных методов географии и является специфическим логическим приемом.

В сравнительно-географическом методе различают две последовательные операции:

операция отождествления (нахождение общих признаков)

операция различения (нахождение разных черт)


8. Математические методы

1.Отношение к математическим методам в географии неоднозначно у различных исследователей. Первые опыты применения математики в географии относятся ко временам Эратосфена, когда существовала и использовалась в качестве термина математическая география.

1. Средние века и даже времена Великих географических открытий не породили теорий, влекущих на путь математизации географии.

2. Конец 50-х - 60-е гг. прошлого века - расцвет математизации. Множество географов работают под лозунгом: «Математические методы решают все».

Математические методы позволяют создавать особые описания географических явлений и процессов - их математические модели. Суть математического моделирования заключается в абстрагированном и упрощенном отображении действительности логико-математическими формулами, передающими в концентрированном виде сведения о структуре, взаимосвязях и динамике исследуемых географических явлений.

С точки зрения географии, можно выделить три разновидности моделей:

1. математические модели, строящиеся без учета пространственного координирования явлений, и результаты, реализации которых не подлежат картографированию;

2. модели, в которых результаты картографируются, но пространственный аспект не учитывается на этапе реализации математических алгоритмов;

3. модели, в которых без учета пространственного положения явлений невозможно реализовать математические расчеты.

В географии широко распространилось имитационное моделирование. Также используются оптимизационные модели. Часто применяется транспортная задача линейного программирования.


9. Аэрокосмические методы

Космические методы - это методы изучения структуры и развития географической среды по материалам космической съемки, полученным с помощью регистрации отраженного солнечного и искусственного света и собственного излучения Земли с космических летательных аппаратов. В основе географических исследований с помощью космических методов лежит теория оптических свойств природной среды, обусловленных взаимодействием солнечного излучения с географической оболочкой. Дешифрирование снимков основано на использовании корреляционных связей между параметрами географических объектов и их оптическими характеристиками.

Космические снимки земной поверхности являются моделями местности, отражающими реальную географическую ситуацию на момент съемки. Наиболее ценными их свойствами являются:

1) комплексное изображение ландшафтной структуры, включая основные природные и антропогенные компоненты;

2) широкий спектральный диапазон съемки, о чем сказано выше;

3) высокая обзорность снимков;

4) большое разнообразие масштабов съемки;

5) различная периодичность съемки - от десятков минут до десятков лет; многократное покрытие съемкой земного шара.

Космические методы удачно дополняют традиционные наземные и аэрометоды. Наиболее широко дистанционная съемка применяется в физической географии. В почвоведении по космическим снимкам успешно устанавливают пространственную дифференциацию почвенного покрова и проводят его картографирование, определяют многие параметры почв, такие, как гумусность, механический состав, засоленность, влажность, температура. В ландшафтоведении космические методы широко применяют при изучении и картографировании пространственной структуры, сезонной ритмики и многолетней динамики ландшафтов, в палеогеографических исследованиях.


9. Геоинформационный метод

Начал развиваться более 30 лет назад. Исторически геоинформачионные системы в современном их развитии на базе информационно-поисковых систем и позднее картографических банков данных. Сначала происходит автоматическое создание карт, с дальнейшим включением сюда блоков математического и картографического моделирования и автоматического воспроизведения карт. Классификация ГИС:

1. по территориальному охвату (общенациональные, региональные и т.д.)

2. по цели (многоцелевые, специализированные, информационные справочники, для планирования и т.д.)

3. по тематической ориентации (общие географические, отраслевые и т.д.)

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сравнительно- географический метод исследования- это метод сопоставления различных стран, экономических районов, городов, промышленных узлов, типов сельского хозяйства и др. экономико- географических объектов, по их развитию, специализации и т. д. Сравнительный метод заменяет в экономической географии эксперимент. Он позволяет подойти к вопросу проблемы типологии изучаемых явлений. Сравнительно -географический метод используется в тесной связи с картографическим методом исследования. Но подходы к определению объектов и предметов изучения географии менялись на протяжении истории развития науки. Общим оставалось одно: большинство ученых рассматривало как главный объект географической науки поверхность Земли. При этом К. Риттер считал объектом географии весь земной шар, А. Геттнер - страны, которые изучаются с точки зрения пространственного размещения предметов и явлений, Ф. Рихт-гофен - земную поверхность, Э. Мартонн - распределение по поверхности Земли физических, биологических и связанных с деятельностью человека явлений, а также причины этого распределения, О. Пешель - природу Земли и т. д. Предлагались разные термины для определения объекта географии: географическая оболочка, ландшафтная оболочка, геосфера, ландшафтная сфера, биогеносфера, эпигеосфера и др. Наибольшее признание получил термин "географическая оболочка". Видный советский географ, акад. А. А. Григорьев считал, что главная задача науки состоит в познании структуры географической оболочки. Другой выдающийся советский географ, акад. С. В. Калесник уточнил определение объекта географии, включив в него структуру географической оболочки, законы ее формирования, пространственного распределения и развития. Итак, географы установили специфический объект своих ис-следований. Это - географическая оболочка, которая представляет собой сложное образование, состоящее из взаимодействующих главных земных сфер или их элементов - литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы1В течение ряда лет накапливается опыт, позволяющий уточ-нить специализацию в зависимости от ряда моментов, ранее не учитывавшихся. К числу таких моментов относятся, например, различия от места к месту в запасах воды для орошения, в температурах (свекле надо больше воды, а хлопку больше тепла); но наряду с моментами природного порядка приходится учитывать и другие, как-то: близость к городскому рынку (что важно для овощеводства), наличие или отсутствие резервов рабочей силы, трудовые навыки и традиции населения, возможности производственной увязки с другими отраслями (например, свекло-сахарной культуры с интенсивным животноводством) и т. д. Во всей этой весьма сложной совокупности разного рода факторов и моментов факторы природного порядка всегда играют ту или иную роль, но не как единственные, а в сочетании с рядом факторов, хотя тоже региональных, но уже иного порядка - общественно-исторического или транспортно-рыночного. При всех исследованиях по вопросу о влиянии природных ус-ловий на производственное направление хозяйства необходимо принимать во внимание технику производства, которая в свою очередь тесно связана с общественным строем.