Крымский улус золотой орды. Наука, образование: история: завоевание крыма монголо-татарами. выделение крымского ханства из золотой орды: валерий дюличев

Золотая Орда в Крыму

Впервые татарские войска появляются на крымских землях в 1223 году, преследуя одну из половецких орд. Они дошли до Судака и овладели им, затем отошли обратно за перешеек. Затем еще неоднократно - в 1238, 1242, 1249 годах - татары совершают набеги на полуостров, пока не занимают его окончательно. И уже в середине XIII века Крым становится составной частью, улусом (родоплеменное территориальное объединение, подчиненное хану и управляемое его наместником; крупная административно- территориальная единица в Золотой Орде) Золотой Орды, гигантского государства, протянувшегося от Западной Сибири до устья Дуная.

Золотая Орда - монголо-татарское (?) феодальное государство, созданное в начале 1240-х годов ханом Батыем. В ее состав входили Западная Сибирь, Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, степи от Волги до Дуная. Крым был отдельным улусом Золотой Орды. Все русские княжества находились в вассальной зависимости от Золотой Орды.

Считается, что татаро-монгольское иго на русских территориях длилось 240 лет: с 1240 года (покорение монголами Киева) до 1480 года. Именно в 1480 году произошло так называемое «Стояние на Угре», когда великий князь Иван III отказался платить дань Орде, а монголо-татары не отважились силой восстановить свою власть. Столицами Золотой Орды были: первоначально Сарай-Вату, а с первой половины XIV века - Сарай-Берке (Нижнее Поволжье). В XV веке Золотая Орда распалась на ряд ханств: Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское и другие ханства.

Все ближе и ближе новые хозяева Таврики приближаются к побережью, и вскоре возникает необходимость создания административного центра этой части золотоордынского государства. Первый наместник Золотой Орды в Крыму, кипчак Табук, которому поручено управление регионом и сбор податей с населения, местом своей резиденции выбирает долину реки Чурук-Су. Он оценил стратегическое месторасположение населенного пункта: на границе степи и гор, недалеко от моря, примерно на равном расстоянии между центрами черноморской торговли той поры - генуэзской Кафой и венецианской Солдайей. Новый город мог различными путями получать свою долю от торговых прибылей этих портов, вокруг него было расположено много деревенек, с которых тоже собиралась дань, а сразу за горной грядой Агармыш до самого горизонта тянулись степи, где можно было выпасать табуны коней - верных друзей и помощников татарского народа.

Кочевое скотоводство долгие годы было основным видом хозяйствования татар. Австрийский посол и Москве Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Крыму в начале XVI пока, писал, что татары «не остаются долго на одном месте... Стравили пастбища в одном месте, они переселяются в другое со стадами, женами и детьми, которых везут с собой на повозках». Такой уклад жизни крымские степные кочевники сохраняли долго: коневодство и овцеводство были их главными занятиями и в XVIII веке. К лошади татары относились с уважением, понимая ее роль в их жизни - это и транспорт, и помощник в хозяйстве, это и пища. В первую очередь, благодаря лошади, татаро-монгольская армия была необычайно быстрой и маневренной: свой молниеносный поход на Запад Чингисхан начал летом 1219 года, а уже через 4 года его конница появилась в Крыму - подобной скорости завоеваний история не знает.

Монгольский всадник, кроме лошади под седлом, имел еще от двух до четырех запасных лошадей: устала лошадь под воином - пересаживался на другую. Необычайная быстрота передвижения монгольской конницы позволяла сделать нападение внезапным, а наличие резервных лошадей создавало иллюзию огромнейшего войска: в глазах атакованных во весь горизонт. Очень часто, считая по этой причине сопротивление неосмысленным, многие без боя сдавались на милость монгольским завоевателям.

Крымские правители очень ценили породу своих лошадей, которые были хоть и невысокие, но быстрые, выносливые и удивительно сильные. Существовал даже запрет на продажу крымских лошадей с целью их дальнейшего выведения и размножения - конкурентов в этой отрасли экономики крымские ханы не желали создавать. О размахе коневодства в Крыму говорит тот факт, что в отдельные военные походы татары брали с собой до 300 тысяч лошадей.

Вторым по значимости видом деятельности татар в ту пору было овцеводство. Овцы давали молоко, мясо, из овчины шилась зимняя одежда. Особо ценилась выведенная в Крыму знаменитая курдючная порода овец, курдючный жир которых обладал целебными свойствами. Отары овец, как и конские табуны, были многотысячными и тоже требовали покрытых травой обширных степных площадей. Сами татарские правители, владевшие этими огромными стадами животных, вскоре предпочитают оседлый образ жизни, который позволял успешно развивать и другие отрасли экономики: земледелие, торговлю, ремесло. Удачное расположение своей резиденции позволяло этим правителям оперативно руководить и скотоводством.

В 1266 году новым хозяином Солхата становится татарский князь Оран-Тимур, племянник очередного властителя Золотой Орды Мангу-хана, сменившего на татарском престоле умершего хана Берке. В это время Солхат уже был столицей, что подтверждают данные нумизматики. Монеты, как правило, чеканились в столицах. Самая ранняя из известных «римских монет, находящихся сейчас в собрании Эрмитажа, относится к 665 году Хиджры, что соответствует 1266 году христианского летоисчисления. Хиджра (в переводе с арабского - «переселение») - переселение Мухаммеда и его приверженцев в 622 году из Мекки в Медину.

Переселение было вызвано преследованием будущего пророка в Мекке, неверием большинства жителей этого города в великую миссию Мухаммеда. В Медине его проповеди были услышаны и вскоре, заручившись поддержкой мединцев, Мухаммед снова возвращается в Мекку, чтобы очистить самое святое место арабов, Каабу, от идолов и превратить ее в мечеть Аллаха. При халифе Омаре (634-644) год Хиджры объявлен началом мусульманского летоисчисления. Исходным для него принято 1-е число 1-го месяца (Мухаррама), что соответствует 16 июля 622 года по григорианскому календарю.

Археологами в Старом Крыму находились монеты и более раннего чекана - 652 года Хиджры или 1254 года по европейскому календарю, но место чекана читается плохо. На других монетах картина обратная: отчетливо читается место изготовления монеты - «в городе Крым», но отсутствует дата чекана. Есть все основания считать, что солхатский монетный двор начинает свою деятельность одновременно, или чуть позже, с наделением города полномочиями краевой столицы. Это произошло в начале второй половины 13-го века. Именно с этого времени и начинается период наивысшего расцвета Старого Крыма, его золотой век, которым по праву гордятся сейчас жители этого неординарного города.

Постепенно город начинает расширяться, в нем строятся здания, самого различного назначения, чему обязывал не только статус административного центра полуострова, но и то обстоятельство, что Солхат стал важным, узловым пунктом международной торговли. Вскоре о Солхате начинают говорить уже с уважением. Упоминаемый выше знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута в 1332 году посетил шесть городов европейской части Золотой Орды и характеризует увиденный им Солхат как «город большой и красивый». Ему вторит арабский географ Умар ибн ал Варди: «Солхат - большой город, где имеются базары, мечети, гостиницы, бани». Некоторые из этих сооружений, в большинстве своем культового назначения, сохранились до наших дней. Появление этих памятников связано с тем, что в Крым начала проникать новая религия - ислам.

Ислам (в переводе с арабского - «покорность») - одна из трех мировых (наряду с буддизмом и христианством) религий, самая молодая из них. Ислам возник в 12 веке на территории Саудовской Аравии, где находятся самые святые места мусульман - Мекка и Медина. Главным проповедником этой религии считается последний и величайший среди всех пророков Аллаха Мухаммед.

Мусульмане считают, что ислам имеет Божественное происхождение и отрицают по этой причине утверждения, что пророк Мухаммед является основоположником их религии. Количество приверженцев ислама насчитывает около 1,2 млрд., человек по всему миру, большинство же мусульман живет в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. В исламе существует два основных направления: суннизм и шиизм. 90% мусульман - сунниты. Основное разногласие между этими двумя направлениями - в правопреемственности тех, кто сменил Мухаммеда после его смерти.

Целенаправленно внедрением этой религии в Золотой Орде, в том числе и в Крыму, занимались миссионеры-арабы. Ислам пропагандировали послы египетских султанов, дружба с которыми была выгодна Золотой Орде. Купцы, ремесленники, художники, строители из уже мусульманских Бухары, Ургенча, Булгара, чьи товары и творчество были востребованы в Золотой Орде, прямо или косвенно способствовали распространению новой религии. До этого татары были язычниками, а степняки Золотой Орды поклонялись идолам, солнцу, луне и разным стихийным силам природы вплоть до 15 века. На их же исторической родине, в Монголии, в это время наиболее распространенной религией был буддизм. Убежденным последователем этой веры, по словам Марко Поло, был сам правитель Монгольской империи хан Хубилай (1215-1294).

В Крыму же ислам довольно быстро стал находить своих новых приверженцев среди татарского населения, а столица полуострова, Солхат, вскоре становится одним из важнейших центров новой религии в Золотой Орде: мечетей, дервишских монастырей, религиозных школ-медресе и в городе становится все больше. Экспедиция Государственного Эрмитажа, и сейчас исследующая средневековые памятники Старого Крыма, выявила интересную закономерность: большинство мечетей в городе построено вдоль торгового тракта Солдайя - Кафа, что дает основание полагать, что именно эта дорога была для Солхата градообразующей: город разрастался вдоль и вокруг этой главной для него магистрали.

В Солхате ислам прочно утвердился еще до того, как стал государственной религией Золотой орды. Именно отсюда и началось массовое распространение этой веры - сначала на север, а затем и на восток. И уже в правление хана Узбека ислам становится доминирующей религией Золотой Орды - хотя кочевые степные татары ещё длительное время оставались язычниками.

Некоторая часть татарского населения Крыма, вовлеченная в торговую жизнь приморских городов, сделала свой выбор в пользу христианства. Уже в 1270-х годах в греческой летописи Сугдаи (так греки в то время называли Судак) упоминаются татары-христиане. В других же местах, где завоеватели полуострова составляли большинство, ислам не знал конкуренции.

Новая религия способствовала росту и возвышению Солхата. Строительство культовых сооружений требовало немалого количества рабочих рук. Естественно, что новые жители нуждались и в коммунально-бытовом обустройстве. Город быстро расширялся, хорошел, приобретал типичный лоск, и уже в конце 13-го века он вполне соответствовал своему административному предназначению. Резиденция ханского наместника на полуострове теперь уже окружена укреплениями, в городе чеканится монета золотоордынских ханов.

В 13-14 веках Солхат жил активной торговой жизнью. В пору своего экономического расцвета по его улицам идут караваны с товарами, оставляя городской казне все больше золота. Город разрастается во все стороны, украшается богатыми храмами и дворцами знати, притягивает к себе множество людей. Изучив труды средневековых восточных авторов посетивших Солхат в ту пору, известный историк и нумизмат А. Л. Бертье-Делагард делает свой вывод: «Умеряя и приводя к благоразумным представлениям пышные фантазии восточных писателей, все же приходится город Крым, по крымскому масштабу, признать обширным и многолюдным».

Скорее всего, выводы этого умеренного в своих оценках, но склонного к преувеличениям, ученого наиболее близки к истине. Вряд ли можно серьезно воспринимать оценку историка 18 века Жозефа Дегиня «Крым - один из главнейших городов Азии, столь великий и пространный, что всадник едва ли мог на хорошем коне объехать его в половину дня... Здесь находились великолепные мечети и высшие училища, где преподавались всякие науки. Караваны из Хорезмии ходили в Крым без малейшей опасности, затрачивая три месяца на совершение этого пути... Жители Крыма торговлею приобретали огромные богатства».

Дегинь, живший на пять столетий позже описываемой им эпохи, тоже черпал сведения о Крыме-Солхате из трудов восточных авторов, побывавших тогда в крымских краях. Но, в отличие от А. Л. Бертье-Делагарда, он не смог критически оценить прочитанное, сравнить его с другими, более достоверными источниками. Остатки крепостных стен, дошедшие до нас планы города, сами размеры старокрымской долины, удобной для проживания, дают возможность даже сейчас сделать вывод о том, что Крым-Солхат не мо быть таким огромным. Но, даже будучи сверхобъективным, нужно признать, что для своего времени и для своего региона город был значительным и играл лидирующую роль в политической жизни и экономике полуострова. Более того, обширные торговые связи позволили Солхату оказывать серьезное воздействие на хозяйственное и культурное развитие регионов Северного Причерноморья, Кавказа и Поволжья. По этим же маршрутам из административного центра Крыма начал распространяться и ислам.

Быстро развивающийся и богатеющий город вскоре оказывается втянутым в жестокие политические битвы. В конце 13 века в Золотой Орде особый вес приобретает Ногай.

Ногай (?-1300) - татарский правитель. При хане Берке был темником - начальником войска. После его смерти стал одной из главных политических фигур в Золотой Орде, выдвигал на ханский престол своих ставленников. В конце 13 века, борясь за ханский престол, совершал грабительские набеги на Крым. В борьбе с ханом Тохтой потерпел поражение и был убит.

Стремясь стать первым лицом в Орде, он вступает в открытое военное противостояние с ханом Тохтой, захватывая все его владения, в том числе и столицу крымского улуса. Для сбора дани с крымских территорий Ногай отправляет туда своего внука Актаджу. Арабские историки сообщают, что Актаджа был убит в Кафе в 1298 году или 1299 году. Это убийство Ногай решил использовать как повод для грабительского набега на полуостров. Арабская летопись свидетельствует: Ногай «отправил в Крым огромное войско. Оно ограбило город, убило множество крымцев, взяло в плен находившихся там купцов мусульманских, аланских и франских [генуэзских], захватило имущество их...». Варварскому нападению подверглась и Сугдея (Судак), где войска Ногая вырезали жителей, ограбили и сожгли город.

В 1300 году происходит еще одно вооруженное столкновение между Ногаем и Тохтой, в ходе которого Ногай погибает. Хан Тохта возвращает себе прежние владения, в том числе и крымские.

После этих междоусобных потрясений жизнь в городе приходит в свой обычный ритм. Вскоре в жизни Золотой Орды наступают коренные изменения, связанные с победой в Сарае «мусульманской партии» и приходом к власти Узбек-хана. Новый хан утверждает в своем государстве новую религию - ислам, которая нуждается в своих культовых сооружениях.

Узбек (?-1342) - золотоордынский хан в 1313-1342 годах, временно укрепивший ханскую власть. Ввел ислам в качестве государственной религии. Проводил политику натравливания русских князей друг на друга и притеснения христиан. В его правление христиане были изгнаны из Сугдеи. В 1323 году папа Иоанн XXII посылал письмо хану Узбеку в защиту христиан.

Уже через год после прихода к власти хана Узбека, в 1314 году, в Солхате строится мечеть, являющаяся сейчас главной архитектурно-исторической достопримечательностью города, его своеобразной визитной карточкой. Надпись на портале мечети, в которой содержится восхваление «величайшего хана Мухаммеда Узбека», дала название и всему храму - мечеть Узбека.

При ставленнике хана Узбека в Солхате Тулук-Тимуре была утверждена прямая эксплуатация венецианской Солдайи. В первой половине 14 века, Солхат испытывает строительный бум, чему способствуют политическая стабильность в стране, экономический рост и внедрение новой религии. Кроме многочисленных мечетей и медресе, в городе на базе малозиатской архитектурной традиции сооружается немало общественных зданий. Реализация этой строительной программы осуществляется при непосредственном участии известного арабского архитектора Абдул-Азиз аль-Ирбили.

Вскоре в Золотой Орде начинается новый виток феодальных усобиц. Посменная политическая стабильность, которую удерживал хан Узбек, после его смерти нарушена.

К 15 веку былое величие Солхата уже явно меркнет. Начало упадка наблюдается уже при непосредственном преемнике Узбека хане Джанибеке, который развязал военные действия против соседней генуэзской Кафы. Дважды он осаждал этот город, в 1341 и 1348 годах, но так и не смог его покорить. В ходе второй осады, в 1348 году, в Крыму началась эпидемия чумы. Арабский автор, Эль Айни, так пишет об этих страшных днях: «Это был сильный мор, опустошивший страны и жилища. Погибло народу приблизительно две трети». От эпидемии пострадали все города и селения Крыма.

Не только Крым - вся Европа испытала на себе в 1348-1350 годах ужас этого бедствия: жертвами чумы стало 25 миллионов человек, примерно треть всего населения континента. Не зря эта эпидемия, самая страшная по своим размерам за всю историю Европы, получила названии «черная смерть». Интересен маршрут «черной смерти»: эпидемия началась около 1333 года в Китае во время голода, торговыми путями чума заносится в Индию, а затем и в Крым. Из Крыма на своих кораблях генуэзские купцы в 1348 году завезли чуму в южную Европу, откуда она очень быстро по торговым путям распространилась по всей Европе, Востоку и Северной Африке.

В 1360-х годах завершается война между извечными торговыми конкурентами, кафскими генуэзцами и венецианцами Солдайи. Война длившаяся 6 лет, прервала торговое двоевластие в черноморском регионе. Одержавшие победу генуэзцы с той поры и до прихода турок (1475г.) были практически безраздельными хозяевами в черноморской торговле. Овладев в 1365 году Солдайей и 18 селениями в округе, генуэзцы затем захватили все крымское побережье от Черкио (Керчь) до Чембало (Балаклава), основав во многих захваченных городах и селениях свои торговые фактории. Через эти фактории Кафа вела торговлю со всем остальным торговым миром.

Недружественный Кафе Солхат остался в стороне от этих торговых путей. Генуэзцы также изгнали из черноморской торговли греческих купцов а своего кафинского консула именовали «главой Кафы и всего Чёрного моря». Такой титул вполне соответствовал тогда своему содержанию Укреплению независимости Кафы и ее экономическому усилению способствовала победа Московского княжества в знаменитой Куликовской битве 8 сентября 1380 года.

Потерявшие свое могущество татары уже не могут вести отношения с генуэзцами с позиции силы. 28 ноября 1380 года в местности «Три источника» близ Солхата был заключен договор между Солхатом и Кафой, который подписали наместник хана Тохтамыша, солхатский правитель шейх Яркасс и представитель кафинского консула Показателен тон договора - если не унизительный, то заискивающий со стороны татар: в тексте прямо говорится, что цель ханского уполномоченного - «снискать дружбу и любовь» генуэзцев, которые названы кунаками.

Генуэзцы добились включения в договор пункта, по которому татары, ранее жившие в Кафе и имевшие там свою мечеть, теперь были обязаны жить только за пределами городских стен. Таким образом итальянцы хотели обезопасить себя от создания в их городе своеобразной «пятой колонны», кроме того, они показали своему соседу, кто из них в настоящее время обладает большей реальной силой.

Письменные свидетельства о городе той поры оставил Степанос, сын армянского переписчика книг Натера, живший в Сурхате (армянское имя города) в 14 веке. Он писал, что вторая половина 14 века выдалась очень трудной для местных жителей. В 1363 году князь - начальник города - окружил его рвом, разрушив при этом много жилых домов, надеясь обезопасить себя от начавшейся в Золотой Орде междоусобицы. В 1365 году этот князь сбежал из города, не выдержав нападения Мамая оставив местное население и искавших здесь убежище жителей сопредельных областей на попечение судьбы. По утверждению Степаноса, в 1368 году, спустя три года после взятия Сурхат-Крыма войсками Мамая, там царил «жуткий голод и погибло бессчетное и несметное число душ что и писать невозможно».

Да и в целом сама Золотая Орда постепенно теряет свое могущество, Наблюдаемая в конце 14 века постоянная междоусобная борьба за ханский престол - так называемый «период анархии», разгром на Куликовом поле, унизительное поражение в войне с Тамерланом - все это способствовало тому, что Золотая Орда бесповоротно превратилась во второстепенное государство.

Красивые места Крыма

Крымский улус Золотой Орды

Татаро-монгольская конница ворвалась в Крым в 1239 г., во время Западного похода. Завоеватели быстро подчинили и включили в свой состав еще остававшихся в здешних степях половцев. Вернувшись из похода, Батый разделил Золотую Орду на 14 улусов и передал их во временное управление своим ближайшим родственникам, получившим титулы ильханов. Улус, включающий в себя Крым, достался его брату Мавалу. Ставку свою Мавал разместил в восточных предгорьях Крымских гор, в городе Кырым (или Салхат, как называли его генуэзцы) на месте нынешнего Старого Крыма.

Но вскоре Крым оказался временно вне Золотой Орды – благодаря знаменитому хану Ногаю (ок. 1230–1300), чье имя дало название целому народу. Первые упоминания о Ногае связаны с войной между правившими в Золотой Орде джучидами и ханом Хулагу, а потом его потомками. История такова.

Чингизидов становилось все больше, все они сознавали себя в первую очередь потомками «потрясателя Вселенной», и у каждого были свои улусы и свои воины. Один из них, внук Чингисхана Хулагу (1217–1265), создал собственное огромное государство на завоеванных им землях в нынешних Иране, Афганистане, Азербайджане. Великий хан Хубилай признал за ним его завоевания и даровал титул ильхана.

Расширяя свои пределы, Хулагу завоевал остатки Багдадского халифата, а последнего халифа казнил. Но джучиды (потомки сына Чингисхана Джучи, среди которых был и его сын Батый), правившие в Золотой Орде, тоже посылали свои войска в эти походы и считали, что имеют законную долю во всем – и в землях, и в подданных, и в добыче.

Однако Хулагу не только не желал удовлетворять претензий, но и убил прибывших для заявления их послов от очередного верховного хана Золотой Орды Берке.

Берке, как мы помним, принял ислам, а потому мотивировал начало войны против Хулагу следующим образом: «Он разрушил все города мусульман, свергнул все дома мусульманских царей, не различал друзей и врагов и без совета с родичами уничтожил халифа. Ежели господь извечный поможет, я взыщу с него за кровь невинных». Поход на Хулагу, а после его смерти на его наследников – хулагидов возглавил в 1262 г. хан Ногай, один из джучидов, занимавший должность беклярбека (что-то вроде премьер-министра) в Золотой Орде.

Соперники были примерно равны по силам, Ногай и терпел поражения, и добивался побед. В одной из битв лишился глаза. А в 1270 г. он решил, что ничем не хуже прочих больших ханов – и отложился от Золотой Орды. Ногай откочевал со своими племенами на крайний запад Монгольской империи и основал собственное государство от Дуная до Дона, включающее Крым.

Это был сильный правитель. Князья близлежащих русских земель даже боялись судиться между собой в Сарае, а не у него. Просили у него войск и против соседей, и против Литвы. Сами пошли с ним в поход, когда он двинулся на Польшу. Ногай вернул на Владимирское великое княжение сына Александра Невского – Дмитрия Александровича, согнанного с него Золотой Ордой. Опасаясь его вторжений, вассальную зависимость от него признали и Болгария, и Сербия, и возродившаяся Византия.

Императора Михаила Палеолога можно понять – у Византии в Крыму еще оставались владения. Он даже выдал за Ногая свою внебрачную дочь Евфросинию.

В 1291 г. Ногай посадил на престол Золотой Орды своего ставленника Тохту. Но Тохта и сам чувствовал в себе силу. Объединившись с сыновьями Ногая, в 1299 г. он пошел войной на их отца. В этой войне через год старик погиб. По ходу боевых действий в Крыму в очередной раз был разорен Херсонес (вероятно, как и весь южный берег). Но, в очередной раз, не смертельно.

После гибели Ногая в 1300 г. значительная часть племен его улуса ушла на восток, на берега Волги и Яика (Урала), где и сформировалась в основном ногайская народность, а в конце XIV в. образовалась Ногайская Орда.

Крымско-татарская народность складывалась преимущественно на основе кыпчакских (половецких) племен. Восстановив свою власть над Крымом, ханы Золотой Орды долгое время управляли им через своих наместников.

Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

Улус Улус. Это слово имеет несколько значений: самое общее из них – народ, поколение. Означает оно также орду, военную дружину. Иногда это слово употребляется в смысле сословия; так напр. «Хора-улус» – «черный или подлый люд», в отличие от «цагон иocy», сословия «белой (или

Из книги 100 великих военных тайн автора Курушин Михаил Юрьевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЖ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕД) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Из книги 100 великих военных тайн [с иллюстрациями] автора Курушин Михаил Юрьевич

Золотой век - мифологическое представление, существовавшее в античном мире, - счастливые времена, когда люди вели беззаботную жизнь, не омрачаемую раздорами, войнами и тяжелым подневольным трудом. По Гесиоду, 3. в. царил на земле, когда на небе еще властвовал Кронос.

Из книги Большая энциклопедия консервирования автора Семикова Надежда Александровна

Агатангел Крымский (1871–1942) востоковед, историк, языковед, литературовед, фольклорист, этнограф, писатель, переводчик Среди ученых начала XX века, чья жизнь была неразрывно связана с Украиной, очень яркой личностью является выдающийся востоковед и славист Агатангел

В 2014 году Крым снова стал частью России, пережив очередной переломный момент своей истории. Полуостров не случайно называют «котлом народов», его судьба издревле полна драматизма.

Освоение скифами и греками

С древних времен Крым был настоящим этническим котлом, в котором переплавлялись племена, народы и даже целые государства. Около 722 года до н. э. скифы были изгнаны из Азии и основали новую столицу, Неаполь Скифский, в Крыму на реке Салгир (в черте современного Симферополя).

"Скифский" период характеризуется качественными изменениями в составе самого населения. Данные археологии показывают, что после этого основу населения северо-западного Крыма составляли народности, пришедшие из Приднепровья. В VI - V веках до н. э., когда в степях хозяйничали скифы, на побережье Крыма основали свои торговые колонии греки.

В первой половине V века до н. э. на берегах Черного моря возникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них - демократическая рабовладельческая республика Херсонес (полуостров) Таврический, в состав которого входили земли западного Крыма. Херсонес укрывается за мощными каменными стенами. Он был основан на месте таврского поселения греками из Гераклеи Понтийской. Другое - Боспорское автократическое государство, столицей которого стал Пантикапей («путь рыбы»). Греческие колонисты привезли на берега Киммерии-Таврики свое искусство строить корабли, выращивать виноград, оливковые деревья и другие культуры, воздвигать прекрасные храмы, театры, стадионы. В Крыму возникают сотни греческих поселений - полисов.

Нашествие готов

Похозяйничали в Крыму и готские племена. Их переселение, которое было вызвано, отчасти, изменением климата стало началом великой эпохи переселения народов, под натиском которых погиб Рим. Это нашествие стало очередной кровавой страницей в истории Крыма. На своем пути они разбили воинствующих скифов, племена аланов, изрядно пограбили Причерноморские территории, разгромив такие богатые города, как Трапезунд, Танаис, Пантикапею, а также «Малую Скифию». Крым стал именоваться «Готией».

Готы были очень восприимчивы к веяниям местных обычаев, они быстро попали под культурное влияние Византии, в их среде распространилось христианство, правда арианского (еретического) типа. Согласно источникам, в том числе и археологическим, голубоглазое население германского этноса выдержало нашествие гуннов, но было уничтожено татаро-монгольским нашествием.

Монголо-татарское нашествие

В начале XIII века Крым захватили монголо-татары. Улус-беи распределили между собой земли Крыма и основали на них бейлыки - княжества. Резиденция наместника находилась в городе Солхат (ныне - Старый Крым). Именно татары стали называть этот город Крым. Уже позже это название стало относиться ко всему полуострову. Современные историки считают, что название Крым произошло от тюркского слова "кырым" - ров. Очевидно, имелся в виду ров на Перекопском перешейке. Первоначально татары оседали в восточном и степном Крыму.

После вторжения в Крым войск Золотоордынского хана Ногая в 1299 году, из-за поднявшейся смуты в Крымском улусе, татары проникают в юго-западный Крым. К концу XIV века в Крыму появляется новая область с центром в Кырк-Оре (Чуфут-Кале) близ современного Бахчисарая. Обосновавшиеся в Крыму татары в XIV - XV веках ведут борьбу за отделение от Золотой Орды и образование самостоятельного государства. Золотая Орда вступает в полосу междоусобиц.

В 1395 году войска Тимура подвергают Солхат-Крым разгрому. Попытка хана Тохтамыша сплотить Золотую Орду на рубеже XIV - XV веков оказалась неудачной. В начале XV века золотоордынским наместником в Крыму становится Хаджи-Гирей (внук Тохтамыша из рода Чингизидов, т. е. потомков Чингисхана). Он приложил много усилий, чтобы добиться независимости и стать во главе ханства, отдельного от Золотой Орды. При поддержке крымских беев он достигает своей цели. Хаджи-Гирей стал ханом в 1428 году. Этот год можно считать годом основания Крымского ханства.

Изгнание генуэзцев

Долгий период крымской истории связан с генуэзцами. В 60-е годы XIII века по договору с татарами генуэзцы основали на месте древней Феодосии свою торговую факторию Каффу. Они поддерживали союзнические отношения с золотоордынскими ханами, которые формально являлись верховными владетелями территорий колоний, но предоставляли им полное самоуправление, сохраняя власть лишь над подданными ханов.

В 1380 генуэзская пехота даже участвовала на стороне Мамая в Куликовской битве. После падения Византии в 1453 Генуя уступила черноморские колонии своему банку Сан-Джорджо (банк Св. Георгия). Международное положение колоний ухудшилось: усилилось военно-политическое давление Крымского Ханства, обострились отношения с княжеством Феодоро в Крыму.

В 1475 генуэзские колонии были завоёваны османскими войсками под командованием паши Гедика Ахмеда и включены в состав Османского государства. Дольше других (до 1482 года) на Таманском полуострове удерживались представители генуэзского аристократического рода Гизольфи. Генуэзский период истории Крыма характеризовался подъемом торговых отношений и развитием культуры.

Присоединение Крыма к России

Зимой 1780 года в Крымском ханстве вспыхнул мятеж, в результате чего прорусский хан Шахин-Гирей был вынужден бежать в русский порт Керчь. Его место занял Бахадыр-Гирей, ориентировавшийся на Турцию. Более того, между Крымом и Турцией уже существовал договор, по которому султан пожизненно признавал ханом именно Шахин-Гирея; сейчас турецкие власти были настроены изменить условие этого договора.

Перед Екатериной встал выбор: либо просто восстановить Шахин-Гирея на троне, либо, воспользовавшись ситуацией, окончательно решить территориальный вопрос в свою пользу. В августе 1782 года Екатерина передала Потемкину приказ вступить в Крым и вернуть власть прежнему ставленнику. Но уже тогда она понимала, что это будет лишь первый шаг к последующей аннексии Крыма.

Воспользовавшись поддержкой Англии и Франции, которые были заинтересованы в ослаблении Турции, Потемкин и его приближенные начали разрабатывать сценарий, при котором Россия имела бы достаточные основания присоединить к себе Крым. Поводом могло послужить вмешательство Турции во внутренние дела Крыма, несоблюдение ею условий договоров, однако Турция таких поводов не давала, потому пришлось воспользоваться предлогом — заявить, что турки напали на Тамань. 8 апреля 1783 года Екатерина издала манифест о присоединении Крыма к России.

Депортация народов

В 1944 году из Крыма началась депортация народов. Обычно говорят только о депортации татар, но выселяли не только татар. Были депортированы греки (почти 15 тысяч) и болгары (12,5 тысяч). Татары уехали больше всего в Узбекистан. Греки и болгары были расселены в Среднюю Азию, в Казахстан и в отдельные области РСФСР. По переписи 1939 года в Крыму проживало около 50 % русских, 25% татар и только 10,2% украинцев. После депортации татар в 1944 году Крым "взвыл". Особенно тяжелый урон потерпело сельское хозяйство. В 1950 году, по сравнению с 1940 годом, производство зерна упало почти в пять раз, втрое - табака, вдвое - овощей. На всю область в 1953 году работали 29 продуктовых и 11 промтоварных магазинов.

Передача Крыма Украине

По поводу причин передачи Крыма Украине существует несколько версий. Основная состоит в том, что Крым был передан Украине по экономическим причинам, для поддержания Украины в тяжелых послевоенных условиях. Другая версия - конспирологическая, основная на том, что у СССР были кредитные обязательства перед еврейской американской организацией "Джойнт".

По условиям кредитного договора СССР должен был предоставить Крым для проживания евреев. Пойти на это Хрущев не мог, поэтому нашёл в договоре прорехи и сделал "ход конём". Как бы то ни было, но Крым был передан, и это имело свои последствия. В 60-х начался процесс возвращения татар и заселения Крыма украинцами и русскими. Шла добровольно-принудительная украинизация. Везде, кроме Севастополя, вводили в школьную программу украинский язык. Сегодня в Крыму больше 2 млн. людей. 1 миллион - русские, более 400 тысяч - украинцы, и 240 тысяч - татары.

Ответ оставил Гость

Монгольское вторжение, которое с ужасом упоминалось древнерусскими летописцами, не миновало и Крым. В 1223 г. монголы одержали победу на р. Калка, но еще в самом начале того же года они впервые попали на Крымский полуостров, разгромили Сугдею, которая при половцах переживала период своего расцвета, разграбили имущество ее жителей и быстро покинули город. Историки привыкли говорить о нашествии монголо-татар, но этнический компонент новоприбывших кочевых племен значительно отличался от их общепринятого названия.

Монголов, известных историкам с I в. н. э., там было меньше всего, они возглавляли покоренные народы и вели их за собой, а татары - это лишь одна из народностей, входившая в состав монгольского государства. Впрочем, в средневековой китайской литературе татарами называли все объединения Большой Степи, а европейцы употребляли этот этноним, как синоним слова монголы. Основная часть жителей крымского улуса Золотой Орды были половцами. Оставшиеся на полуострове кипчаки Крыма, а также наследники гуннов, аланов, готов быстро ассимилировались среди монголо-татар, которые вернулись через шестнадцать лет.

Создание Золотой Орды – дело рук внука Чингисхана - Батыя. Об Улусе Джучи (Золотой Орде) известно с 40-х гг. XIII в. Очередная волна монгольского нашествия на Крым, которая началась в 1239 г., связана с появлением нового государственного образования. Монголо-татары уничтожили множество городов и небольших селений. В погоне за экономическими благами они жгли, убивали, грабили. Археологам удалось выяснить, что в тот период истории Крыма перед выходцами из Золотой Орды смогли устоять лишь фортификационные сооружения горных районов полуострова. Им повезло благодаря тому, что монгольская конница не смогла добраться в труднодоступные уголки Таврики.

С 1242 г. монголы надолго закрепились в Крыму, который получил статус улуса Золотой Орды, возглавляемого Мавалом. С тех пор всеми делами на полуострове заведовал ханский наместник. Столицей улуса стал город Крым, специально построенный представителями Золотой Орды в юго-восточной части полуострова, на берегу р. Чурук Су. Вскоре на Южном берегу появился город Карасубазар, ставший самым богатым населенным пунктом полуострова.

В середине 60-х гг. XIII в. Монгольская империя потеряла влияние на Золотую Орду и Крым. С 1266 года ханом Улуса Джучи был Менгу Тимур, который назначил нового эмира полуострова - Уран Тимура. С 1273 года в Золотой Орде несколько десятилетий подряд длилась смута. Ногай старался завладеть западной частью государства и после того, как в 1298 г. в Крыму был убит его внук, темник двинулся на полуостров, жестоко сжигая населенные пункты, стоявшие на его пути. В 1299 году бунтарь был убит по указанию хана Тохты.

Через век после того как Улус Джучи стал независимым, он распался на две части. В Западное крыло Золотой Орды вошло Северное Причерноморье с Крымом. Эмиром расположенного на полуострове улуса стал темник Мамай. Этот крымский хан отличался своими антиордынскими настроениями. Вначале он поддерживал дружеские отношения с генуэзцами, чьи колонии на тот момент располагались по всему Южному берегу Крыма. Лояльная политика по отношению к выходцам из Генуи привела к тому, что после захвата Балаклавы они завладели Судаком, а через некоторое время стали контролировать прибрежные территории от современной Керчи до Севастополя. В 1280 г. хан Золотой Орды Тохтамыш признал владения генуэзцев. Однако идиллия длилась недолго. После того монголы не раз нападали на генуэзские колонии. Известно, что в 1299 г. ногайские орды сожгли Керчь, Судак и Кафу, не пощадили они и ослабленного Херсона. Монголо-татарские нападения продолжались в 1307, 1395, 1399 годах. После битвы на Куликовом поле Мамай двинулся в Крым, где в 1380 г. умер от рук генуэзцев.

Дальнейшая судьба Крыма связана с деятельностью Тамерлана, который боролся за власть с тогдашним правителем Золотой Орды Тохтамышем. Владыка новообразованного государства, которое раскинулось вокруг Самарканда, вместе со своими войсками пронесся по территории Крыма в направлении от Перекопа до Керченской затоки и исчез на просторах Тамани, оставив за собой разгромленные и опустошенные населенные пункты. Тохтамыш незамедлительно двинулся в Крым, его воины даже осадили Кафу, но долго там они не задержались.
http://krymkrymkrym.ru/krym-i-zolotaya-orda-zhizn-vopreki

К XIII веку Крым благодаря развитому земледелию, быстрому росту своих городов стал экономически высокоразвитым краем. Не случайно, что именно сюда направили один из своих первых ударов (на территории нашей страны) монголо-татары.

Первым подвергся их нападению Судак. Это произошло в 1223 году. За первым набегом последовали другие (в 1238, 1248, 1249 гг.); с тех пор татары подчинили Судак, обложили его данью и посадили туда наместника. А в Солхате (Старый Крым) во второй половине XIII века обосновалась татарская администрация, город получил новое название - Крым, по-видимому, распространившееся позднее на весь полуостров.

Татарская агрессия в Крыму первоначально ограничилась восточным Крымом, причем зависимость от татар не шла дальше выплаты дани, ибо татары-кочевники еще не были в силах экономически господствовать на всей территории края. В конце того же XIII века татары обрушились и на западный Крым. В 1299 году полчища Ногая разгромили Херсон и Кырк-Ор, прошлись огнем и мечом по цветущим долинам юго-западного нагорья. Многие городки и селения были сожжены и уничтожены.

Постепенно татары начинают оседать в Крыму. В XIV веке в восточном (около Судака) и юго-западном районах Крыма появились первые феодальные поместья полуоседлой татарской знати (беев и мурз). Лишь позднее, в XVI и особенно в XVII-XVIII веках, к оседлому земледелию начали в массе переходить и сами татары. Процесс этот шел повсеместно и в восточных районах Крыма, и в западных. В районе Бахчисарая еще на рубеже XIII-XIV веков возни к татарский бейлик (вотчинное землевладение) бея из рода Яшлавских, представлявших собой, в сущности, полузависимое феодальное княжество с центром в Кырк-Оре, нынешнем Чуфут-Кале.

Тогда же, в XIV веке, начали формироваться бейлики из других сильных татарских родов - Ширинов, Барынов, Аргынов. Образование этих бейликов было одним из проявлений общих тенденций в стремлении монгольских эмиров к обособлению вследствие ослабления Золотой Орды. Непрерывная междоусобная борьба внутри монгольской империи привела к тому, что Крым во второй половине XIV века становится уделом различных и быстро сменявших друг друга временщиков.

Смуты принимали в Золотой Орде все более хаотичный характер, когда трудно даже установить, кого из соперничающих ханов надлежит признать действительно руководящей фигурой. По сути Золотая Орда перестала быть единственным государством с центральной частью, которой подчинялись бы все татарские улусы. В известной мере можно было сказать, что Золотой Орды в прежнем смысле уже не было, остались лишь одни татарские улусы, возглавляемые ханами из династии Чингизидов.

Золотая Орда в эти годы смуты, раздора, политической анархии все больше теряла свои позиции в оседлых, земледельческих районах. Первым отпал Хорезм еще при Улугбеке, в 1414 году. Затем отпали Булгар и Крым.

Противоречивой является дата образования Крымского ханства. Наибольшее количество исследователей образование Крымского ханства относят к 1443 году. В одной из последних работ, которая касается истории Крымского ханства, изданной в 1984 году издательством «Наука», - «Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV-XVI вв.» тоже называют 1443 год.

Так или иначе, но уже в первой половине XV века мы видим выделение из Золотой Орды двух наиболее богатых и культурных областей в недалеком прошлом - Крыма и Булгар.

Основание Крымского и Казанского ханства означало, что Золотая Орда превращалась почти целиком в кочевое государ-ство, в явную помеху для дела развития не только Руси, Литвы, Польши, но и других трех оторвавшихся областей - Хорезма, Казанского и Крымского ханства.

Смуты и раздоры привели к упадку городской жизни и земледелия в культурных оседлых областях. Все это не могло не усилить кочевой сектор Золотоордынского государства. Именно в этой обстановке и подняли головы вожди отдельных мелких татарских улусов. Центробежные силы степи осуществлялись прежде всего через стоящих во главе них царевичей рода Чингизидов. Сама по себе степь давала меньше доходов ханской казне, чем подвластные города и селения землевладельцев.

Земледельческие области переходили из рук в руки. Междоусобная борьба разрушала производительные силы, население беднело, производительность труда крестьян и ремесленников уменьшалась, а требования сменяющихся правителей росли. А между тем экономика переживала кризис. Торговля резко сократилась, ремесла были в полном упадке и питали только местные рынки. Борьба за независимость складывавшегося государства в Крыму велась долго и упорно. Еще до смерти Едигея (в 1419 году) власть в Золотой Орде захватил четвертый сын Тохтамыша Джаббар-Берды. После этого мы видим, что соперничество ханов в Золотой Орде резко обостряется, появляется сразу несколько претендентов.

Среди них прежде всего следует отметить Улуг-Мухаммеда и Девлет-Берды, имя которого часто встречается в источниках 20-х годов XV века. Однако благоденствие Улуг-Мухаммеда продолжалось недолго. В 1443 году, согласно Абу-аль-Реззаку Самарканда он получил известие, что Борок-хан разгромил войска Улуг-Мухаммеда и захватил власть в Орде, затем разгромил и силы Девлет-Берды. Улуг-Мухаммед бежал в Литву, Девлет-Берды - в Крым. Характерно, что события этих лет дошли и до Египта, где, согласно старой традиции, продолжали интересоваться золотоордынскими делами. Арабский путешественник Ал-Айни рассказывает, что весной 1427 года пришло письмо от захватившего Крым Девлет-Берды. Лицо, посланное с письмом, сообщило, что в Дешт-и-Кыпчак продолжается смута, что там три правителя оспаривают друг у друга власть: «Один из них по имени Девлет-Берды овладел Крымом и прилегающим к нему краем».

Письмо Девлет-Берды к мамлюкскому султану в Египте указывает, что Крым был в то время в сношениях с ним.

Один наместник сменяет другого: в 1443 году Хаджи-Гирей («удалившийся» десять лет назад к польскому королю после очередного поражения) вновь появляется в Крыму и с помощью литовского короля овладевает престолом. Положение Хаджи-Гирея в Крыму на этот раз было более прочным, его поддерживали крупнейшие мурзы и беи, но внешнее положение нового государства было чрезвычайно сложным.

В 30-е годы XV века между Днепром и Доном, после распада Золотой Орды, образовалась Большая Орда Сейд-Ахмеда. Претендуя на лидерство среди татарских улусов, Орда Сейд-Ахмеда вела напряженную борьбу как против Волжской орды Улуг-Мухаммеда, так и против Крыма.

В создавшейся ситуации Сейд-Ахмед пытается то вытеснить Хаджи-Гирея из Крыма, то ослабить хана Волжской орды - Улуг-Мухаммеда, находясь при этом в союзе с правителем другого волжского улуса Кучук-Мухаммедом. В 1455 году Сейд-Ахмед потерпел сокрушительное поражение от войск Хаджи-Гирея.

На рубеже 50-60-х годов XV столетия соперничество среди ханов привело к новому решительному столкновению, которое произошло в 1465 году. Как раз в этот момент правитель Большой Орды хан Ахмат собрал большую армию для нанесения удара по Московскому государству. Столкновение это завершилось полным торжеством Крымского хана Хаджи-Гирея и, несомненно, оказало воздействие на расстановку сил в Восточной Европе, на создание в этом регионе новой политической конъюнктуры. В этих акциях Хаджи-Гирея можно видеть попытку выработать новый курс внешней политики Крыма. Не случайно уже в эти годы Хаджи-Гирей-хан добивается сближения с Москвой, предвосхищая тем самым политику Менгли-Гирей-хана 70-90-х годов XV века, носившую во многом промосковский и вместе с тем антилитовский характер.

Установление в первой половине 60-х годов XV века королем Казимиром тесных торговых и политических отношений с генуэзской Каффой указывало на появление противоречий между Крымским ханством и Литвой. Однако главная опасность для Крыма в этот момент надвигалась не со стороны Литвы, а со стороны Турции, где уже разрабатывался план покорения Крыма. В разработке плана кампании против Крыма участвовал не только сам султан, но и его визирь Гедик-Ахмед-паша, назначенный тогда главнокомандующим османскими вооруженными силами. Первой политической акцией этого плана было отстранение от власти Менгли-Гирей-хана незадолго до начала боевых операций по овладению Каффой.

Неуверенный в готовности Менгли-Гирея активно участвовать в кампании на стороне султана, поскольку были известны его тесные контакты с Каффой (так, в 1469 году он защищал ее от посягательств самого султана, а в 1474 году - от нападения ширинских мурз, возглавляемых Эменеком), Гедик-Ахмед-паша предпочел иметь дело не с представителем династии Гиреев, а с главой рода Ширинов Эменеком.

В результате Менгли-Гирей-хан в начале 1475 года был заключен в Мангупскую крепость, а Эменек направлен в Старый Крым. И когда османский флот в составе около 500 судов появился весной 1475 года на Каффинском рейде, Гедик-Ахмед-паша мог рассчитывать на выступление против Каффы крымских татар под командой Эменека. Задуманная таким образом операция по овладению Генуэзской крепостью длилась всего три-четыре дня. Вслед и вся система итальянских колоний фактически была упразднена в Северном Причерноморье.

Под власть Порты попали Тамань, Азов, Анапа; в Крыму - Керчь, Каффа, Судак, Чембало (Балаклава). Овладев основными стратегическими пунктами прибрежной полосы Крыма, а также Таманского полуострова, главнокомандующий турецкими войсками в Крыму и верховный визирь Гедик-Ахмед-паша приступил к политическому оформлению одержанной победы. Для этого понадобилась влиятельная фигура представителя династии Гиреев, в частности Менгли-Гирея. В июле 1475 года он был освобожден из мангупского заточения и тогда же заключил с Гедик-Ахмед-пашой договор большой исторической важности для судьбы Крымского ханства и всего региона в целом. В послании (в письме) 1475 года к султану Мухаммеду II Менгли-Гирей-хан сообщал: «Мы заключили с Ахмед-пашой договор и условия: быть падишаха другу - другом, а его врагу - врагом».

Добившись таким образом в течение 1475 года осуществления своих планов в отношении Крыма, Ахмед-паша отнюдь не считал свою программу выполненной. Стремясь расширить и укрепить свое влияние в Восточной Европе, он не довольствовался подчинением Крыма; теперь ставилась задача установить контроль и над другими улусами бывшей Золотой Орды. Чтобы превратить Волжский улус в своего вассала, султан в 1476 году санкционировал политическое сращивание Волжского юрта с Крымским. Это было осуществлено путем отстранения от власти Менгли-Гирея и передачи ее Джанибеку.

Однако уже через год-два султан, видимо, стал понимать невыгодность и даже опасность сохранения тесных политических контактов Крыма с Большой Ордой. Дело в том, что властитель Большой Орды хан Ахмат только декларировал верность Порте, на деле же стремился возродить могущество Золотой Орды. Разумеется, дальнейшее усиление политической власти Ахмата, а следовательно, и его сына Джанибека все больше беспокоило султана, а вместе с ним и влиятельные круги крымских феодалов.

В 1478 году из Крыма был изгнан Джанибек. Менгли-Гирей вновь был освобожден из турецкого плена и в третий раз посажен на крымский престол.


| |