Какие бывают наречия в русском языке. Понятие наречия в русском языке. Наречие: общие сведения
Наречие – это неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, признака или предмета: говорить невнятно, совершенно непонятный, шаги вниз.
Основная грамматическая особенность наречия – его неизменяемость, при том что некоторые наречия возникли из «застывших» форм существительного или существительного с предлогом (вечером, днем, вовремя, сутра, назавтра и др.). Наречие выполняет синтаксическую функцию обстоятельства, реже являются частью составного именного сказуемого: Приходи пораньше и Стало только хуже.
Из-за неизменяемости русские наречия утрачивают многие формы, но, тем не менее, в силу своего образования от прилагательного приобретают иные формы. Так, степени сравнения присущи только наречиям, произошедшим от качественных прилагательных (быстро, мягко, красиво и др.). Сравнительная и превосходная степени наречия образуются аналогично степеням прилагательного.
Несмотря на свою видимую простоту, наречия готовят изучающего к некоторым неожиданностям и даже сложностям. Например, следует отличать омонимичные формы наречия и прилагательного (в сравнительной степени). Сделать это можно, опираясь на значение, синтаксическую функцию и связь слова с другими словами. Попробуйте «найти» наречие: Вода холоднее и Относиться холоднее .
Кроме того, наречия делятся на знаменательные и местоименные в зависимости от значения – называние признака или лишь указание на него соответственно. Местоименные наречия дифференцируются подобно местоимениям: указательные (так, там, тогда ), вопросительные (где, куда, как, откуда ), неопределенные (кое-где, как-нибудь ) и др.
По значению русские наречия делятся на несколько групп: наречия меры и степени (очень, чуть-чуть, совершенно ), образа действия (потихоньку, вприпрыжку ), места (вдали, рядом ), времени (давно, вовремя) , цели (нарочно, назло) , причины (поневоле, сослепу ).
Не будем забывать и об особенной группе наречий – о предикативных наречиях. Предикативные наречия употребляются в безличных предложениях в функции сказуемого; как правило, они передают значения эмоционального состояния: Ему было весело .
Правописания наречий – это один из наиболее сложных разделов русской орфографии. Существует определенный набор правил, регулирующих слитное, раздельное и дефисное написание наречий, но все же многие из наречий пишутся по традиции, иными словами – их написание нужно запомнить, что создает некоторые затруднения. Так, самым урегулированным разделом является дефисное написание наречий: вспомним – по-немецки, по-ребячьи, по-новому, по-летнему, во-первых, в-третьих, как-либо, где-нибудь, когда-то, мало-помалу, точь-в-точь, крест-накрест и др. Но и здесь не следует забывать об исключениях и каверзных ситуациях: потихоньку, получше и др.; идти по новому пути и др. Наиболее сложно слитное и раздельное написание наречий. Здесь нужно помнить о производящем слове, о количестве слов, входящих в наречие, о переносном значении производящего слова и др. и не забывать об исключениях (в открытую, по одному, по двое, по трое и др.).
Правописание некоторых наречий все же придется запомнить: без ведома, без просвета, в срок, в шутку, на совесть, на счету, на бегу, на вкус, на глаз, по пути, на память и проч.
Несмотря на сложность правописания, наречия выполняют важную функция в речи: они уточняют грамматическую основу и делают сказанное или написанное более «объемным».
Успехов в изучении русского языка!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Для межличностного общения в процессе разговора людей применяются различные речевые части. Самая многозначная из них - наречие . Оно наделяет конкретное действие определенным признаком, либо некий признак конкретным признаком. Наречие может присоединяться практически ко всем речевым частям. Все зависит от речевой части, находящейся в содружестве с наречием, оно имеет разные обозначения:
1. Если же наречие присоединено к глаголу (деепричастию), оно обозначает признак определенного действия (например, вкусно готовить - присоединение к глаголу, вкусно готовящий – к деепричастию);
2. Если наречие присоединяется непосредственно к имени существительному, то в таком случае оно обозначает признак конкретного предмета (например, далеко от остановки);
3. Если же наречие присоединено к прилагательному, другому наречию или причастию – в таком случае оно обозначает признак признака (например, очень скучный – к прилагательному, чрезвычайно долго – к наречию, вкусно испеченный – к причастию).
На какие вопросы отвечает наречие?
Хотелось бы отметить такой факт, что наречия относятся к несклоняемой речевой части. В предложениях, как правило, наречия носят функцию обстоятельства. Наречия в русском языке могут отвечать на множество вопросов, в зависимости от этого они так же подразделяются на группы:
1. Наречия места – отвечают на вопросы – «Откуда?», «Куда?», «Где?» (туда, вблизи, издалека);
2. Наречия времени – «Как долго?», «Когда?», «До каких пор?», »С каких пор?» (Очень долго, вчера, сегодня, до завтра);
3. Наречия цели отвечают на вопрос «Зачем?» (специально);
4. Наречия образа действия можно определить, задав вопрос «Каким образом?» или «Как?» (медленно, плохо);
5. Наречия, отвечающие на вопросы «Во сколько?», «В какой степени?», «Сколько?», «Насколько?», «В какой мере?» являются наречиями меры и степени (очень пронзительно, много, надолго);
6. Наречия причины отвечают на вопрос «Почему?» (поневоле).
Морфологический разбор наречия. Пример.
Для более подробного изучения наречия существует такое понятие как морфологический разбор . Используется для того, чтобы выделить два постоянных признака, ибо непостоянных у наречия нет. Ниже приведена схема разбора с примером слова «Низко»:
1. Часть речи – Низко – наречие, потому что обозначает признак определенного действия.
2. Морфологические признаки:
разряд по значению – определительное;
если имеется, то степень сравнения – ниже;
неизменяемое слово – слово неизменно.
3. Синтаксическая функция – Выключатель в квартире находился настолько низко, что Алексею пришлось нагнуться, чтобы включить свет. Наречие «низко» является наречием, описывающим образ действия.
Суффиксы наречий.
Чтобы не ошибиться в правописании наречий, необходимо помнить о том, что:
Наречия, имеющие приставки –до, -с, -из будут иметь суффикс –а (снова, издавна);
Наречия, начинающиеся с приставок –в, - на, -за – имеют суффикс –о (налево, вправо).
В грамматические отношения строятся с помощью изменяемых форм слов. Глагол изменяется по лицам и числам, существительное имеет три склонения и три рода, находится в тесной связи с прилагательным. К этим правилам примыкает и . Только ведет себя своеобразно
. Чем выражается его особенность?
Вконтакте
Своеобразное наречие
Огромный словесный арсенал языковеды разделяют на такие категории, как части речи , каждой из которых отведена своя роль. Существительные выполняют номинативно-предметную функцию , то есть называют предмет. описывают действие, а прилагательные дают характеристику.
Особенность наречий в том, что, не находясь в зависимой связи с любым из имен или глаголом, они влияют на его значение : подчеркивают характеристику, видоизменяют, выделяют какое-либо качество. Без них речь не была бы такой насыщенной и эмоционально окрашенной.
Наречие в русском языке имеет отличительное свойство, это обозначение признаков:
- действия;
- предмета;
- другого признака.
Внимание! Если глаголы и имена , взаимодействуют с существительным, принимая во внимание его род и число, то наречия относятся к абсолютно самостоятельным лингвистическим образованиям. Они остаются неизменными по всем параметрам.
Разряды наречий — схема.
Отличительные признаки и вопросы к ним
Признаки, означающие действия
В предложении наречия обычно находятся «в тандеме» с глаголом или такой глагольной формой, существующей в русском языке, как деепричастие. Чтобы лучше понять, какие слова классифицируются как наречие образа действия, рассмотрим примеры их употребления в тексте. Они дают понять, что такое, с лингвистической точки зрения , признак действия:
- Прохожий шел медленно. Слово «медленно» характеризует глагол движения «ходить».
- В ту ночь луна светила ярко. Характеристика степени освещения.
- Гром гремел раскатисто. Характеристика шума, создаваемого природным явлением.
- Мастер работал быстро и энергично. Характеристика действий.
- Косяк журавлей летел низко. Характеристика полета.
- Он молчал, поглядывая украдкой на посетителей. Характеристика поведения.
Важно! Чтобы закрепить понятие, нужно уяснить, какая часть речи отвечает на вопрос: каким образом? (как?) и относится к глаголу или деепричастию.
Признак предмета
Наречие, указывающее на признак какого-либо предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? Оно используется в предложении вместе с существительным . Примеры:
- прогулка пешком, блузка навыпуск;
- уход по-английски, шаг вперед;
- движение назад, чтение вслух.
Когда те же слова применяются совместно с глаголами, то они характеризуют действия: гулять пешком, уйти по-английски, читать вслух и т.д.
Признак признака
Сочетаясь с прилагательными, наречия ярче выявляют, детально «обрисовывают» признак другого признака . Например:
- очень ветвистое дерево;
- чересчур высокий забор;
- довольно скучное занятие;
- слишком трудное задание;
- предельно простая обстановка.
Рассматриваемой нами части речи отводится роль усиления степени характеристики предмета , при этом форма ее останется неизменной .
Часто такие формы употребляют в художественных произведениях.
Четыре группы наречий и вопросы
Время
Внимательно рассмотрев, на какие вопросы отвечает наречие, его относят к различным группам. Легко определить, что наречие, которое отвечает на вопрос: как долго? когда? с каких пор/до каких пор? – относится к группе, обозначающей время или временной промежуток:
- Традиции в деревне сохранялись издавна.
- В пору жатвы крестьяне работали в поле дотемна.
- Делать что-то новое всегда трудно.
- Он никогда больше не возвращался в этот город.
Место
На вопрос где, куда, откуда дают ответ данные части речи, обозначающие место, где происходит указанное действие:
- свернуть направо;
- располагаться посередине;
- впереди показалась река;
- шум доносился издалека.
Цели
Характеризующее цель наречие отвечает на вопросы зачем? для чего? :
- Он сделал это по-глупости.
- Экскурсанты специально пришли пораньше.
- Он понял, что объяснять цель прихода было незачем.
Эти наречия чаще всего употребляются в разговорной речи .
Причины
Данные части речи, указывающие на причины, дают ответ на вопрос: по какой причине? почему? :
- Сослепу он не мог разобрать написанное мелким почерком.
- Поняв, что нет смысла продолжать спор, Петр замолчал, чтобы сгоряча не наговорить лишнего.
Внимание! Чтобы выяснить, на какие вопросы дает ответы, и к какому разряду относится данная часть речи в русском языке, нужно обратиться к контексту. То есть внимательно прочитать фразу или выражение и задать правильный вопрос.
Смысловые группы наречий.
Спорные вопросы
Вскоре и вдруг
Часто вызывает сомнение слово «вдруг» – это наречие, указывающее на конкретный образ действия или нет? Неизменяемое слово вдруг наречие, которое означает внезапность, непредвиденность совершения какого-либо поступка, явления. Например: «Вдруг он заметил у канала девичью фигуру. Вдруг небо потемнело, и послышались первые раскаты грома. Сомнения пришли не вдруг, до этого он долго размышлял об этом странном предложении.»
Вскоре и скоро — к каким частям речи имеют отношение и какие у них отличительные признаки? Вскоре часть речи, которая как и слово скоро, отвечает на вопрос как? и не изменяется. Оба наречия обозначают признак действия с временным оттенком . Однако скоро употребляется для выражения будущего, а вскоре — прошедшего действия. Сравните: Он появился вскоре./ Он появится скоро.
Как отличить
Спрашивая, какая часть речи в русском языке отвечает на вопрос куда, где, откуда, — учащиеся часто не могут определиться: это части речи или члены предложения. Если имеется в виду первый вариант, то это наречие. А если на вопрос где отвечает обстоятельство, то им может быть как наречие, так и существительное совместно с предлогом.
Сравните: В самом низу лестничной клетки показался силуэт человека.(предлог вместе с именем существительным). Внизу послышался легкий шум.(наречие).
Нередко наречие образа действия путают с именами прилагательными. Чтобы избежать этого, достаточно вспомнить, какие слова отвечают на вопрос как? и имеют отношение к наречию, а какие – на вопрос какой? и являются именами прилагательными. Например, в фразе: «Хороший стимул заставляет работать хорошо.» – хороший — прилагательное, а хорошо – это наречие , которое образовалось от имени прилагательного.
Орфография: Написание наречий
Степени сравнения наречий
Вывод
Наречие — абсолютно самостоятельная часть речи со своими структурно-лингвистическими особенностями и особой эмоционально-семантической ролью в устной разговорной речи и литературном тексте. С помощью него можно составить предложение с любым эмоциональным оттенком , выражая свое отношение к человеку, явлению или событию.
Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко - предмета.
Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на –о /–е ) и примыкают к глаголу: быстро бежать ; прилагательному: очень быстрый ; другому наречию: очень быстро . В предложении наречие обычно бывает обстоятельством .
В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку , кофе по-варшавски . В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение .
Наречие обозначает признак действия , если присоединяется к глаголу и деепричастию: смотреть вдаль , вернуться вечером .
Наречие обозначает признак предмета , если присоединяется к имени существительному: яйцо всмятку , кофе по-варшавски .
Наречие обозначает признак другого признака , если присоединяется к прилагательному, причастию и другому наречию: очень хороший , слишком холодно .
Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.
Классификация наречий по функции
По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.
Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, налево - куда, сдуру - почему, назло - затем, вчера - тогда.
Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например:там, туда, тогда - указательные;
где, куда, зачем - вопросительно-относительные;
везде, всюду - определительные и т. д.
Классификация наречий по значению
Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.
Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак - его качество, количество, способ совершения:
очень, красиво, весело, по-моему, пешком
и подразделяются на следующие разряды:
Качественные
, или образа действия (Как? Каким образом?
): быстро, так, вдвоём;
- количественные
, или меры и степени (В какой мере? Насколько?
): очень, нисколько, втрое.
Места (Где? Куда? Откуда?
): справа, там, наверху
;
- времени (Когда? Как долго?
): вчера, тогда, весной, когда
;
- причины (Почему?
): сгоряча, почему, потому;
- цели (Зачем? Для чего?
): назло, зачем, затем.
Степени сравнения качественных наречий на –о/–е
Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагательных, обозначают большую/меньшую или наибольшую/наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.
Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:
У одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта: «Петя бегает лучше, чем прыгает
».
- у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта: «Петя бегает быстрее, чем Вася
».
- у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: «Петя бегает быстрее, чем раньше
».
- у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта: «Ребёнок бежит медленнее, чем взрослый идёт
».
Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.
Простая сравнительная степень
наречия образуется следующим образом:
основа положительной степени без –о
(и без сегментов к/ок) \(+\) формообразующие суффиксы –ее(–ей), –е, –ше/–же:
тепл-ее
, громч-е, рань
-ше, глуб-же
.
От простой сравнительной степени прилагательного простая сравнительная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством: «Он прыгнул выше отца » -
или сказуемым безличного предложения: «Стало теплее »;
а прилагательное выступает как сказуемое двусоставного предложения: «Он выше отца » -
или как определение: «Дай мне тарелку поменьше
».
Составная сравнительная степень
наречия имеет следующую структуру:
элементыболее/менее
\(+\) положительная степень:
«Он прыгнул более высоко, чем отец» .
Превосходная степень обозначает наибольшую/наименьшую степень проявления признака.
В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени представлены лишь во фразеологизированных оборотах: покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.
Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:
1) наиболее/наименее \(+\) положительная степень: «
Он прыгнул наиболее высоко»,
2) простая сравнительная степень \(+\) всего/всех: «
Он прыгнул выше всех»
; отличие от превосходной степени сравнения прилагательных - в синтаксической функции обстоятельства, не сказуемого двусоставного предложения.
Разряды наречий по образованию
Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.
Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счёт других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Например, наречия, образованные от имён существительных, связаны с предметным значением (наземь , набок , дома ); наречия, образованные от имён числительных, - со значением числа (дважды , вдвое , вдвоём ); наречия, образованные от имён прилагательных, - со значением качества (тепло , красиво , ласково , угрюмо ); наречия, образованные от глаголов, - со значением действия (лёжа , нехотя , шутя , немедля ).
Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают.
Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имён существительных, исчезнувших из языка, причём морфологическая соотнесённость с именами этими наречиями не утрачена (например: дотла , второпях , втихомолку , насмарку , вдрызг , с кондачка , с панталыку ), а также от старых форм ныне существующих имён (например: поделом , справа , слева ).
Определение того, что такое наречие, на первый взгляд, не так просто. Слишком разнообразна эта категория слов по своему происхождению и составу. Если мы можем определенно сказать, что называется существительным, прилагательным и глаголом, то у наречий нет таких четких признаков. Например, существительное отвечает на вопросы «Кто?» и «Что?» - и понятно, что речь идет о предмете. А вот на какой вопрос отвечает наречие, знают не все. Ведь их много, и каждый из них можно задать, например, к сочетанию существительного с предлогом. Общее у этой части речи одно: в развернутом предложении она играет роль обстоятельства и не изменяется.
Как происходит адвербиализация
Адвербиализацией называют процесс образования наречий. Он существовал всегда и существует до сих пор, причем по конкретному слову можно даже узнать, насколько давно оно образовалось. Эта часть речи может происходить от:
- существительных с предлогами и без;
- прилагательных;
- глаголов и их производных форм;
- числительных;
- местоимений.
Чаще всего у наречия можно выделить корень, суффикс и приставку, и убедиться, что с другими частями речи оно имеет живую словообразовательную связь. Но чем дольше слово используется, тем больше оно теряет связь с основой, а иногда эта основа и вовсе забывается - остается лишь наречие. Примеры слов такого рода общеупотребительны:
здесь, как, так, когда, куда, тогда, там
Вряд ли кто вспомнит, что эти слова произошли от указательных местоимений, одно из которых - сей - сейчас практически не используется. Сюда же можно отнести слова вон, прочь , чуть, у которых основу найти сложно.
Наречия, произошедшие от падежных форм существительных, образовывались тоже всегда. С течением времени мог утратиться сам падеж или измениться стандартное окончание слов в нем, а слово осталось:
дома, домой, долой, летом, осенью, утром, вечером, ночью
Иногда у существительного был предлог, и со временем он превратился в приставку:
вбок, вниз, наземь, походу, сзади, поверх
У более молодых слов предлог еще стоит отдельно:
в сердцах, на вид, без отказа, под боком
Наконец, эти лексемы могут совпадать по написанию с краткими прилагательными и деепричастиями, и чтобы их отличать, следует задать вопрос. Примеры:
Он читал газету, сидя в кресле, и курил.
Он спал сидя .
Очевидно, что в первом случае сидя - это деепричастие, от которого даже есть зависимое в кресле ; вопросительным словом к нему будет «что делая?». А вот во втором случае мы имеем дело с наречием, отвечающим на вопрос «как?». Другой случай:
Утро было свежо, нежно и прохладно.
- Как держать-то? - Нежно ! (c)
В первом предложении - краткие прилагательные, местоименные формы которых будут звучать как свежее, нежное и прохладное. Во второй цитате есть даже вопрос, поэтому комментарии излишни.
Таким образом, наречие - это вполне самостоятельная, но неизменяемая часть речи.
Словообразовательные модели
Наречие можно получить всеми способами, которые только существуют в русском языке, но один из этих способов имеет интересную особенность. Речь идет о суффиксе. Часто в него превращается окончание, что для существительных и прилагательных немыслимо. Итак, способов образования наречий несколько:
- суффиксальный;
- префиксальный;
- префиксально-суффиксальный;
- сложение;
- переход в другую часть речи;
- комбинация вышеуказанных.
Можно попробовать объединить данные о словообразовании в таблицу, но она будет не совсем полной и точной.
способ | от существительных | от прилагательных и причастий | от глагола | от числительного | от местоимения | другие наречия |
суффиксальный | хорошо, плохо, зелено, угрожающе, творчески, постепенно, | играючи, припеваючи | трижды, дважды, единожды | маленько, тихонько, тихонечко, маленечко | ||
префиксальный | вбок, вверх, вниз, поверх, чересчур | нехотя | по-моему, отчего, потому | нехорошо, незаурядно, невелико | ||
префиксально-суффиксальный | сверху, доверху, отроду, исподнизу, исстари, загодя | поминутно, посекундно, потихоньку, попросту, пониже, по-волчьи | наедине, впервые, сперва, вдвойне, вдвоём, надвое | |||
сложение | дурак дураком, волей-неволей, мимоходом, | сухо-насухо, бело-набело, чисто-начисто | ||||
переход | дома, домой, верхом, кругом, летом, зимой, утром, ночью, днем, вечером | сидя, лежа, стоя и другие деепричастия; чуть - от инфинитива, почти - от повелительного наклонения | ||||
комбинация | из-за границы, под боком, под рукой, в сердцах - комбинация суффикса с предлогом; вполсилы - сложение корней и приставки | ежеминутно, ежесекундно |
На сегодняшний день самая продуктивная группа таких лексем - от прилагательных и причастий. Обусловлено это многообразием суффиксов и, соответственно, возможных значений новообразованных слов. Наибольшая группа утративших связь с основой - местоименные. Старые формы падежей хорошо фиксируют наречия от существительных.
Классификация наречий
Наречие - это часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака. Существует множество способов разбить наречия по группам. Так, выделяют местоименные и знаменательные наречия. Первые только указывают на неопределенный признак, а вторые называют его. Так, к первой группе относятся: здесь, оттуда, где-то, некогда и др., а ко второй - все, имеющие вполне определенное значение.
Нетрудно догадаться, что местоименные наречия произошли от местоимений, и иногда требуется подумать, прежде чем их отличить. Но чаще всего эту часть речи классифицируют по тому, что обозначает наречие. По этому признаку их можно объединить в несколько групп:
- образа действия;
- меры и степени;
- времени;
- места;
- причины;
- цели.
Какая часть речи отвечает на вопросы: «как?», «где?», «когда?», «почему?», «зачем?» - все это отражает вышеприведенная классификация.
Образ действия
Эти наречия отвечают на вопрос «как?» и «каким образом?». Наверное, эта группа наречий самая продуктивная и обширная. Образуются они чаще всего от прилагательных, реже - от существительных. Замечательно в таких словах то, что они могут заменить собой все предложение, охарактеризовав всю ситуацию в целом. Во всяком случае, слова хорошо, отлично, прекрасно, плохо, замечательно, отвратительно могут быть единственным словом в предложении, выполняя роль подлежащего, а также входить в предикативную основу в качестве компонента составного сказуемого.
Интересен и тот факт, что от прилагательных такие наречия унаследовали и степени сравнения - сравнительную и превосходную, в том числе образованные супплетивно и сложением, а также весь набор суффиксов, позволяющий дать точную оценку чему-либо. Список таких примеров большой, вот наиболее яркие примеры:
Хорошо, хорошенько, хорошенечко, лучше, еще лучше - от хороший
Много, больше, еще больше, наиболее - от большой
Высоко, выше, более высоко, высочайше - от высокий
Интересные сочетания получаются с приставкой по- :
по-быстрому, по-хорошему, по-тихому
Образ действия может быть законсервированным творительным падежом существительного:
хором, пешком, бегом, вплавь, следом
Мера и степень
Иногда кажется, что к таким наречиям можно задать вопрос «как?», но чаще уместными будут вопросы «сколько?», «насколько?», «в какой степени?», «в какой мере?», «во сколько раз?», «в каком количестве?» и тому подобные. Сюда можно отнести все наречия, произошедшие от числительных, а также те, что количественно характеризуют другой признак. Например, наречия трижды, вдвоем, чуть, пополам, еле-еле, чаще употребляются отдельно от других, а такие, как: очень, слишком, почти, вчетверо придают меру другому наречию. В качестве примера можно привести диалог:
- Разрешите доложить, Христофор Бонифатьевич! По-моему, дело - табак!
- Совершенно справедливо! Закуривай, ребята! (c)
Наречие совершенно обычно употребляется именно так; оно поясняет другой признак, дает ему оценку.
Признак времени
Основной вопрос здесь - «когда?», но иногда его можно заменить на «с каких пор?», «до каких пор?», «как долго?» и даже «доколе?». Они могут выражать:
- время суток: утром, вечером, днем, ночью, наутро, за полночь ;
- время года: осенью, зимой, летом, весной ;
- отношение к текущему моменту: вчера, завтра, послезавтра, позавчера, третьего дня, накануне, намедни, сейчас ;
- более или менее протяженные временные промежутки: всегда, раньше, иногда, надолго, прежде.
Происходят такие наречия от других наречий или существительных; часто они содержат в себе бывшие предлоги, ставшие приставками. Происхождение некоторых уже не установить, что называется, невооруженным глазом. К примеру, иногда, всегда, тогда произошли от слова год .
Место действия
Это слова, отвечающие на вопросы «где?», «куда?» и «откуда?». Почти все они произошли от существительных, реже - от местоимений и прилагательных. Очень часто ими становились слова, поставленные в местный падеж, функцию которого в современном русском языке взял на себя предложный. Некоторые слова до сих пор не утратили связь с существительным. Например, лесом, полем, дорогою, сбоку, вдали, вблизи, домой, дома, назад, налево, направо, вниз, вверх ; другие давно существуют сами по себе: здесь, тут, там, всюду, везде, около .
Иногда такие наречия легко спутать с существительными, местоимениями и даже предлогами, и этот вопрос стоит рассмотреть отдельно.
Значение причины
Такие наречия отвечают на вопросы «отчего?», «почему?», «по какой причине?». Очень часто они начинаются с приставки с-: сослепу, спьяну, сдуру, спросонья, сгоряча, неспроста; а также с отрицательной не: поневоле, ненароком ; наконец, некоторые лексемы из этой категории окончательно приводят к мысли, что такие наречия больше походят на так называемые «отмазки»: впопыхах, потому, оттого, второпях, недаром, почему-то.
Наиболее часто их путают с союзами.
Цель действия
Они обозначают изначальную цель поступка, а не то, как его объяснили позже. Отвечают эти слова на вопрос «зачем?». Примеров таких слов не так много: напоказ, назло, нарочно, намеренно, наперекор, в шутку, умышленно, специально.
Иногда разграничить наречия цели и причины трудно. Все зависит от того, насколько цель была осознанна. К тому же отдельные наречия могут отвечать на вопросы «как?» и «зачем?» в зависимости от контекста. За примерами далеко ходить не надо: специально для него нужно править текст (как?); он это сделал специально (зачем?). Достаточно подобрать синонимы к слову специально . В первом случае лучше всего подойдет исключительно , а во втором - умышленно .
Эта грань между значениями довольно тонкая не только здесь. Она существует и между другими категориями наречий. Разные специалисты приводят более детальные классификации значений, деля их на две большие группы - определительные и обстоятельственные, внутри которых содержатся более мелкие подгруппы. Ряд языковедов не выделяют группу местоименных наречий, целиком относя их к местоимениям.
Некоторые ловушки
Иногда наречие можно спутать с существительным, прилагательным, предлогом, союзом и даже формой глагола. Существует ряд способов, помогающих определить эту часть речи в предложении. Стоит назвать некоторые из них .
Можно разобрать несколько примеров для иллюстрации. Мужик шел лесом. Ж ители пользуются лесом для сбора грибов и ягод .
В первом случае напрашивается вопрос «чем?», но куда уместнее будет спросить «где?», поскольку творительный падеж без предлога в этом случае не несет своей функции - инструментальной. А вот во втором предложении лесом - именно существительное. Блюдо хорошо приготовлено. Оно хорошо и пригоже.
Простая замена рода подлежащего в первом случае выдает в слове хорошо наречие (оно неизменяемое) - еда хорошо приготовлена . А вот во втором случае вместе с родом местоимения поменяется и род прилагательного (прилагательные всегда изменяемые) - она хороша и пригожа. Грамматический строй русского языка в таких случаях очень сильно помогает.
Стул стоит около ученика. Ходит тут вокруг да около .
Очевидно, что во втором предложении к слову около задается вопрос «где?», а в первом не задается ничего: это предлог, который сам по себе ничего не значит, и приобретает значение вместе со словом ученик .
Вы пока ничего не знаете. Пока уроки не сделаешь, есть не получишь. В первом случае слово пока можно заменить на слова еще, до сих пор - то есть это типичное обстоятельство времени. Во втором предложении никакого вопроса к слову не задать, зато предложение можно перефразировать с другим союзом: Если не сделаешь уроки, то есть не получишь.
Уделить этому вопросу внимание стоит хотя бы потому, что часто из-за этого зависит правописание слова. Обычно оно сложностей не представляет, но иногда написание стоит просто запомнить или занести в какой-нибудь мини-словарь - исключений среди наречий хватает.