История жизни. Никколо Паганини – биография, фото, личная жизнь скрипача Сообщение о паганини

Нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать других!

«Я едва мог узнать его в коричневой монашеской рясе, которая скорее скрывала, чем одевала его. С каким-то диким выражением на лице, наполовину спрятанным под капюшоном, опоясанный веревкою, босой, одинокий и гордый, стоял Паганини на нависшей над морем скале и играл на скрипке. Происходило это, как мне казалось, в сумерки; багровые блики заката ложились на широкие морские волны, которые становились все краснее и в таинственном созвучии с мелодиями скрипки шумели все торжественнее. Но все порывистее и смелее становились звуки скрипки; в глазах страшного артиста сверкала такая вызывающая жажда разрушения, его тонкие губы шевелились с такой зловещей горячностью, что, казалось он бормочет древние нечестивые заклинания, которыми вызываются бури и освобождаются от оков злые духи, томящиеся в заключении в морских пучинах» , - так писал о Никколо Паганини Генрих Гейне.

Не ясно, что же правда, а что ложь в рассказах о Паганини. Даже Стендаль и Мопассан не смогли избежать неправедных «страшилок» в своих рассказах о скрипаче. А Паганини и провоцировал сам, и не всегда отвергал обвинения.

Его, наверное, можно назвать едва ли не первым представителем эпатажа в искусстве. Но здесь главное ударение падает на слово искусство.

Верхом всех придумок были обвинения Паганини в сговоре с Дьяволом. Худой, даже костлявый, кособокий - на сцене, бледный, с восковым лицом и черными кудрями, наделенный длинными сверхгибкими пальцами - таким он представал перед упитанной и румяной публикой. Не будем забывать и о фамилии: знакомые с романскими и с английским языками знают, что означает корень в фамилии «Паганини». Как тут не обвинить человека в связи с нечистью? Да еще с захватывающими подробностями, например: души убитых жены и любовниц заключены в скрипках итальянца. А струны сделаны из их жил и кишок. Потому так хорошо и звучит...

С тех пор тема «продажи души Дьяволу» нет-нет, да и всплывет. Ничего не поделаешь: легенда о Фаусте бродила по Европе задолго до Гёте и Паганини. Она жива и сейчас, и будет жить долго.

Кому не известна легенда о том, как великий скрипач и композитор Никколо Паганини… продал дьяволу свою душу за волшебную скрипку? В это предание верил даже такой безбожник, скептик и насмешник, как славный поэт Генрих Гейне.

(А. Куприн. «Скрипка Паганини»).

ОБРАЗ ПАГАНИНИ

Образ Паганини широко представлен в мировой культуре. Широко - во всех смыслах: от оперетты (Легар) до фильма ужасов. Написано много книг - все из разряда беллетристики. Из фильмов можно назвать «Паганини» Клауса Кински (слишком вызывающий), советский четырёхсерийный телевизионный художественный фильм «Никколо Паганини», есть еще итальянский фильм - «Ужас Паганини». И везде Паганини так или иначе «демоничен».

Интересно посмотреть на портреты Паганини. Один художник - Эжен Делакруа - яркий представитель романтизма в живописи. И его Паганини - нервный, надломленный, страдающий. Второй портрет - Жана Огюста Энгра (присутствуют в статьи) - типичного представителя европейского академизма в живописи (близок к классицизму). Жили эти художники в одно время, но принадлежали к разным направлениям в искусстве. И Паганини Энгра - спокойный, уравновешенный, без тени «внутренней раздираемости». Так может, все дело только в том, как посмотреть? И тогда можно увидеть самое разное, даже прямо противоположное.

Кстати (действительно - пришлось кстати), последний художник - Энгр - вошел во французскую поговорку: «Скрипка Энгра». Он долго не мог выбрать, что же его привлекает больше - игра на скрипке или живопись. Выбрал живопись, но и скрипку не бросил, а «скрипка Энгра» на русский язык переводится как «второе призвание». Второе призвание - это многим знакомо, я полагаю.

Франческо Беннати - мануанский врач, лечивший Паганини в Вене и Париже, писал о нем: «По своему уму Паганини мог бы быть выдающимся композитором, достойнейшим музыкантом, но без своего утонченного слуха, и без особого строения тела, без своих плеч, рук и кистей он не мог бы стать бесподобным виртуозом, которым мы восхищаемся. Необычайно, надо сказать растяжение связок его плеч, расслабленность связок, соединяющих кисть с предплечьем, запястья с кистью и фаланги друг с другом... Пальцы без малейшего смещения кисти передвигаются в сторону, противоположную их естественному сгибу, причем делает это легко, изумительно и быстро» .

ФАКТЫ

Все началось с мрачного названия места рождения величайшего скрипача всех времен и народов. В небольшом квартале Генуи, в узком переулочке под названием «Черная кошка», 27 октября 1782 года у Антонио Паганини, бывшего портового рабочего и его жены Терезы Боччардо, простой горожанки, родился сын Никколо. Антонио имел в порту небольшую лавку, страстно любил музыку и играл на мандолине и скрипке. Это были простые песенки, веселые и запоминающиеся народные мелодии, которые исполнялись Антонио с мрачным лицом. По счастью, жена его, Тереза, была женщиной мягкой, кроткой и покорной. Будучи не в силах переделать характер мужа, всегда недовольного и ворчливого, она старалась не противоречить ему. Тереза находила утешение в религии и детях. Их было у нее пятеро. Однажды матери Никколо приснился удивительный сон: явился к ней ангел и спросил, какую милость от Бога она хотела бы получить. Поскольку глубоко верующая женщина очень любила музыку, она попросила божественного посланца о том, чтобы ее сын Никколо стал великим музыкантом. Рассказ об этом чудесном сне произвел сильное впечатление на мужа Терезы, также неравнодушного к музыке. Посовещавшись, родители Никколо твердо решили обучать ребенка игре на скрипке - инструменте, ставшем благодаря стараниям Гварнери, Страдивари и Амати музыкальным символом Италии. .

Никколо было семь лет, когда отец впервые вложил в руки будущего виртуоза крошечную скрипку, которая с того дня стала его единственной игрушкой. Но очень скоро юный скрипач понял, что занятие музыкой - это не только удовольствие, но и тяжелый, кропотливый труд. Мальчик очень уставал, но отец заставлял талантливого ребенка заниматься целыми днями, не позволяя выходить на улицу для игр со сверстниками. Проявляя упорство и неудержимую волю, Никколо с каждым днем все больше и больше увлекался игрой на инструменте. Бесспорно, такие чрезмерные занятия, недостаток кислорода, движения и питания, - не могли не отразиться на его растущем организме и, конечно же, подорвали здоровье мальчика. Однажды Никколо, изможденный многочасовыми занятиями, упал бездыханным в каталептической коме. Родители сочли мальчика умершим, поскольку он не подавал никаких признаков жизни. Никколо пришел в себя лишь в гробу при душераздирающих звуках траурной музыки. Его идеальный слух не в состоянии был воспринимать фальшь даже тогда, когда Паганини находился между жизнью и смертью. Вернувшись с «того света», юный скрипач с еще большим рвением взялся за освоение сложных технических приемов игры на любимом музыкальном инструменте. Благодаря своему усердию и твердости характера за очень короткое время Никколо достиг столь больших успехов, что слава о его необычайных способностях шагнула далеко за пределы скромного переулка Черной кошки.

Однажды осознав достигнутый им уровень скрипичной техники, Никколо понял, что должен вырваться из семейного круга - ему необходимо было стать свободным и независимым. В сентябре 1800 года он покидает родительский кров, и в девятнадцать лет, став самостоятельным человеком, оказывается в Лукке, где ему предстоит прожить несколько лет. Здесь, он продолжает с успехом давать концерты, совершенствуя свое мастерство, и становится первой скрипкой Луккской Республики. В это время, в жизнь музыканта впервые приходит возлюбленная, образ которой окутан ореолом загадочности и неизвестности. Паганини никогда и никому не называл ее имени, и такая застенчивая сдержанность позволяет думать о глубоком чувстве к достойной и благородной женщине. Роман со знатной дамой, длился с начала 1802 года по конец 1804 года. Почти три года, Паганини с увлечением занимался игрой на гитаре и скрипке, а также сельским хозяйством, поскольку прекрасное имение его дамы сердца давало ему такую возможность. За это время Никколо пишет двенадцать сонат для гитары и скрипки, но в один прекрасный момент, словно пробудившись ото сна, вновь возвращается в Геную.

Не смотря на то, что роман длился недолго, Паганини никогда больше не испытывал такой привязанности ни к одной другой женщине. Она была его единственной возлюбленной, и о ней он всегда вспоминал с нежностью и сожалением. С тех пор чувство глубокого одиночества его никогда не покидало, не смотря на кажущуюся «веселую» жизнь и многочисленные любовные приключения бродячего музыканта. В фейерверке страстей скрипач черпал силы и вдохновение, но ни одна женщина не смогла заставить его забыть образ единственной и неповторимой первой возлюбленной.

Жизнелюб и сердцеед - это правда. Самый известный роман Паганини - с сестрой Наполеона - Элизой Бонапарт (по мужу - Бачокки). Элизу брат, ставший императором, поставил править итальянскими княжествами, там и случился длительный роман. Пылкая игра скрипача так волновала Элизу, что нервы ее не выдерживали, и она падала в обморок. Несомненно, корсиканскую кровь могла воспламенить только такая же страстная натура итальянца. Вспыхнувшая между ними страсть разгорелась в полную силу, однако, скрывать ее нужно было самым тщательным образом.

Впрочем, молва приписывала ему роман и с другой сестрой Наполеона - Полиной, которой любящий брат тоже выдал кусочек «итальянского пирога». Так и бродят эти легенды из биографии в биографию, хотя достоверно ничего не известно.

У Паганини был сын, брак с матерью которого не был зарегистрирован: это довольно типичная ситуация для представителя романтизма. С невенчанной женой Никколо разошелся. А сына взял на воспитание.

По отношению к своему единственному ребенку, матерью которого была Антонио Бьянки, Паганини проявлял трогательное терпение и безграничную любовь. Однажды во время пребывания скрипача во Флоренции с маленьким Акилле случилась беда, - малыш сломал ножку. И это было бы не так страшно, если бы ребенок был бы постарше. Но удержать двухлетнего непоседу в полном покое, пока не срастется кость, представлялось невозможным. Чтобы малыш поправился - необходимо было привязать ножку к деревянной дощечке и не давать ему двигаться хотя бы несколько дней. Паганини не задумываясь, сел в кресло, взял сына к себе на колени и не вставал с места целых восемь дней. Маленький мальчик, познавший отцовскую любовь, не останется неблагодарным: едва научившись ходить, он всегда будет следовать за своим отцом и никогда не покинет его.

Находясь в Праге в 1829 году, Паганини в своем письме другу Джерми жаловался: «Если бы ты знал, сколько врагов тут у меня, ты бы просто не поверил. Я не делаю никому зла, но те, кто меня не знает, расписывают меня как самого последнего негодяя - жадного, скупого, мелочного и т.д. И я, чтобы отомстить за все это, официально заявляю, что еще больше повышу цены входных билетов на академии, которые дам во всех других странах Европы» .

И хотя Паганини часто выступал с благотворительными концертами, всегда раздавал бесплатные билеты артистам и студентам-музыкантам, щедро одаривал родственников и благотворительные общества, - дурную молву ничем нельзя было заглушить. А ведь этот человек обладал поистине добрым сердцем, иначе, чем можно было бы объяснить благородный поступок по отношению к тем, кто считался его врагом. Согласно посмертному завещанию непревзойденный виртуоз безвозмездно дарил все свои драгоценные скрипки не только друзьям-музыкантам, но и недругам, талант которых он был способен оценить! Нельзя умолчать о той помощи, которую оказал Паганини своему коллеге - композитору Берлиозу, еще никому не известному на тот момент времени, и находящемуся в крайне затруднительном материальном положении. Тем самым маэстро обеспечил талантливому начинающему композитору безбедное существование на пять лет вперед. Однако в мелочах Паганини действительно проявлял скупость, и это объясняется, видимо, привычкой экономить, сохранившейся с детства, когда он жил в бедности. Так, например, он не любил тратить деньги на одежду и часто покупал ее у старьевщиков, упрямо с ними торгуясь.

Паганини стал богат. Его гонорары были астрономически высоки. Но он прожил свои 57 лет без отдыха и покоя. А еще 56 лет не мог обрести покой его прах. Но здесь - причины вполне земные, тоже ничего мистического.

Паганини умер 27 мая 1840 года в Ницце, по легенде - обнимая скрипку (неправда, но уже закрепилась). Последнего причастия не было (правда, но могли ждать выздоровления). Епископ Ниццы отказался служить заупокойную мессу, обвиняя Паганини в ереси. Католические власти Италии запретили погребение музыканта на родине. Лишь значительно позже его прах перевезли в Италию - и то потребовалось специальное вмешательство папы. Два года прах вообще не был предан земле. А окончательное пристанище Паганини нашел через 56 лет после смерти…

Отношения Паганини с католической церковью были крайне сложны и противоречивы. С одной стороны, Паганини никто не преследовал, более того, папа римский вручил ему Орден Золотой шпоры (по многим источникам). Этот же орден получили когда-то художники Тициан и Рафаэль, композиторы Моцарт и Глюк. В принципе, этот орден давал право на дворянство, но ни Моцарт, ни Паганини не пожелали пользоваться возможными привилегиями. А вот был ли Паганини воинствующим безбожником - есть очень большие сомнения. Возможно, все наоборот: свою фанатичную нетерпимость к Паганини проявили некоторые люди, обвиняя его во всех смертных грехах.

Скорее всего, Паганини сам накинул на себя «демоническую» маску. Он и без нее остался бы виртуозом и замечательным композитором. Но с маской ему было удобнее, возможно, и сама публика жаждала увидеть пресловутый «демонизм». Общество само хотело видеть «демона», оно же его возносило в хвале, и оно же его отторгало, создавая сочные «легенды-страшилки».

Паганини писал для скрипки и для гитары. Почти все, написанное для скрипки, ныне имеет переложения для гитары. Самое забавное, что и рок-культура не чурается Паганини. Характерен в этом отношении фильм «Перекресток» (США, 1986 год). В этом фильме тоже есть гитарист, заключивший контракт с дьяволом (в роли - Стив Вай). И есть там музыкальная дуэль с 5-м каприсом Паганини.

Музыка Паганини не просто виртуозна. Она пронизана духом народных итальянских мелодий, темпераментных, экспрессивных - и глубоко лиричных...

Чего только не выдумывал Никколо, играя на своей скрипке! Он имитировал пение птиц, звучание флейты, трубы, рожка, мычание коровы и человеческий смех, используя контрасты тембров и регистров, применял ошеломляющее разнообразие эффектов. Однажды Паганини заменил обычный смычок длинным, что поначалу вызывало смех у слушателей, но вскоре он был награжден за эту странность горячими аплодисментами.

Говоря о магическом воздействии итальянского скрипача на слушателей, нельзя не отметить высказывание великого композитора, впоследствии ставшего другом Паганини - Россини, который мог осмеять что угодно: «Я плакал только три раза в своей жизни. Первый раз, когда провалилась моя первая опера, второй раз, когда во время прогулки на лодке упал в воду фаршированный трюфелями индюк, и третий раз, когда услышал игру Паганини».

Он был единственным и неповторимым скрипачом, по следу которого не смог пройти более никто. Все головокружительные скрипичные фокусы, почти акробатические пассажи остаются пустыми и мертвыми без исполнения того, кто их создал. Волшебство растворилось вместе с волшебником. И именно в этом заключалась исключительная и высокая миссия великого скрипача.

Вдоль северного побережья Италии недалеко от острова Сент-Онора, есть красная, ощетинившаяся как дикобраз, скала - она называется Сен-Ферреоль. Небольшое количество земли, неизвестно откуда взявшейся, накопилось в трещинах и щелях скалы, и там выросла особая порода лилий, а также прелестные синие ирисы, семена которых словно упали с небес. На этом причудливом рифе в отрытом море было погребено и скрыто в течение пяти лет тело Паганини. Легенда это или реальность, никто теперь об этом не узнает. Но интересен тот факт, что буревестники находят свой приют и успокоение именно в скалах.

Посмертное завещание Никколо Паганини заканчивалось так: «Запрещаю какие бы то ни было пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты исполняли реквием по мне. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она вечно хранилась там. Отдаю мою душу великой милости моего творца» .

Легендарная личность Паганини еще при жизни породила ряд полуфантастических историй. Но самой невероятной кажется легенда о нетленном теле великого маэстро, которого, прежде чем захоронить спустя 56 лет после кончины, освидетельствовали несколько авторитетных лиц. Они утверждали, что Паганини лежал в деревянном ящике без всяких признаков разложения, а это явный признак как минимум исключительности, а быть может, и высшей духовности.

Страница:

Никколо Паганини (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782 — 27 мая 1840) — итальянский скрипач-виртуоз, композитор.

Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.

Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали.

Паганини Никколо

Уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил с концертом в Генуе, который имел огромный успех. Мальчиком же он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что, кроме него самого, никто не мог их исполнить.

В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, он, предоставленный себе, вёл жизнь бурную, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации. Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он даже получил титул барона. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хотя размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.

Последние пять месяцев Паганини не мог выходить из помещения, у него опухли ноги, и он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.

Имя Паганини было окружено какой-то таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, потому что автор боялся, что путём печати многие из его виртуозных тайн могли бы быть обнаружены. Таинственность Паганини возбуждала такое суеверие, что епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе и только вмешательство папы уничтожило это решение.

Непревзойденный успех Паганини лежал не в глубоком музыкальном даровании этого артиста, а в необычайной технике, в безукоризненный чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L`Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительное искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка, игра на одной струне (четвёртой) целых пьес — всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

Этот мрачного вида человек, игрок и дебошир, совершенно преображался, взяв в руки скрипку. Даже тем, кто считал, что его слава лучшего скрипача в мире раздута, приходилось смириться, когда им доводилось услышать его игру. Для людей, в музыке не разбиравшихся, он устраивал настоящие представления с звукоподражанием – "жужжал", "мычал" и "разговаривал" струнами…

Родился будущий гений в семье мелкого торговца в Генуе. Его отец безуспешно пытался учить музыке старшего сына, Карло. Но когда Никколо подрос, отец забросил занятия с Карло, чему тот, несомненно, был рад. Как вырастить гения и виртуоза? Можно увлекать и развлекать одаренного ребенка, как делал это отец Моцарта. А можно запирать его в кладовке, до тех пор, пока он не выучит особенно сложный этюд.

Именно в такой атмосфере растили Никколо. У мальчика практически не было детства, все его дни проходили в бесконечных изнуряющих занятиях музыкой. От рождения у него был потрясающе тонкий слух, он погружался в мир звуков и пытался повторить его с помощью гитары, мандолины и скрипочки.


Кадр из фильма «Никколо Паганини» (1982).


Первый концерт Никколо Паганини состоялся в двенадцать лет. Концерт вундеркинда, исполнявшего свои вариации известных произведений, потряс публику. У мальчика появились знатные покровители. Джанкарло де Негро, негоциант и меломан, даже обеспечил его возможностью продолжать обучение у виолончелиста Гиретти. Учитель заставлял талантливого ученика сочинять мелодии без инструмента, слышать музыку в голове.

Завершив обучение, Никколо становился все известнее. Он начал зарабатывать хорошие деньги, давая концерты по всей Италии. Музыкант обещал раскрыть секрет своего мастерства, когда закончит свою карьеру, и этим только подогревал интерес публики.

Таинственным в нем казалось все. Его внешность – мертвецки бледная кожа, запавшие глаза, выдающийся нос крючком и невероятно длинные пальцы, дерганные движения тощей фигуры. Его игра на скрипке – от Бога или от дьявола, но она определенно была нечеловечески хороша.

Его образ жизни и пристрастие к азартным играм, из-за которого он часто сидел на мели. И его отрешенное, возвышенное состояние, когда он стоял на сцене, сливаясь с инструментом воедино.


Путешествуя и выступая, маэстро сочинял музыку. В то время (1801-1804) он жил в Тоскане и, гуляя по залитым солнцем улицам, сочинял свои знаменитые каприсы для скрипки. На некоторое время (1805-1808) Никколо даже стал придворным музыкантом, но потом снова вернулся к концертам.

Своеобразная, легкая и непринужденная манера исполнения и виртуозное владение инструментом вскоре сделали его самым популярным скрипачом Италии. За шесть лет (1828-1834) он дал сотни концертов в европейских столицах. Паганини вызывал восхищение и восторг у коллег-музыкантов. Ему посвящали восхищенные строки Гейне, Бальзак и Гёте.

Его творческий путь оборвался стремительно и трагично. Из-за туберкулеза Паганини пришлось вернуться в Италию, а приступы кашля не давали ему разговаривать. В родную Геную он вернулся глубоко больным человеком. Ужасно страдая от тяжелейших приступов, Никколо прожил еще три года.

Музыкант умер в Ницце, 27 мая 1840 года. Папская курия долго не позволяла похоронить его в Италии из-за образа жизни. Два месяца забальзамированное тело лежало в комнате, еще год – в подвале его дома. Его несколько раз перезахоранивали, и спустя 36 лет Никколо Паганини обрел покой в Парме.

После смерти Паганини человечеству осталось в наследство 24 каприса, множество вариаций на оперные и балетные темы, шесть концертов для скрипки с оркестром, сонаты, сонаты для скрипки и гитары, вариации и вокальные композиции.


Кстати, незадолго до смерти Паганини раскрыл свой секрет великолепного владения скрипкой. Он заключается в полном духовном слиянии с инструментом. Надо смотреть и ощущать мир через инструмент, хранить воспоминания в грифе, самому становиться струнами и смычком. Кажется, что все просто, но далеко не каждый профессиональный музыкант согласиться принести свою жизнь и личность в жертву музыке.

Ниже - удивительные факты из биографии великого маэстро:

1. Композитор родился в многодетной семье (был третьим по счету ребенком из шести); его отец сначала работал грузчиком, а позже открыл лавку в порту. Однако при переписи населения Генуи указали, что Антонио Паганини был «держателем мандолин» - так приказал сам Наполеон.

2. С 5 лет отец начал учить мальчика играть на мандолине, а с 6 – на скрипке. Если верить исследователям жизни Паганини (Тибальди-Кьеза в серии «Жизнь замечательных людей»), музыкант позже вспоминал: когда он не проявлял должного прилежания, отец его наказывал – впоследствии это отразилось на слабом здоровье скрипача.

3. Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию)музыкант дал 31 июля 1795 года в театре Сант-Агостино г.Генуи – вырученные средства пошли на то, чтобы мальчик (а Никколо в тот год исполнилось только 12) отправился в Парму – обучаться у Алессандро Ролла (известного скрипача и педагога).

Когда семейство Паганини (отец и сын) приехали к Алессандро Роллу, тот отказался их принимать, т.к.был болен. Но рядом с комнатой преподавателя лежала скрипка и ноты только вчера написанного сочинения.

Тогда Никколо взял инструмент и тут же сыграл произведение – удивленный педагог, услышав исполнение Паганини, вышел к гостям и сказал, что он уже не может ничему научить мальчика – тот и сам все умеет.

4. На концертах Паганини устраивал настоящее шоу. На публику это производило настолько сильное впечатление, что некоторые теряли сознание в зале. Каждый номер и выход он продумывал до мельчайших деталей.

Всё было отрепетировано: от репертуара, состоящего исключительно из собственных композиций, до эффектных трюков, вроде лопнувшей струны, расстроенной скрипки и "привета из деревни" - подражания звукам животных.

Паганини научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой оркестр. Влюбленная публика прозвала его "Южным колдуном".


5. Паганини категорически отказывался писать псалмы для церковников, поэтому добрые католики злобно поливали его грязью:

"Все лучшее и высокое в мире связано с христианством. Лучшие музыканты нашего века пишут церковные гимны. Нет ни одного классического композитора, который не писал бы оратории и мессы.

Реквием Моцарта, оратории Баха, мессы Генделя свидетельствуют о том, что Господь не оставляет Европы и что вся наша культура строится на началах христианской любви и милосердия.

Но вот появился скрипач, который сворачивает с этой дороги. Всем своим поведением, ненасытной алчностью, упоительным ядом земных соблазнов Паганини сеет тревогу на нашей планете и отдает людей во власть ада. Паганини убивает младенца Христа".


6. Никколо Паганини был масоном. Он написал масонский гимн и исполнил его в ложе Великого Востока Италии; документы общества тоже подтверждают его принадлежность к масонам.

7. Первой (а возможно, и самой сильной) любовью композитора стала знатная дама, чье имя он всегда скрывал и с которой он прожил 3 года в ее поместье в Тоскане. В те годы он открыл для себя гитару и написал для нее и скрипки 12 сонат, а также пристрастился к картам.


Элиза Бонапарт. Портрет работы Мари-Гийомин Бенуа, 1805 г.


Никколо Паганини говорил, что у него были отношения с Элизой Бонапарт – старшей сестрой Наполеона. Музыкант был капитаном ее личной гвардии и имел титул «придворного виртуоза»: давал концерты и руководил спектаклями.

8. Паганини был любимцем не только народных масс, но и титулованных особ. Каждый европейский монарх считал своим долгом пригласить его для личного выступления.

Конечно, он получал невероятные гонорары, но из-за несдержанности в азартных играх часто попадал в ситуации, когда ему не хватало денег за еду. Ему приходилось неоднократно закладывать свою скрипку и просить помощи у друзей. С рождением сына он стал спокойнее и к старости смог скопить состояние.

Музыкант активно гастролировал по Европе и везде его концерты пользовались невероятной популярностью. После своей смерти в 1840 году он оставил состояние в несколько миллионов франков.

9. Маэстро предпочитал не записывать свои произведения на бумаге, чтобы оставаться единственным исполнителем (а тех, кто мог исполнить мелодии Паганини даже с нотами, было ничтожно мало). Представьте себе удивление мастера, который услышал собственные вариации в исполнении скрипача и композитора Генриха Эрнста! Возможно ли, что вариации были подобраны им на слух?

Когда Эрнст пришел с визитом к Паганини, тот спрятал рукопись под подушку. Удивленному музыканту он сказал, что после его выступления стоит опасаться не только его ушей, но и глаз.


10. Паганини мог исполнять произведения, даже если на скрипке не хватало одной или нескольких струн (например, когда на его концерте лопалась струна, он продолжал играть, не прерываясь). А ко Дню рождения императора маэстро написал сонату «Наполеон» для одной струны (соль).

11. Для одних Паганини был несомненным гением, для других – удобной жертвой для нападок. Его родителям таинственные "доброжелатели" присылали письма с описаниями кутежей и разврата, в которых якобы погряз их сын. Вокруг него вились слухи, один удивительнее другого.

Например, о том, что Никколо Паганини оттачивал свое мастерство не изнурительными занятиями в детстве и юности, а развлекал себя музыкой, сидя в тюрьме, не знал только ленивый. Эта легенда оказалась такой живучей, что даже нашла свое отражение романе Стендаля.

12. Газеты часто печатали сообщения о смерти Паганини. Началось все со случайной ошибки, но журналисты вошли во вкус – ведь газеты с опровержением расходились двойным и тройным тиражом, а популярность скрипача из-за этого только росла.

Когда Паганини скончался в Ницце, газеты привычно напечатали его некролог с припиской: "Надеемся, что скоро, как обычно, опубликуем опровержение".


Энгр, Жан Огюст Доминик. “Скрипач Никколо Паганини”.


13. В 1893 году гроб с маэстро опять откопали, потому что люди якобы слышали странные звуки, доносившиеся из-под земли. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, прогнивший гроб вскрыли. Ходит легенда, будто тело музыканта к тому моменту истлело, но лицо и голова были практически невредимы.

Конечно, после этого еще не одно десятилетие по Италии ходили самые невероятные слухи и сплетни. В 1896 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перезахоронили на другом кладбище Пармы.

14. Свою любимую скрипку работы Гварнери виртуоз завещал родному городу, Генуе (маэстро не хотел, чтобы на ней кто-то играл после его смерти). Позже инструмент получил имя «Вдова Паганини». Также в коллекции скрипок виртуоза были работы Страдивари и Амати.

Для современников он был загадкой. Одни видели в нем гения, другие - шарлатана и мошенника. Его имя было окутано легендами и тайнами.

Рождение гения

В конце октября 1782 года в Генуе в переулке Черная кошка в семье Антонио Паганини и Терезы Боччардо родился второй ребенок - сын Никколо. Мальчик родился слабеньким и болезненным. От экзальтированной и чувствительной матери он унаследовал хрупкость и восприимчивость к болезням. От отца ему достались темперамент, настойчивость, кипучая энергия.

Однажды его мать увидела во сне прекрасного ангела, который предрек, что быть ее второму сыну великим музыкантом. В это поверил и отец мальчика - любитель музыки. Антонио был сильно разочарован тем, что старший сын Карло не радовал родителей успехами в музыке. Именно поэтому всю свою энергию он направил на то, чтобы заставлять младшего сына постоянно упражняться в игре на скрипке. Так начиналась биография Паганини. Он практически был лишен детства. Оно проходило в изматывающих занятиях музыкой.

Необыкновенный дар

Словно компенсируя физическую слабость ребенка, природа щедро наградила его идеальным, до предела чувствительным слухом. Занимаясь музыкой, Никколо Паганини, фото которого вы видите в нашей статье, открывал для себя новый мир, окрашенный необыкновенными цветами. Он пытался воссоздать его, играя на гитаре, мандолине и маленькой скрипочке, которая была одновременно его лучшей подружкой и мучительницей.

Отец рано рассмотрел способности сына. С каждым днем он все отчетливее понимал - его сын наделен огромным талантом, который в дальнейшем приведет к славе и большим деньгам. Он прекрасно понимал, что его время в занятиях с сыном закончилось и пришло время нанимать профессиональных музыкантов. Чтобы занятия проходили практически постоянно, маленького музыканта запирали в темном чулане, и отец внимательно следил за тем, чтобы музыка лилась непрерывно. За лишали еды. Такие занятия подорвали и без того хрупкое здоровье мальчика.

Первые учителя

Никколо Паганини чувствовал музыку всей душой. Несмотря на то что занятия изматывали его физически, в музыке он находил покой и удовлетворение. Его первым учителем стал поэт из Генуи, композитор и скрипач Франческе Ньекко. Биография Паганини насыщена интересными встречами с творческими людьми.

Никколо очень рано стал сам создавать музыку. Уже в восемь лет он написал сонату для скрипки и несколько сложных вариаций. Постепенно слух о маленьком гениальном скрипаче стал распространяться по городу и на обратил внимание известный в городе скрипач из капеллы собора Сан-Лоренцо. Его звали Джакомо Коста. Он стал раз в неделю заниматься с Паганини, внимательно наблюдая за его развитием и передавая ему секреты мастерства. Эти занятия продолжались более полугода.

Начало концертной деятельности

После занятий с Коста жизнь Паганини изменилась. Он смог начать заниматься концертной деятельностью. Это произошло в 1794 году, когда юному музыканту едва исполнилось двенадцать лет. В этот время он познакомился с людьми, которые сильно повлияли на его дальнейшую судьбу. Необходимо отметить, что биография Паганини насыщена встречами с людьми, которые помогали юному дарованию совершенствовать свое мастерство.

Богатый аристократ и меломан Джанкарло ди Негро из Генуи стал не только поклонником творчества молодого скрипача, он стал его другом, взявшим на себя заботу о его дальнейшем образовании. Новым учителем Никколо стал Гаспаро Гиретти - хороший полифонист, сумевший привить молодому человеку отличную композиторскую технику. Он научил Паганини сочинять музыку без инструмента, используя внутренний слух.

Всего лишь за несколько месяцев музыкант сочинил двадцать четыре фуги для

фортепьяно, несколько пьес, которые, к сожалению, были утеряны и не дошли до нас, и два скрипичных концерта. После блестящего выступления в Парме молодого музыканта захотели послушать при дворе герцога Бурбонского.

Отец Никколо быстро сообразил, что настало время получать деньги за талант сына. Он взял на себя роль импресарио и организовал турне по Северной Италии. Во всех городах Никколо ожидал ошеломляющий успех. Молодой человек как губка впитывал новые невиданные впечатления, продолжая много тренироваться, совершенствуя свое мастерство.

Каприччо великого маэстро

В этот период рождаются знаменитые каприччо, в которых можно без труда увидеть изменение принципов и технических приемов, которые были введены Локателли. У учителя маэстро это были технические упражнения, а у Никколо - блестящие, оригинальные миниатюры. Каприччо Паганини совершили настоящий переворот в скрипичной музыке. Он смог добиться максимальной концентрации выразительности, собирая его художественный смысл в сжатую пружину.

Начало самостоятельной жизни

Итальянский темперамент Никколо, сформировавшийся характер стали все чаще приводить к конфликтам и ссорам в семье. Полная зависимость от отца становится для молодого человека все более утомляющей. Ему хочется свободы. Именно поэтому, когда ему предложили место первой скрипки в Лукке, он с радостью и благодарностью принял предложение. Он стал руководителем городского оркестра. К тому же у него появилась возможность концертировать. Он с огромным успехом выступает в Милане, Пизе, Ливорно. Восторженный прием публики кружит голову.

Паганини: биография, личная жизнь

Никколо был страстен и пылок не только в музыке. Именно в это время он встречает первую любовь, и его имя почти на три года исчезает с афиш. Появляются несколько гитарных сочинений, посвященных таинственной «синьоре Диде». В 1804 году музыкант возвращается в Геную, где занимается только сочинительством. Затем он снова возвращается в Лукку, где правил Феличе Бачокки, который в то время был женат на сестре Наполеона - княгине Элизе. Отношения композитора с княгиней в скором времени перестали быть сугубо официальными.

Паганини пишет и посвящает ей «Любовную сцену» для двух струн («Ля» и «Ми»). Во время исполнения сочинения другие струны снимались. Произведение произвело фурор. Затем княгиня пожелала, чтобы для нее была написана пьеса для одной струны, и Паганини принял вызов. Он создает сонату «Наполеон» для одной струны «Соль», которую с триумфом представил на Придворном концерте.

Через три года отношения с княгиней Элизой стали тяготить Никколо Паганини. Биография, маэстро насыщена любовными похождениями и скандалами. Однако таких чувств, которые он испытывал к своей первой пассии, знатной даме, которая вероятнее всего была старше его, он больше не испытывал ни к одной женщине.

В конце 1814 года маэстро приезжает с концертами на родину. Все его выступления

проходят с невиданным успехом. В газетах его называют гением независимо от того, ангел он или демон. Здесь он повстречал еще одну женщину, которой страстно увлекся - дочь портного Анджелину Каванну. Он взял девушку с собой в Парму. Очень скоро выяснилось, что у нее будет ребенок, и Паганини тайно отправляет ее к своим знакомым в пригород Генуи.

В мае того же года отец забрал Анджелину и подал на Паганини в суд. продлился два года. Анжелина родила ребенка. К сожалению, он вскоре умер. Суд постановил выплатить девушке три тысяч лир.

Цена таланта

Никколо Паганини, биография которого неразрывно связана с музыкой, к сожалению, очень мало времени уделял своему здоровью. В 1821 году его творческий путь был внезапно прерван пошатнувшимся здоровьем. Его все чаще стали мучить приступы сильнейшего кашля, боли в кишечнике и почках. Его состояние постоянно ухудшалось. Втирания ртутной мази, строжайшая диета ему не помогают. Появляются даже слухи, что маэстро скончался. Но это лишь слухи. Биография Паганини еще не закончена.

Состояние немного улучшилось, но даже выйдя из тяжелейшего кризиса великий музыкант не брался за скрипку.

Возобновление концертной деятельности

В апреле тысяча восемьсот двадцать четвертого года Никколо неожиданно для всех приезжает в Милан и сообщает о своем желании дать концерт. Затем он дает концерт в Павии и Генуе. В это время он возобновляет отношения с бывшей любовницей Антонией Бьянки, которая к тому времени стала известной певицей, имевшей успех в «Ла Скала». У них появляется сын Ахилл. Паганини много работает. В это время появляются новые произведения - «Военная соната», «Польские вариации», «Компанелла». Второй концерт для скрипки Си минор становится кульминацией творчества музыканта. После него он не создал ничего более легкого, захватывающего и радостного.

Биография Паганини состоит из переплетения счастливых и трагических событий. Весной 1830 года великий музыкант концертировал в Вестфалии, получил там титул барона, который передается по наследству.

В октябре тысяча восемьсот тридцать девятого года Никколо Паганини в последний раз в жизни посещает родную Геную. Он уже очень плохо себя чувствует. Последние пять месяцев своей жизни он не может выходить из дома, у него сильно опухают ноги, и он истощен настолько, что не в состоянии взять в руки смычок. Любимая скрипка лежала с ним рядом, и он пальцами перебирал ее струны.

Великий музыкант, композитор, виртуозный исполнитель умер в Ницце двадцать седьмого мая тысяча восемьсот сорокового года в возрасте пятидесяти восьми лет.

Сегодня мы познакомили вас с жизнью Николо Паганини. Биография, кратко изложенная в этой статье, конечно, не может дать полного представления об этой яркой и неординарной личности.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лучшее из Паганини

    ✪ Н. Паганини. Каприс №24

    ✪ Никколо Паганини - "Пляска ведьм"

    ✪ David Garrett "Capriccio Nr. 24" | Niccolò Paganini

    ✪ НИККОЛО ПАГАНИНИ

    Субтитры

Биография

Ранние годы

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини ( -) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи , выполненной по приказу Наполеона , назван «держателем мандолин ».

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет - на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье . Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно работал, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей .

Мальчиком он написал несколько произведений (не сохранились) для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто (Giovanni Cervetto ). Сам Паганини никогда не упоминал, что учился у Черветто, однако его биографы, например Фетис, Джервазони, упоминают этот факт . С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В то время в Генуе и Лигурии сложилась традиция исполнять в церквях не только духовную, но и светскую музыку. Однажды его услышал композитор Франческо Ньекко (Francesco Gnecco), который взялся консультировать юного музыканта. В том же году он прошёл обучение у Джакомо Коста , пригласившего Никколо играть в соборе Сан Лоренцо, капельмейстером которого он был . Неизвестно, посещал ли Паганини школу, возможно читать и писать он научился позднее. В его письмах, написанных в зрелом возрасте, встречаются орфографические ошибки, однако он обладал некоторыми познаниями в литературе, истории, мифологии .

Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию) Никколо дал 31 июля 1795 года в генуэзском театре Сант-Агостино. Сборы от него предназначались на поездку Паганини в Парму для обучения у знаменитого скрипача и преподавателя Алессандро Ролла . В концерт было включено сочинение Никколо «Вариации на тему Карманьолы » , вещь, которая не могла не понравиться генуэзской публике, в то время настроенной профранцузски . В этом же году меценат маркиз Джан Карло Ди Негро отвёз Никколо и его отца во Флоренцию . Здесь мальчик исполнил свои «Вариации…» скрипачу Сальваторе Тинти, который, по словам первого биографа музыканта Конестабиле, был поражён невероятным мастерством юного музыканта . Концерт, данный Никколо во флорентийском театре, позволил собрать недостающие средства для поездки в Парму. В тот день, когда отец и сын Паганини посетили Ролла, последний был болен и не собирался никого принимать. В комнате рядом со спальней больного на столе лежали ноты концерта, написанного Ролла, и скрипка. Никколо взял инструмент и сыграл с листа произведение, созданное накануне. Удивлённый Ролла вышел к гостям и, увидев, что его концерт играет мальчик, заявил, что уже не может ничему научить его. По словам композитора, Паганини следовало обратиться за консультациями к Фердинандо Паэру (Ferdinando Paer) . Паэр, занятый постановками опер не только в Парме, но и во Флоренции и Венеции , не имея времени для уроков, рекомендовал юного скрипача виолончелисту Гаспаре Гиретти. Гиретти давал Паганини уроки гармонии и контрапункта, в пору этих занятий Никколо под руководством учителя сочинил, используя лишь перо и чернила, «24 четырёхголосные фуги». Осенью 1796 года Никколо возвратился в Геную. Здесь, в доме маркиза Ди Негро, Паганини исполнил по просьбе находившегося в концертном турне Родольфа Крейцера с листа сложнейшие пьесы. Знаменитый скрипач был поражён и «предсказал необычайную славу этому юноше» .

Начало самостоятельной карьеры. Лукка

1808-1812 годы. Турин, Флоренция

Заграничные гастроли

Около 1813 года музыкант присутствовал в «Ла Скала» на одном из представлений балета Вигано -Зюсмайера «Орех Беневенто ». Вдохновившись сценой безудержной пляски колдуний, поразившей его воображение, Паганини написал сочинение, ставшее одним из самых знаменитых в его творчестве - «Ведьмы», вариации на тему балета «Орех Беневенто» для скрипки с оркестром (Вариации на четвёртой струне).

Премьера произведения состоялась на его сольном концерте в «Ла Скала» 29 октября 1813 года . Миланский корреспондент лейпцигской музыкальной газеты сообщил, что публика была глубоко потрясена: вариации на четвёртой струне настолько изумили всех, что музыкант повторил их по настоятельному требованию публики. Вслед за тем Паганини в течение шести недель дал одиннадцать концертов в «Ла Скала» и в театре «Каркано », и вариации под названием «Ведьмы» имели неизменно особый успех .

Слава Паганини возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. Музыкант везде пользовался огромной популярностью. В Германии он купил титул барона , который передавался по наследству.

В возрасте 34 лет Паганини увлёкся 22-летней певицей Антонией Бьянки, которой он помогал с подготовкой сольного выступления. В 1825 у Никколо и Антонии родился сын Ахилл. В 1828 году музыкант расстался с Антонией, добившись единоличной опеки над сыном.

Много работая, Паганини давал концерты один за другим. Желая обеспечить сыну достойное будущее, он запрашивал себе огромные гонорары, так что после смерти его наследство составило несколько миллионов франков [ ] .

Постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта. В сентябре 1834 года Паганини решил закончить свою концертную карьеру и вернулся в Геную. Он постоянно болел, однако в конце декабря 1836 года выступил в Ницце с тремя концертами.

На протяжении всей жизни у Паганини было множество хронических заболеваний. Хотя никаких определенных медицинских доказательств не существует, есть мнение, что у него был синдром Марфана . Несмотря на то, что скрипач прибегал к помощи именитых врачей, он не мог избавиться от недугов. В октябре 1839 года больной и в чрезвычайно нервном состоянии, Паганини в последний раз приехал в родную Геную.

Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки.