Исследование: художники становятся знаменитыми благодаря друзьям, а не таланту. Исследование: художники становятся знаменитыми благодаря друзьям, а не таланту Кто ты без своей выставки

Как стать известным художником? Честно скажу - никак. Даже если вы потратите все свои силы, выучитесь во всех художественных вузах, поставите все свечки в храмах и загадаете все возможные желания, то все равно ничего не получится, как бы грустно это ни звучало. Арт-мир жесток, и в нем нужно уметь выживать. Первый совет, который можно услышать от любого арт-деятеля, будь он галеристом, куратором или даже известным художником, - не становитесь художником, если можете делать хоть что-то еще. 99% людей не способны ничего добиться и в итоге или умирают в нищете, или бросают свою художественную практику. Я вас обнадежил? Легче выиграть миллион долларов в лотерею, чем стать успешным в арт-мире. Но помимо 99% есть еще 1%, у которых все получается, у них есть те секретные знания, которыми они пользуются. Все это, разумеется, - прописные истины: упорный труд, бесконечная работа над социальным капиталом, бессонные ночи, миллионы улыбок через силу и миллиарды вырванных волос - вот что вам нужно, чтобы стать успешным в арт-мире.

Генри Мур

Игра на публичном поле

Говорят, что на войне все способы хороши. Вот так и в арт-мире. Первое, с чем нужно определиться: готовы ли вы выходить в публичное поле. Если нет - сидите дома, рисуйте свои картинки, лепите причудливые фигурки и никому не показывайте их, пусть это будет вашим творческим порывом в перерыве между «свободной кассой» в «Макдональдсе» или очередным квартальным отчетом в офисе, не более.

Если же вы хотите славы, известности, показывать свои работы миру, нести все хорошее/плохое/разное в массы, то вам в помощь «социальный капитал». Его, правда, сначала нужно еще заработать: идти и знакомиться с художниками, кураторами, любыми людьми из арт-мира, быть интересным им и интересоваться ими. Не по напоминанию в телефоне - а искренне. Ваше общение напрямую будет конвертироваться в ваши успехи, тут все работает, как в любом другом бизнесе: сумели показать ваши работы нужному человеку - и повезло, не повезло - идем дальше.

Сизифова учеба

Нужно идти учиться, без этого невозможно. Кстати, после учебы вы сможете разочароваться в том, что делаете, скорее всего, даже впадете в депрессию, так как карьера у вашего одногруппника будет складываться лучше, и вот у него уже музейные выставки, а вас даже в отчетную выпускную выставку не взяли, никто вас не замечает и далее по кругу. Возможно, комментарии преподавателей вообще убьют желание заниматься искусством (очень на это надеюсь).

С другой стороны, именно учеба может как раз нарастить тот самый социальный капитал, о котором так много все постоянно говорят: помимо знакомства со средой, учеба в арт-школе поможет сформулировать четче свой художественный «стейтмент» (он же artist statement, фактически краткое описание художественной деятельности и самого интереса в художественной практике), да и критика, которая будет идти со стороны учителей, не помешает. Возможно, после ИПСИ, «Школы Родченко», «Британки», «Базы» и чего-то еще (неужели «Голдсмитс»?), завершив студенческую фазу, вы станете уже состоявшимся художником. Шансы этого: 0,0000.....1%.

Джеймс Фитон

Личная резиденция

Предположим, что годы учебы, депрессий и прочих страданий не отбили желание заниматься художественной практикой, тогда дальше появляется следующий, но в целом достаточно стандартный совет - искать различные художественные резиденции, желательно не в России. Их множество, нужно только найти.

Резиденции существуют для различных задач: в одних из них художник просто неспешно ищет вдохновение для новой серии работ, другие предназначены для реализации заранее обговоренного проекта в рамках конкретной заданной кураторами темы, еще одни служат серьезным шагом на пути в институализации и повышении международной известности художника - и заканчиваются полноценной выставкой. Есть резиденции длиной в неделю, есть те, что длятся пару лет. Есть они по всему миру - в Китае, Монголии, Бразилии, в сотнях мест по всей Европе и Америке. Часть из них требует вложений как за саму подачу заявки (20–45 долларов), так и за участие в резиденции (до 6 000 долларов) плюс покрытия затрат на проживание или билет на самолет, но, к счастью, есть и абсолютно бесплатные.

Кстати, не думайте, что вас с легкостью возьмут, ждите сотни отказов, особенно в те, где дают гранты на обучение. За год в галерее мы подали больше сотни заявок в резиденции для одного художника моей галереи и получили только пять положительных ответов, а в итоге он уехал на год учиться в престижную резиденцию Jan van Eyck Academy в Нидерландах, которая не только покрывает затраты на переезд и проживание, но и художественные материалы.

Даст ли эта резиденция что-то художнику? Покажет время, может быть, он ни с кем там не познакомится и все будет впустую, а может, его год там завершится чередой музейных выставок, важных для карьеры. Кстати, после резиденции у вас снова может случиться депрессия: схема старая - все вокруг будут успешнее и активнее, да еще и кураторы будут обходить вас стороной.

Кто ты без своей выставки

Без выставок вы не художник. Как получить выставку в галерее? Сидя дома и медитируя на инстаграм - никак. Работая спам-машиной - тоже никак. Донимая куратора и галеристов - десять раз никак. Должно просто все совпасть. То ли социальный капитал накопленный наконец-то «выстрелит», то ли вдруг не забудете на опен-колл отправить вовремя заявку и ее из сотни заметят. Или просто понравитесь кому-то из арт-мира как человек, и он сам попросит показать вас портфолио. Тут важно как минимум завести свою страницу в инстаграм, которая, конечно, всегда под рукой, где будете выкладывать свои работы, сделать сайт (с современными технологиями и конструкторами сайтов это очень просто), наконец - сверстать портфолио, которое не будет весить 25 мегабайт, а максимум 2 - и только не архивируйте его, экономьте чужое и свое время: никто не будет открывать архивы и скачивать большие файлы.

А про выставки: если вас никуда не берут, объединяйтесь с другими художниками, устраивайте домашние выставки, делайте акции, всячески привлекайте внимание. В эпоху клипового мышления и переизбытка информации вам просто необходимо быть активными. И, кстати, не соглашайтесь на все подряд, если вам уже предложили участвовать в выставке, смотрите, кто будет рядом с вами, что за художники, какая галерея или институция устраивает мероприятие, не все может сыграть вам на руку, лучше ничего, чем оказаться в плохой компании.

Мой последний совет. Вам надо понять, готовы ли вы рискнуть всем и попытаться попасть в тот 1% успешных художников или потратить все свои силы на непонятно что и в итоге разочароваться? Готовы ли вы убиваться день и ночь, знакомиться с людьми, которые вам могут быть не очень приятны, стоить карьеру, добиваться выставок, учить языки, подавать заявки в резиденции, делать рутинную работу, при этом не забывать делать свои творческие проекты (и эти проекты никак не должны быть связаны с конъюнктурой рынка и желанием заработать)? Если ответ «да», то добро пожаловать в прекрасный мир искусства, хотя вас тут совсем не ждут. Но кто хотя бы раз в жизни не открывал дверь ногой?

Молодой, но уже снискавший славу российский художник поделился ценными советами о том, как построить карьеру в сфере искусства. Рекомендации известного живописца пригодятся всем, кто хочет не просто писать картины «в стол», для себя и близких, а стать настоящим мастером своего дела с приобретением таких приятных бонусов, как популярность и богатство.

Итак, какие же шаги следует предпринять начинающему художнику?

Путь к звездному Олимпу тернист и требует большой самоотдачи. Мы поинтересовались у Алексея, каким он видит план работы по достижению народного признания.

Прежде всего, говорит художник, необходимо систематически создавать новые произведения и тренироваться в том направлении, которое максимально привлекает вас.

Вдохновение - это замечательный стимул для творчества, однако не нужно забывать и о рутинном труде, ведь оттачивание навыков происходит постепенно.

В этой связи важно отметить терпимую и ровную реакцию на возможную критику со стороны окружающих, особенно если она исходит от настоящих экспертов. Кропотливое отношение к работе, желание совершенствоваться обязательно проявят себя на практике.

Для себя из собственного опыта я сделал важный вывод: у любого художника должно быть накоплено хорошее портфолио, из которого галеристы и организаторы выставок смогут выбрать наиболее понравившиеся им картины, рисунки и плакаты. Если вам есть что предложить куратору или менеджеру мероприятия, это будет существенным плюсом, так как возникает вероятность того, что на ваши произведения обратит внимание состоятельный коллекционер.

Значимым слагаемым будущего успеха может выступить и ваш индивидуальный стиль в живописи. Необходимо делать особый акцент на данном аспекте, ведь узнаваемый почерк художника заставляет зрителей выделить конкретного автора из серой безликой массы, мгновенно вспомнить его имя и ассоциировать именно этого человека с яркими, выдающимися работами, чьи названия у всех на слуху.

Опять-таки, для преуспевающих ценителей искусства ваша раcкрученность тоже является фактором, склоняющим их к покупке вашей картины, что приносит художнику двойную выгоду - имя превращается в бренд, а прибыль от продажи произведений выводит творца на новый коммерческий уровень. Алексей, в чьем послужном списке уже есть сделки с коллекционерами из Forbes, говорит:

«Везение, профессионализм и неординарность художника способны стать вашим счастливым шансом на получение известности, ввиду того, что каждое арт-приобретение миллиардеров широко освещается прессой».

Нелишним будет отметить необходимость иметь персональный сайт, где ваши работы быстрее будут найдены и оценены коллегами по цеху, поклонниками и теми, кто пожелает их выкупить, либо сделать заказ. Алексей Зимин уверен, что современный художник находится в более привилегированном положении, чем творцы прежних эпох, потому что сегодня вы можете арендовать платный хостинг и запустить собственный сайт.

Всем, кто хочет посвятить жизнь творчеству, художник дает напутственную рекомендацию: дерзайте и не бойтесь трудностей, усердно работайте над техникой и манерой письма, принимайте участие в выставках, занимайтесь промоушеном своих произведений и уверенно держите цены на них, тем более, если вашими картинами заинтересовались акулы бизнеса, у которых сильно развито чутье на по-настоящему перспективных авторов.

Быть успешным – желание многих людей, не зря же такими тиражами расходятся книги Д. Карнеги, Н. Хилла и многих других авторов, пишущих о способах достижения богатства и признания окружающих. Ведь материальное благополучие, возможность заниматься любимым делом, слава – непременные составляющие успеха и счастья.

Художники – особые люди, они видят мир иначе, их самовыражение в творчестве приносит им удовлетворение, но часто это ремесло не обеспечивает заработка, способного покрыть расходы на простейшие нужды. Как стать успешным художником, мастером, чтобы не только творить, но и зарабатывать?

Терпение и труд все перетрут

Прежде всего необходимо быть хорошим профессионалом. Это значит, что нужно работать над техникой рисования всегда, непрестанно совершенствуя и оттачивая свое мастерство. Даже если есть любимая техника рисования, инструменты и сюжеты, стоит отводить некоторое время на работу другого плана: менять кисти на карандаши, классическую манеру на модерн или сюрреализм, занятия в студии – на пленэр.

Общение с собратьями по ремеслу также способствует развитию: художник-одиночка может быть невероятно талантлив, но для того, чтобы узнать вкус успеха при жизни, надо знать модные тенденции. Иметь возможность сравнивать свои работы не только с гениями прошлого, но и с современниками. К тому же критика посторонних людей поможет обратить внимание на недостатки своих произведений. Похвала и высокая оценка придадут веры и сил, чтобы двигаться дальше, даже если в начале творческого пути не все идет гладко.

Нужно писать от души. Это значит, что сюжеты и темы картин должны нравиться, волновать, быть интересными самому художнику. Как бы мистически это ни звучало, но только полотно, в которое вложена душа художника, способно исторгать восторг у зрителей. Поэтому не стоит «наступать на горло собственной песне» и писать только то, за что платят. Картины, написанные «для себя», обязательно найдут своего ценителя и покупателя.

Практичность и художник – два несовместных понятия?

Принято считать, что творческим людям чужда меркантильность. Поэтому многие великие художники при жизни были бедны, хотя их произведения впоследствии оценивались в огромные суммы и становились достоянием мировой культуры. Однако некоторые знаменитости смогли при жизни получить заслуженные лавры и финансовое благополучие (Пикассо, Дали и др.). Их пример позволяет утверждать, что, соблюдая некоторые простые правила, можно стать успешным и знаменитым художником, конечно, при условии наличия таланта. Для это вам понадобятся:

  1. Портфолио. Свои картины стоит хранить не только в студии. Полезно сделать альбом с изображениями хорошего качества своих работ. Он может быть типографским или на флеш-карте;
  2. Выставки. Для того чтобы работы увидело как можно больше людей, нужно участвовать в выставках, поэтому членство в каком-нибудь профессиональном союзе художников очень важно для развития успеха. Ведь именно такие сообщества часто организуют выставки картин с привлечением к ним зрителей через СМИ;
  3. Галереи. Многие великие художники начинали с того, что предлагали свои картины в галереи. При известной настойчивости (и качестве произведений, конечно), рано или поздно хотя бы одна картина будет принята, а значит, сделан еще один шаг на пути к признанию и успеху;
  4. Продажа. В наше время свои картины можно продавать не только на развалах и в сувенирных лавках. Интернет охватывает большую аудиторию, чем магазин, поэтому стоит предлагать произведения на специализированных сайтах или открыть свой интернет-магазин;
  5. Продажа или дарение своих картин известным людям, организациям. Благодаря тому, что такие подарки освещаются прессой, имя художника становится известным. А это обстоятельство побудит галерею или учредителей будущих выставок более благосклонно отнестись к участию в них уже достаточно именитого художника.


Если ваша тонкая натура не позволяет заниматься маркетингом, то стоит обратиться к арт-дилерам. Подробный договор с профессиональным торговцем картин позволит вам не отвлекаться на продвижение и продажу, а сосредоточить все силы на творчестве.

А как считаете Вы, какие люди зачастую становятся успешными художниками? Поделитесь своим мнением, а возможно опытом в комментариях к данной статье.

Удачи вам и до встречи в следующей статье.

Чтобы стать профессиональным художником, необходим талант, дисциплина, готовность жертвовать и прикладывать усилия. Вам необходимо научиться рисовать, формировать концепцию и научиться непосредственному наблюдению.

Шаги

    Обучайтесь! Даже если у вас есть особый талант к изобразительному искусству, его нужно развивать, а вам все-равно есть куда расти.

    Найдите ваши слабые стороны и полностью сконцентрируйтесь на их улучшении! Например, если вы портретист, но не умеете рисовать ступни, то вам необходимо рисовать их, пока не научитесь.

    Исследуйте то, что рисуете. Даже воображаемые объекты нужно рисовать, опираясь на память и знания. Научный и структурный подход - это ключ к правильному изображению вымышленных объектов.

    Развивайте свой стиль. Перед тем, как приступать к написанию картины, узнайте, из каких элементов и как создается стиль. У всего, что вы изображаете, должна быть умышленная цель.

    Начните с простых линий и набросков. Вначале все должно состоять из простых фигур, расположенных внутри композиции. Перед тем, как создавать финальную, законченную картину, нужно сделать несколько грубых набросков.

    Разогрейтесь! Перед тем, как создать настоящее произведение искусства, вам нужно разогреться! Первые рисунки будут не так хороши, как последние. Вам нужно войти в поток!

    Обратите пристальное внимание композиции. Первый этап рисования грубых набросков как раз для этого и нужен. Края картины не должны отвлекать внимание от главных объектов, а взгляд зрителя должен скользить так, как вы и задумали.

    Цвета должны быть красивыми. Почитайте об устройстве глаза и света. Смотрите на фотографии, но не копируйте их. Разберитесь с температурой цвета и цветами теней. Изучите теорию цвета!

    Уделяйте внимание качеству инструментов. Несмотря на мнение, что хороший художник может сделать шедевр из любых материалов, вам стоить купить самые лучшие и самые подходящие (и, к сожалению, самые дорогие) принадлежности. Ведь, в конце концов, вы хотите стать профессионалом, не так ли? А разве профессионал не будет пользоваться качественными инструментами?

    В картине должны быть только самые необходимые детали. Всякие декоративные элементы будут только отвлекать внимание. С помощью разнообразия деталей можно сделать акцент на одной из них.

    Чем больше подготовительных и грубых набросков, тем лучше будет финальная картина.

    Если картина получилось удачной, люди должны знать, кто ее нарисовал. Если нет - никому ее не показывайте. В действительности, профессиональные художники создают небольшое количество шедевров, по сравнению с огромной кучей неудачных картин, созданных в процессе. Никогда не выбрасывайте старые или неудачные картины - они будут отличным мотиватором. Аккуратно храните все картины, чтобы вы позже могли посмотреть на них и увидеть свой прогресс. Это особенно помогает, когда у вас плохое настроение. А если вы не сможете сами выбраться из депрессии (которая неизбежно случается у творческих людей - это наш общий комплекс), то вы никогда не станете профессионалом.

    Экспериментируйте и проявляйте себя. Художник, продающий произведение искусства, в конечном счете, продает часть себя. Пусть смешиваются краски, пусть течет творческий поток, если вы так чувствуете. Доверяйте своим талантам и чувствам.

    Живопись

    1. Изучите инструменты, начиная с основ смешивания красок, растягивания холстов, создания палитры и до создания законченной работы. Обрамление и матирование можно заказать у профессионала, но это серьезно увеличит стоимость вашей работы и повлияет на успешность продажи картины.

      Создайте себе портфолио и постоянно обновляйте его вашими лучшими работами. Ищите торговцев картинами, посредников и людей, которые захотят выставить ваши работы. Библиотеки, рестораны, гостиницы и другие публичные места будут рады выставить ваши работы, если они подходящего уровня и соответствуют атмосфере места.

    Изобразительное искусство и компьютер

      Для того чтобы успешно работать в этом направление, необходимо долго учиться, вкладывать деньги в аппаратное и программное обеспечение и иметь острый нюх на продаваемые работы.

    1. Подумайте, что вы любите в тех картинах, которые вы видели.
    2. Искусство служит интеллектуальным потребностям, оно должно удовлетворять жажду размышлений.
    3. Теплые цвета притягивают, а холодные отталкивают.
    4. Прежде чем вкладывать свое время и деньги в создание картины, тщательно исследуйте рынок и выгодность работы.
    5. В картинах сценам с теплыми цветами необходимы холодные тени, а сценам с холодными цветами - теплые тени.
    6. Ищите уникальные пути продажи и выставления своих работ.
    7. Светлые участки выступают вперед, а темные - назад.
    8. Чем больше разнообразных стилей, инструментов и форм вы знаете, тем больше от них пользы.
    9. Найдите старые книги о перспективе (много старых хороших книг уже не издается). В них хранится большое количество информации, неизвестной многим художником по причине их лени.
    10. Предупреждения

    • Изучите анатомию. Люди всегда замечают анатомические ошибки, а самая простая причина таких ошибок - незнание анатомии.
    • Знайте свои слабые стороны. Сохраняйте контакты людей, которых вы можете порекомендовать клиенту, чей заказ вы не способны выполнить сами.
    • Не показывайте людям свои неудачные работы! Потенциальный заказчик выбросит ваше портфолио в окно, если увидит плохую работу.
    • Учитесь срисовывать. Если вы не можете нарисовать что-то, то вам просто необходимо внимательно рассмотреть этот объект.
    • Учитесь у лучших, они успешно справляются со всеми неудачами.

В 2012 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла выставка о рождении абстракционизма. «Изобретая абстракцию: 1910–1925» продемонстрировала радикальный уход более 80 художников от традиций изобразительного искусства. В самом начале посетителям показали интерактивную сеть, которая показывала, знакомы ли художники друг с другом. Познакомиться с ней можно онлайн . В центре сети находятся Пабло Пикассо и Василий Кандинский – художники с наибольшими связями.

Одним из кураторов выставки была Лия Дикерман (ныне директор музея по редакционной стратегии). Именно она предложила идею такой сети, вдохновившись курсом в Колумбийской школе. Профессор Пол Ингрэм рассказывал кураторам, как использовать профессиональные знакомства для достижения успеха.

Ингрэм помог разработать раннюю итерацию сети первых пионеров абстракции, а позже организовал исследование. Ингрэм и его коллега Митали Банерджи использовали информацию выставки, чтобы понять: какую роль талант и связи играют для художников. Результаты они представили в работе 2018 года .

Исследование

Ингрэм и Банерджи начали свое исследование с количественной оценки славы, креативности и социальной сети художников в «Изобретая абстракцию». Чтобы определить известность каждого художника, они обратились к базе данных Google.

Поскольку большинство художников-абстракционистов жили в США и Франции, исследователи записали количество упоминаний в исторических текстах на английском и французском. Известность они рассматривали как упоминаемость вне своих социальных кругов. «Если о тебе пишут, значит ты известен», – уточняет Ингрэм.

Чтобы определить круг общения, они прибегли к исследованию Музея современного искусства. Отталкиваясь от биографии и писем художников, авторы определяли социальные связи. Учитывали также национальность, пол, возраст и школы, где учились художники. По словам Игрэма, они не брали в учёт выставки и рынок работ. Однако в будущем исследование Банерджи охватит и этот фрагмент.

Наиболее сложным было определение «креативности» работ абстракционистов. Для этого Ингрэм и Банерджи использовали два метода. Во-первых, они использовали для анализа и оценки креативности искусства. Программа оценила, насколько уникальны работы по сравнению с набором произведений XIX века.

Также Ингрэм и Банерджи попросили четверых искусствоведов оценить те же картины. Исследователи были приятно удивлены тем, что машина и люди давали высокие оценки одним и тем же художникам.

Что обнаружили

Предыдущие исследования показали, что существует связь между талантом и славой. Напротив, Ингрэм и Банерджи обнаружили, что между этими художниками такой корреляции не было. Главным фактором для абстракционистов стала богатая сеть знакомств. Чем больше и разнообразнее была сеть знакомств, тем известнее будет художник, несмотря на креативность их работ.

Самым важным предсказателем славы художника стала сеть знакомств из разных стран. Ингрэм считает, что художники были космополитами и имели возможность развивать идеи, вдохновленные иностранными культурами. «Центральным звеном сети», добавляет Ингрэм, был Кандинский. Ещё одна важная деталь: известность кореллирует с возрастом. Вероятно так вышло потому, что старшие художники уже были известны, когда появился абстракционизм.

А вот с талантом исследователи попали впросак. Ни компьютер, ни оценки экспертов не являются показателями известности художника. Другими словами, талантливый художник не обязательно будет известным.

«Эта работа привела к важному выводу: сети знакомств важны не только для распространения идей. Чем популярнее ты в кругу коллег, тем известнее и у остальных людей».

Что это означает

В современной среде выводы Ингрэма и Банерджи не вызывают удивления. Мы вынуждены постоянно встречаться с новыми людьми и расширять круг знакомств в профессиональной сфере. Тем не менее, эта работа напоминает – мы не станем знаменитыми в вакууме.

Чтобы проиллюстрировать результаты, исследователи привели пример двух художниц – Ванессы Белл и Сюзанны Дюшан. Происхождение, наличие известных родственников (Вирджиния Вульф и Марсель Дюшан, соответственно) и талант – всё это совпадает. Тем не менее, Белл более известна. Почему так?

«Ванесса входила в группу Блумсбери, а Сюзанна – в общество дадаистов. Тем не менее, круг общения Дюшан на дадаистах и заканчивался. Напротив, социальный мир Ванессы Белл охватывал группу Блумсбери, группу художников, которые входили в Лондонскую группу, и т.д. В конечном счете, более разнообразный знакомств круг Белл коррелирует с ее известностью».

И хотя исследование было сосредоточено на специфическом направлении столетней давности, Ингрэм предсказывает: результаты звучат правдоподобно для современных художников.