Гомер, "Илиада": главные герои и их характеристика. Главные герои и их характеристика в повести «Детство» (Л. Толстой) Герои и их краткая характеристика

Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.

Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.

Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

Карл Иванович

Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом. Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией. Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

Папа

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Инструкция

Характеристика героев может быть двух видов: индивидуальная и сравнительная. Если вам нужно составить индивидуальную характеристику героя, начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь в произведении. Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя. Расскажите о социальном положении героя. Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер. Например, Евгений Онегин рос в среде светского общества, что отразилось на его характере, образе жизни, отношении к женщинам. Вы знаете, что ему наскучила светская жизнь, надоели красавицы из высшего общества, пустое . Поэтому он увлекся Татьяной Лариной, так не похожей на них.

Подробно опишите в характеристике героя, одежду, внешний вид, манеру поведения. Обычно манеры или какие-то необычные черты во внешности героя являются средством раскрытия характера. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в "Герой " подчеркивает во внешности Печорина противоречия: стройный, тонкий стан и широкие плечи, что доказывало крепкое сложение. Это помогает нам понять поступки героя, тоже противоречивые, неоднозначные.

Поступки героя, безусловно, необходимо описать в характеристике. Например, Печорин во время вздрагивал от шума ставен, но не боялся ходить на кабана. Особенности речи героя - важная составляющая характеристики героя. Так, любезно-сентиментальное отношение Манилова, героя произведения Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души", раскрывается в его речи: "Я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы".

Составляя характеристику героя, обратите внимание на мировоззрение персонажа, круг его интересов. Например, Пьер Безухов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" является ищущим свой жизненный путь человеком. Автор описывает его поиски и душевные кризисы. Пьер проходит путь от увлеченности идеями Наполеона до осознания того, что народ является движущей силой истории. Образ Пьера показан в развитии. Если вы составляете характеристику этого героя, обязательно опишите его поиски жизненного пути.

Можно также отметить отношение автора к своему герою, если это просматривается в произведении. Например, если вы составляете характеристику Татьяны Лариной, героини романа Пушкина "Евгений Онегин", отметьте доброе, искреннее, бережное отношение к ней автора. "Татьяна, милая Татьяна...", - пишет А.С. Пушкин.

Сравнительная характеристика позволяет нам понять героя через сопоставление. Например, характеризовать Жилина, героя произведения Льва Николаевича Толстого "Кавказский пленник", необходимо через сопоставление с другим героем, Костылиным. Это позволит вам глубже осмыслить поступки героя и отразить в характеристике. В заключении характеристики вы можете написать и свое отношение к герою.

Источники:

  • Характеристика литературного героя

Характеристика героя - достаточно распространенная форма проверки понимания текста или темы в целом. Такое задание вы можете получить на занятиях по литературе, литературному и лингвистическому анализам, а также на занятиях по иностранным языкам.

Инструкция

Охарактеризовать можно только такого героя, которого хорошо знаешь. Поэтому вам нужно в первую очередь как можно подробнее ознакомиться с содержанием того художественного произведения, по которому вам задали задание. Вам нужно разобраться с деталями и попытаться понять подтекст этого произведения. Также нельзя характеризовать героя в отрыве от других героев: все они тесно связаны и влияют друг на друга по мере развития сюжета.

Характеристику героя подчас не нужно выискивать в подтексте. В тексте присутствуют так называемые прямые характеристики: то, как отзывается о своем герое автор, как описывает его, и то, как отзываются о нём другие герои. Всё это нужно учитывать, когда дается персонажа. Ваш ответ по герою - это не просто ваши личные впечатления и выводы.

Сложнее найти в тексте и описать в связном тексте косвенные характеристики. Это - те выводы, которые может сделать достаточно читатель, ознакомившись с поступками героя и его . Здесь уже нужно более глубокое понимание . Никто уже не скажет: этот - красивый, этот - вежливый, а тот - груб с женщинами. Вам придется искать всё это самим и облекать в , подбирая наиболее подходящие эпитеты и развернутые характеристики.

Можно и выходить за рамки анализа какого-то одного произведения. Проследите развитие порученного вами образа в веках: может быть, по этой книги были сняты фильмы или мультфильмы, может быть, этот же персонаж появлялся в других литературных произведениях. Конечно, это более глубокий анализ персонажа, более глубокое понимание произведения, и выполнение такой работы требует времени и старания, но и характеристика в конечном итоге получится более полной.

Видео по теме

Характеристика героя подразумевает составление как можно более полного его описания. Задача автора характеристики – систематизировать и обобщить информацию о герое, сделать из нее выводы. Такая работа покажет не только аналитические способности, а также мыслительные и речевые навыки пишущего.

Вам понадобится

  • - произведение, героя которого описываете;
  • - критическая литература о произведении;
  • - информация о постановках по данному произведению и иллюстрациях к нему.

Инструкция

Начните характеристику с того, как в произведении читатели знакомятся с героем. В каких условиях он появляется, какое создается впечатление при знакомстве с ним и какими художественными приемами пользуется при этом автор. Хорошим вступлением будет информация о прототипе героя, о том, как автору

В романе «Война и мир» Лев Толстой передал авторское видение нравов, состояние мыслей и мировоззрение передовой прослойки русского общества в начале XIX века. Проблемы государства возникают вследствие великих мировых событий и становятся заботой каждого сознательного гражданина. Главные герои романа «Война мир» являются представителями влиятельных семей при дворе императора.

Андрей Болконский

Образ русского патриота, павшего в борьбе с французскими оккупантами. Его не манит тихая семейная жизнь, светские приемы и балы. Офицер берет участие в каждой военной кампании Александра I. Муж племянницы Кутузова, он становится адъютантом прославленного генерала.

В Шенбергском сражении поднимает в атаку солдат, неся упавшее знамя, как настоящий герой. В битве под Аустерлицем Болконский получает ранение и попадает в плен, освобожден Наполеоном. В Бородинском сражении осколок снаряда попадает в живот храброму воину. Половник скончался в муках на руках любимой девушки.

Толстой показал человека, жизненными приоритетами которого являются государственный долг, военная доблесть и честь мундира. Представители русской аристократии всегда были носителями моральных ценностей монархической власти.

Наташа Ростова

Юная графиня росла в роскоши, окруженная родительской заботой. Дворянское воспитание и прекрасное образование могло обеспечить девушке выгодную партию, веселую жизнь в высшем свете общества. Война изменила беззаботную Наташу, перенесшую потерю дорогих людей.

Выйдя замуж за Пьера Безухова, она стала многодетной матерью, нашедшей покой в семейных заботах. Лев Толстой создал положительный образ русской дворянки, патриотки и хранительницы очага. Автор критически относится к тому, что родив четверых детей, Наташа перестала следить за собой. Автор хочет видеть женщину неувядающей, свежей и ухоженной на протяжении всей жизни.

Мария Болконская

Воспитанием княжны занимался отец, современник Потемкина и друг Кутузова, Николай Андреевич Болконский. Старый генерал придавал значение образованию, особенно изучению технических наук. Девушка знала геометрию и алгебру, много часов проводила за чтением книг.

Отец был строгим и предвзятым, изводил дочь уроками, именно так демонстрируя свою любовь и заботу. Марья принесла молодые годы в жертву старости родителя, была с ним рядом до последних его дней. Она заменила мать племяннику Николеньке, пытаясь окружить того родительской нежностью.

Свою судьбу Мария встретила во время войны в лице спасителя Николая Ростова. Их отношения развивались долго, оба не осмеливались сделать первый шаг. Кавалер был младше своей дамы, это смущало девушку. Княжна обладала большим наследством Болконских, что останавливало парня. У них получилась хорошая семья.

Пьер Безухов

Юноша получил образование за границей, вернуться в Россию ему позволили в двадцатилетнем возрасте. Высший свет принял молодого человека настороженно, потому что он был незаконнорожденный сын знатного вельможи. Однако перед кончиной отец просил царя признать Пьера законным наследником.

В один миг Безухов стал графом и владельцем огромного состояния. Неопытного, нерасторопного и доверчивого Пьера использовали в корыстных интригах, его быстро оженил на своей дочери князь Василий Курагин. Герою пришлось пройти через боль измен, унижение любовников жены, дуэль, масонство и пьянство.

Война очистила душу графа, избавила его от пустых мысленных мытарств, кардинально изменила мировоззрение. Пройдя сквозь огонь, плен и потерю дорогих людей, Безухов обрел смысл жизни в семейных ценностях, в идеях новых послевоенных политических реформ.

Илларион Михайлович Кутузов

Личность Кутузова является ключевой фигурой событий 1812 года, потому что он командовал армией, защищающей Москву. Лев Толстой в романе «Вона и мир» представил свое видение характера генерала, свою оценку его поступков и решений.

Командующий выглядит, как добрый толстый старик, который своим опытом и знанием ведения больших сражений пытается вывести Россию из сложной отступательной ситуации. Бородинская битва и сдача Москвы – это была хитрая военная комбинация, которая привела к победе над французской армией.

Автор описал прославленного Кутузова, как обычного человека, раба своих слабостей, у которого есть опыт и мудрость, накопленная за долгие годы жизни. Генерал является образцом командующего армией, который заботится о солдатах, переживает за их обмундирование, довольствие и сон.

Лев Толстой пытался через образ главных героев романа передать сложную судьбу представителей высшего общества России, которые пережили военную европейскую бурю начала XIX века. Тогда формировалось поколение декабристов, которые положат начало новым реформам, результатом станет отмена крепостного права.

Главной чертой, объединяющей всех героев, является патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к родителям.

Литература - это наше достояние. Именно ее мы обязаны благодарить за то, что с самого детства нам прививают нормы культуры, этикета. Но изучение данного предмета у школьников вызывает массу проблем, особенно если речь идет о сочинении. Наверняка каждому приходилось после прочтения литературного произведения писать анализ героя. Как это делать? С чего начать? Просто куча вопросов в голове. Именно поэтому предлагаем вам разобрать план характеристики Делать мы это будем на конкретных примерах. Обязательно рассмотрим и такой вид, как литературных героев. План и примеры мы обязательно приведем ниже.

С чего начать

Прежде чем переходить непосредственно к написанию сочинения, нужно разработать план характеристики литературного героя. Если нам не нужно его ни с кем сравнивать, то примерно он будет выглядеть так:

  • Вступление.
  • Пару слов об авторе и произведении.
  • Роль героя в предложенной работе и его общее описание.
  • Его взгляды на конкретные проблемы произведения.
  • Отношения с другими героями.
  • Заключение.

Сразу отметим, что первые два пункта можно совместить. Распространена практика - вступление посвящено произведению и его автору. Более ничего добавлять не стоит. Весь текст обязательно делите на смысловые абзацы. Так он легче воспринимается. Уделите свое внимание такому приему, как цитирование, это очень важно. Мы рассмотрели примерный план характеристики литературного героя, но как применять полученные знания на практике? Предлагаем применить вышесказанное на примере.

Пример

Для начала возьмем героя попроще и произведение, в котором четко определены все проблемы. Предлагаем знаменитый рассказ «Муму», написанный величайшим автором Иваном Сергеевичем Тургеневым. Конечно, возьмем главного героя. План характеристики героя литературного произведения, в нашем случае Герасима из рассказа «Муму», будет выглядеть следующим образом:

  1. Вступление.
  2. Внешность героя.
  3. Личность и характер.
  4. Заключение.

Можно на ваше усмотрение добавить еще пункты, но мы остановимся на этом. Внимательно обдумывайте все части, когда вы составили план характеристики литературного героя, от него лучше не отклоняться, а строго идти по порядку. Здесь будем писать кратко, по самому минимуму.

Вступление

Рассказ «Муму» Ивана Сергеевича - это не совсем выдумка, герои Герасим, Капитон, барыня - это все реальные люди, проживающие в лутовинском имении.

Тургенев не просто пересказал произошедшую историю с дворником и его собакой, но и наделил ее еще большим смыслом. Рассказ сразу был воспринят как антикрепостнический, вызывал потрясающее впечатление.

Внешность

Если посмотреть на план составления характеристики литературного героя, то можем заметить следующий пункт, посвященный внешнему обличию человека. Наиболее интересная и трудоемкая часть работы. Предлагаем вам больше обращаться к тексту, вставлять как можно больше цитат.

Как нам показывает Герасима автор: это серьезный и строгий немой дворник, принадлежащий барыне, которая по своей натуре самодурка. Иван Сергеевич называет его настоящим русским богатырем, ведь он невероятно силен и ростом без пяти сантиметров два метра.

Личность

Из строк произведения становится понятно, что Герасим - это трудолюбивый и ответственный человек, обладающий крепким физическим телом. Он необычен, что подтверждается строками: «...Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим...».

Еще одна отличительная черта нашего героя - уединенность, так как был одинок всю свою жизнь, не любил, чтобы к нему приходили, жил отдельно от братьев. Очень любит деревню, предпочитает ее городу. Так он рос отчужденно всю жизнь из-за своего недуга (Герасим от рождения немой) и вырос сильным и выносливым богатырем, подобно могучему дереву.

Он очень уважаемый человек, достойный, знает свои права и обязанности.

Заключение

В данном пункте необходимо подвести итоги сочинения.

Очень интересен поступок дворника, зачем он утопил так полюбившегося ему щенка? Он был единственным живым существом, которое отвечало ему взаимностью. Этот поступок можно трактовать так - протест против крепостничества. И.С. Аксаков трактовал следующим образом: "Герасим - это олицетворение всего русского народа, сильного духом и физически, отличающегося непостижимой кротостью".

Сюжеты известных произведений «Илиада» и «Одиссея» взяты из общего сборника эпических сказаний о Троянской войне. И каждая из этих двух поэм представляет собой небольшую зарисовку из более обширного цикла. Основная стихия, в которой действуют персонажи произведения «Илиада» - это война, изображающаяся не в виде столкновения народных масс, а как действия отдельно взятых персонажей.

Ахилл

Главным героем «Илиады» является Ахилл - молодой герой, сын Пелея и богини моря Фетиды. Слово «Ахилл» переводится как «быстроногий, подобный богу». Ахилл является центральным персонажем произведения. У него цельный и благородный характер, который олицетворяет настоящую доблесть, как ее понимали тогда греки. Для Ахилла нет ничего выше, чем долг и честь. Он готов отомстить за смерть своего друга, пожертвовав собственной жизнью. При этом Ахиллу чужды двуличие и хитрость. Несмотря на свою честность и искренность, он выступает как нетерпеливый и очень вспыльчивый герой. Он проявляет чувствительность в вопросах чести - несмотря на серьезные последствия для войска, он отказывается продолжать сражение из-за нанесенной ему обиды. В жизни Ахилла совпадает веление небес и страсти его собственного бытия. Герой мечтает о славе, и ради этого он также оказывается готовым пожертвовать собственной жизнью.

Противоборство в душе главного героя

Ахилл, главный герой «Илиады», привык повелевать и управлять, так как сознает свою силу. Он готов уничтожить на месте Агамемнона, который посмел его оскорбить. И гнев Ахилла проявляется в самых разных формах. Когда он мстит врагам за Патрокла, то превращается в настоящего демона-уничтожителя. Завалив весь берег реки трупами врагов, Ахилл вступает в схватку с самим богом этой реки. Однако очень интересно наблюдать за тем, как сердце Ахилла смягчается, когда он видит отца, просящего отдать тело его сына. Старик напоминает ему его собственного отца, и жестокий воин смягчается. Также Ахилл горько тоскует по своему другу, рыдает у матери. В сердце Ахилла борются благородство и желание отомстить.

Гектор

Продолжая давать характеристику главным героям «Илиады» Гомера, особенно подробно стоит остановиться на фигуре Гектора. Храбрость и мужество этого героя являются результатом преобладающей в его сознании доброй воли. Ему знакомо чувство страха, как и любому другому воителю. Однако, несмотря на это, Гектор научился проявлять храбрость в сражениях, побеждать трусость. Он с печалью в сердце оставляет своих родителей, сына и супругу, так как верен своему долгу - защите города Трои.

Гектор лишается помощи богов, поэтому вынужден отдать собственную жизнь за свой город. Он также изображен человечным - ни разу он не попрекает Елену, прощает своего брата. Гектор не испытывает к ним ненависти, несмотря на то что именно они были виновниками разразившейся Троянской войны. В словах героя нет пренебрежения другими людьми, он не выражает свое превосходство. Основным отличием Гектора от Ахилла является человечность. Этому качеству противопоставляется чрезмерная агрессивность главного героя поэмы.

Ахилл и Гектор: сравнение

Частым заданием также бывает и сравнительная характеристика главных героев «Илиады» - Ахилла и Гектора. Сыну Приама Гомер придает более положительные, человечные черты, нежели главному герою. Гектору известно о том, что такое социальная ответственность. Он не ставит свои переживания выше жизней других людей. В противовес ему, Ахилл является настоящим олицетворение индивидуализма. Он возводит свой конфликт с Агамемноном до поистине космических масштабов. В Гекторе же читатель не наблюдает той кровожадности, которая присуща Ахиллу. Он является противником войны, понимает, каким страшным бедствием она оказывается для людей. Вся отвратительная и ужасная сторона войны понятна для Гектора. Именно этот герой предлагает не бороться целыми войсками, а выставить от каждой стороны отдельных представителей.

Гектору помогают боги - Аполлон и Артемида. Однако он очень отличается от Ахилла, являющегося сыном богини Фетиды. Ахилл не подвержен воздействию оружия, единственное его уязвимое место - это пятка. Фактически он является полудемоном. Собираясь на сражения, он надевает на себя доспехи самого Гефеста. А Гектор - это простой человек, которому предстоит ужасное испытание. Он осознает, что может лишь ответить на вызов, ведь богиня Афина помогает его врагу. персонажей очень разнятся. С имени Ахилла начинается «Илиада», а именем Гектора заканчивается.

Стихия героев

Описание главных героев поэмы «Илиада» Гомера было бы неполным без характеристики той среды, в которой происходит действие поэмы. Как уже было указано, такой средой является война. Во многих местах поэмы упоминаются подвиги отдельно взятых персонажей: Менелая, Диомеда. Однако наиболее значительным подвигом все же является победа Ахилла над его противником Гектором.

Также воитель хочет достоверно знать, с кем именно он имеет дело. В некоторых случаях противостояние прекращается на время, и для обеспечения свободы воинам, а также невмешательства посторонних людей, перемирие освящается жертвоприношениями. Гомер, живший в обстановке войны и постоянных убийств, выразительно изображает предсмертные мучения умирающих. Не менее ярко изображены в поэме жестокость победителей.

Менелай и Агамемнон

Одни из главных героев «Илиады» - это микенский а также спартанский правитель Менелай. Гомер изображает обоих не самыми привлекательными персонажами - оба не упускают возможности злоупотребить своим положением, в особенности Агамемнон. Именно его себялюбие и послужило причиной гибели Ахилла. А заинтересованность Менелая в нападении и послужила причиной того, что разгорелась война.

Менелай, за которого в сражениях выступают ахейцы, должен был занять место микенского правителя. Однако он оказывается неподходящим на эту роль, и это место оказывается занятым именно Агамемноном. Сражаясь с Парисом, он дает волю своей злости, которая накопилась у него против своего обидчика. Однако как воитель он значительно уступает другим героям поэмы. Его действия оказываются значительными только в процессе спасения тела Патрокла.

Другие герои

Один из самых обаятельных главных героев «Илиады» - это старец Нестор, который любит постоянно вспоминать годы своей молодости, давать свои наставления юным воинам. Также привлекателен и Аякс, который своей храбростью и силой превосходит всех, исключая Ахилла. Вызывает восхищение и Патрокл, самый близкий друг Ахилла, который был воспитан с ним под одной крышей. Совершая свои подвиги, он слишком увлекся мечтой захватить Трою и погиб от беспощадной руки Гектора.

Престарелый троянский правитель по имени Приам не является главным героем «Илиады» Гомера, однако обладает привлекательными чертами. Он - истинный патриарх, который окружен многочисленным семейством. Состарившись, Приам уступает право командовать войском своему сыну, Гектору. От имени всего своего народа старец приносит жертвоприношения богам. Приама отличают такие черты характера, как мягкость, обходительность. Он хорошо относится даже к Елене, которую все ненавидят. Однако старца преследует несчастье. Все его сыновья погибают в сражениях от руки Ахилла.

Андромаха

Главные герои поэмы «Илиада» - воины, однако в произведении можно встретить и немало женских образов. Это по имени Андромаха, его мать Гекуба, а также Елена и плененная Брисеида. Впервые читатель встречается с Андромахой в шестой песне, где повествуется о ее встрече с супругом, вернувшимся с поля брани. Уже в тот момент она интуитивно предчувствует гибель Гектора и уговаривает его не покидать города. Но Гектор не внимает ее словам.

Андромаха является верной и любящей женой, которая вынуждена жить в постоянной тревоге за своего супруга. Судьба этой женщины наполнена трагизмом. Когда ее родной город Фивы был разорен, мать и братья Андромахи были убиты врагами. После этого события погибает и ее мать, Андромаха остается одна. Теперь весь смысл ее существования - в любимом муже. После того как она прощается с ним, то оплакивает вместе со служанками, как уже погибшего. После этого Андромаха не встречается на страницах поэмы до самой смерти героя. Скорбь является главным настроением героини. Она предвидит заранее свой горький жребий. Когда Андромаха слышит крики на стене и бежит узнать, что же произошло, то видит: Ахилл тащит по земле тело Гектора. Она падает без чувств.

Герои «Одиссеи»

Частый вопрос, который задается на уроках литературы учащимся - назвать главных героев «Илиады» и «Одиссеи». Поэму «Одиссею», наряду с «Илиадой», принято считать важнейшим памятником всей эпохи перехода от общинно-родового к рабовладельческому строю.

В «Одиссее» описано даже больше мифологических созданий, чем в «Илиаде». Боги, люди, сказочные создания - самыми разными персонажами полны "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Главные герои произведений - это и люди, и боги. Причем боги принимают активное участие в жизнях простых смертных, помогая им или отнимая силу. Главный герой «Одиссеи» - это греческий царь Одиссей, который возвращается после сражения домой. Среди других персонажей выделяется его покровительница, богиня мудрости Афина. Противостоит главному герою морской бог Посейдон. Немаловажной фигурой является и верная Пенелопа, жена Одиссея.