Где родился драгунский. Драгунский: биография кратко, интересные факты. Сообщение о Викторе Драгунском

Виктор Юзефович Драгунский – великий поэт, писатель, актер, сценарист, автор песен, подаривший много потрясающих произведений не только взрослым, но и совсем юным читателям.

Младшая группа читателей – особая аудитория, удивить, наставить и рассмешить которую довольно непросто. Поэтому гениев пера, которые создавали поистине интересные для детей произведения, русская история литературы знает немного. В их числе гордо выделяется личность Виктора Драгунского.

Первые годы жизни

Родился талантливый советский писатель Виктор Юзефович Драгунский в 1913 году в Нью-Йорке в среднестатистической еврейской семье.

Его родителями были эмигранты с Гомеля. В Штатах родители Виктора осели незадолго до рождения мальчика. Папа, Юда Фалькович Перцовский, и мама, Рита Лейбовна Драгунская, оформили свой брак в 1913 году, еще проживая в Гомеле.

Но прожить долго в Америке семье было не суждено — порядки, менталитет, обычаи американцев оказались для семьи чуждыми, поэтому молодая пара с малышом на руках вернулась через короткий промежуток времени в родной Гомель.

Трагическим в биографии семьи оказался 1918 год, когда папа Виктора скончался от тифа. Запомнить его, к сожалению, мальчику не удалось. Отца мальчику пытался заменить отчим Ипполит Иванович Войцехович. Но и его век был коротким – скончался он в 1920 году. В 1922 году мама Виктора знакомится с актером водевильного еврейского театра, звали которого Менахем-Мендл. Отношения их быстро дошли до серьезных, в итоге эстафета отчима перешла к новому мужчине. Семья его сопровождала по гастрольным турам. Но и эти отношения не были длительными. В конце концов, Менахем-Мендл ушел из семьи.

Юность

Виктору с матерью жилось не сладко. Юноше пришлось рано начать работать. Окончив школу, Драгунский стал подрабатывать на заводе помощником токаря. Позднее он перешел на фабрику, которая занималась производством конской упряжи. Там он мастерил шоры для лошадей. Но неуемная любовь к творчеству взяла верх — в 1930 году, активно подрабатывая, Виктор стал периодически посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. Влюбившись в сценический жанр, Виктор в 1935 году впервые попробовал себя как актер, выступая в Театре транспорта, который сегодня называется Театром им. Н.В. Гоголя.

Начало творческого пути

Параллельно с выступлением на сцене, Драгунский начал писать юморески и фельетоны. Еще у него хорошо получалось придумывать интермедии, а также цирковые клоунады. Сблизившись с цирком и актерами, ему даже дали несколько ролей в кино. Чувствуя в себе непреодолимый интерес к актерскому искусству, он попытался поступить в Театр киноактера. И туда его охотно приняли. Наблюдая за театральным укладом, у Драгунского родилась идея создания маленькой самодеятельной труппы внутри театра. Так начинающий гений пера стал организатором, а также руководителем ансамбля литературно-театральной пародии «Синяя птичка». Удалось просуществовать этому ансамблю целых 10 лет. Развиваясь, группа пополнялась актерами из иных театров Москвы. Так из маленькой она превратилась в большую труппу, известную в широких кругах.

Пародийные увлекательные спектакли имели громогласный успех. Благодаря такой «самодеятельности», Драгунского пригласили создать новый коллектив с тем же названием в Мосэстраде. Вместе с Людмилой Давыдович Драгунский сочинил текст к песням «Теплоход», «Три вальса», которые обрели громогласную популярность.

Новое творческое направление

1940 год открыл новый виток в творческой биографии Драгунского. Именно с этого года фельетоны и смешные рассказы гения пера начинают активно публиковаться. Позже их даже собрали в сборник, который носил название «Железный характер». Параллельно со смешными рассказами, появляться стали песни, а также превосходные клоунады.

Война и потеря близкого человека

Годы Отечественной войны подорвали позитивный настрой Драгунского. На войну его брать отказались, так как он отличался плохим здоровьем. Ударом стала и смерть кровного брата Леонида Михайловича Драгунского, которая случилась в 1943 году по причине полученного под Калугой серьезного ранения.

Но война закончилась, страна стала восстанавливаться после трагических событий, боль от потери брата у Драгунского постепенно стихла.

Послевоенный творческий период

Прилив творческой энергии Драгунский ощутил в 1959 году. Именно тогда снова стали появляться оптимистические рассказы Драгунского. В произведениях описывался мальчик Денис Кораблев и его друг Миша Слонов. Произведения были объединены под общим названием «Денискины рассказы» (кстати, имя Дениска было подобрано не просто так – это имя носил сын гения пера). Буквально через год большими тиражами выходят книги «Девочка на шаре», «Друг детства» и другие книги этой серии. В 1970-х годах Драгунский еще активнее трудится, создавая шедевры для маленьких читателей. Так появляются книги «Разноцветные рассказы», а также «Приключение». Дети зачитывались его рассказами. От этих произведений действительно было трудно оторваться, ведь они преподносились читателю в легкой юмористической, но поучительной форме. Своими рассказами и сказками Драгунский смог тысячам детей привить любовь к чтению.

Мотивы многих рассказов мастера пера легли в основу таких известных фильмов, как «По секрету всему свету», «Капитан».

Талант Драгунского был многогранным. Он радовал своим творчеством аудиторию маленьких читателей, создавал сценарии, писал жизненные драматические повести для взрослых.

В 1961 году появилась его увлекательная жизненная повесть «Он упал на траву». В произведении Драгунский проиллюстрировал нелегкие дни войны, которые переживали наши защитники Родины. Героем произведения был молодой художник-инвалид. Его не призвали в армию по причине инвалидности, но он все равно записался в ополчение.

Оценила широкая аудитория читателей и произведение «Сегодня и ежедневно», которое было опубликовано в 1964 году. Произведение это посвящено было работникам цирка. Главным лицом повести был клоун, который жил своей жизнью по порядкам, которые противоречили общепринятому укладу.

Личная жизнь

Виктор Драгунский был женат дважды. Первой его законной супругой была Елена Корнилова. Знакомство с ней состоялось в 1930-х годах. Влюбленность закончилась регистрацией брачного союза. После заключения брачных уз в семье появился малыш Леня. Но этому браку не было суждено долго просуществовать. В итоге супруги подали на развод. Сын Леня тяжело переживал расставание родителей. Повзрослев, он окончил университет, но любовь к литературе взяла верх над экономикой, которую изначально выбрал юноша. В конечном итоге Леонид Корнилов стал публицистом. За годы своей жизни он, как и его отец, выпустил много книг.


Фото: Виктор Драгунский с сыном

Второй брак Драгунского был счастливым. Новой избранницей Виктора стала выпускница театрального ВУЗа Алла Семичастнова. Несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте, Алла и Виктор были счастливы в браке. Вместе они прожили до конца дней писателя. В брачном союзе появился мальчик Денис и дочка Ксения.

Ксения, повзрослев, тоже продемонстрировала свою любовь к творчеству. Она подарила миру десятки пьес, получила славу драматурга, искусствоведа, а также детского прозаика.

Смерть

Скончался Виктор Драгунский, великий автор повестей и рассказов, 6 мая 1972 года. Причиной смертельного исхода стал хронический недуг, который мучил мастера пера много лет. В последний путь Драгунского проводили тысячи его ценителей таланта. Похоронили талантливого поэта, сценариста, прозаика на Ваганьковском кладбище.

В 1990 году песни и стихотворные сочинения Виктора Драгунского были изданы его вдовой Аллой Драгунской.

Память о Драгунском до сих пор живет в сердцах многих людей. О нем помнят те, кто читал его увлекательные, оптимистические и веселые детские рассказы, о нем с восхищением вспоминают артисты цирка, о нем до сих пор с теплом отзывается поколение наших родителей и дедушек, которые по сегодняшний день хранит в памяти жизненные фильмы, снятые по сценариям Драгунского.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Виктор Драгунский (1913 — 1972) известен всем прежде всего как классик советской детской литературы. «Денискины рассказы», повествующие о приключениях парочки закадычных друзей-школьников, были с самого начала тепло приняты читателями всех возрастов. В отличие от многих детских произведений, издававшихся в СССР во второй половине ХХ века, они не несли очевидной идеологической нагрузки. Дениска Кораблёв (прообразом главного героя стал сын Виктора Драгунского) и Мишка Слонов учились сами и учили маленьких читателей дружбе, взаимовыручке, смекалке, и заодно прививали детям мелкие полезные навыки.

Однако писатель опубликовал первые рассказы в возрасте 46 лет, когда за его плечами уже была насыщенная событиями жизнь. В неё уже успели войти и переезды с континента на континент, и рабочий труд, и игра в театре, и работа клоуном, и война. Подобно практически всем своим сверстникам, Виктору Драгунскому довелось хлебнуть лиха и переживать трудности, но он не сдавался и ушёл из жизни всенародно признанным писателем и отцом трёх прекрасных детей. Вот ключевые факты из биографии Виктора Драгунского:

1. 20-летняя будущая мать писателя Рита Драгунская и 19-летний будущий отец Юзеф Перцовский в 1913 году эмигрировали из Гомеля в тогдашние Североамериканские Соединённые Штаты вместе с отцом Риты. Там 1 декабря 1913 года у них и родился сын. Однако в Америке дела у молодой пары не заладились, отец Риты умер от заражения крови после неудачного удаления зуба, и уже летом 1914 года семья вернулась в Гомель. Аккурат к началу Первой мировой войны.

Нью-Йорк в начале ХХ века

2. Отец Драгунского умер в 1918 году. У Виктора было два отчима: красный комиссар Ипполит Войцехович, погибший в 1920 году, и актёр Менахем Рубин, с которым семья жила до 1925 года. Вслед за гастрольными поездками Рубина семья ездила по всей России. Когда же Рубину подвернулось выгодное предложение, он, не задумываясь, сбежал сначала в Москву, а затем и в США, оставив семью практически без средств к существованию.

3. У Виктора Драгунского был единоутробный брат Леонид. До Великой Отечественной Войны он успел отсидеть в тюрьме, а в 1943 году погиб на фронте.

4. Сам Драгунский страдал тяжёлой формой астмы, и на фронт не попал. В ополчении его подразделение строило оборонительные сооружения под Можайском. Едва не попав в окружение, ополченцы сумели выйти к своим после прорыва немецких танков. После этого Драгунский много раз выезжал на фронт с бригадами артистов.

Московское ополчение, 1941 год. Обратите внимание на одежду

5. В свободное от школьных уроков время будущий писатель подрабатывал лодочником. Едва окончив школу, Виктор отправился работать. Сначала помощником токаря на завод «Самоточка», а потом стал шорником — мастерил конскую сбрую на фабрике «Спорт-туризм».

6. Детство и юность, проведённые у театральных подмостков, взяли своё, и уже в 17 лет после работы он стал заниматься в мастерской выдающегося Алексея Дикого. Мэтр был, во-первых, склонен к сатире и острому комизму, а во-вторых, в мастерской преподавалось и литература. Это оказало большое влияние на творчество Драгунского.

Алексей Дикий в роли Сталина

7. Театральный дебют Драгунского состоялся в 1935 году в Театре Транспорта (сейчас там располагается ставший знаменитым не постановками, а громким уголовным делом о хищениях «Гоголь-центр»). Виктор получал роли и в Театре Киноактёра, однако работа была весьма нерегулярной — актёров было много, а ролей мало.

8. В 1944 году Драгунский удивил всех, перейдя на работу в цирк. Там он был рыжим клоуном, причал играл очень успешно. Особенно нравились его репризы детям. Наталья Дурова, которая видела его маленькой девочкой, запомнила выступления Драгунского на всю жизнь, хотя после того видела тысячи клоунов.

Рыжий клоун

9. Драгунский практически в одиночку создал пародийный коллектив, имевший большой успех в среде актёров и любителей театра. Официально занятость в нём никак не оформлялась, но заработок давала неплохой. Тем более, что Драгунского попросили создать подобную небольшую труппу и в Мосэстраде. С написания скетчей и текстов песен для пародистов и началась литературная карьера Виктора Юзефовича. В «Синей птичке» — так назывался созданный Драгунским коллектив — выступали Зиновий Гердт, Евгений Весник и совсем юные в то время Юрий Яковлев и Ролан Быков.

Выступает «Синяя птичка»

10. Единственным опытом работы Драгунского в кино стали съёмки в нашумевшей картине Михаила Ромма «Русский вопрос», где актёр сыграл роль диктора на радио.

Драгунский в «Русском вопросе»

11. Первые 13 «Денискиных рассказов» были написаны зимой 1958 / 1959 годов на холодной даче в Подмосковье. По воспоминаниям современников, перед этим он сетовал на некий застой в карьере. «Синяя птичка» была распущена — наступила хрущёвская оттепель, и полунамёки, так забавлявшие зрителей в сталинское время, теперь сменились чуть ли не открытым текстом, не оставляя места тонкой сатире. И вот застой сменился резким взлётом.

12. Прототипом Дениса Кораблёва, как уже говорилось, был сын писателя. У его друга Миши Слонова также был реальный прототип. Друга Дениса Драгунского звали Михаил Слоним, он погиб в автокатастрофе в 2016 году.

Прототипы. Денис слева

13. Всего Драгунский написал 70 «Денискиных рассказов». По мотивам рассказов сняты 10 фильмов и сюжет киножурнала «Ералаш». Кроме того, Драгунский написал две повести, несколько киносценариев и пьес.

14. Дачу, вернее, времянку, (позже превращённую в дом) ставшую родиной «Денискиных рассказов», Виктор и Алла Драгунские снимали у литературоведа Владимира Жданова. Тот в возрасте за 50 крутил «солнце» на перекладине и вечно укорял Драгунского за лишний вес (Драгунский не был тучным, но килограммов 20 лишних имел). Писатель лишь добродушно посмеивался. Жданов же, который был на два года старше и пережил Драгунского на 9 лет, скончался от осложнений после необязательной кожной операции, спровоцировавшей рак.

15. От брака с актрисой Еленой Корниловой, распавшегося в 1937 году, у Драгунского был сын, скончавшийся в 2007 году. Родившийся в 1937 году Леонид носил фамилию матери. Он стал известным журналистом и редактором, долгое время работал в газете «Известия». Из-под его пера вышли несколько книг. Леонид Корнилов основал известное книжное издательство «Маросейка». Вторая жена Виктора Юзефовича, Алла Семичастнова, также была причастна к актёрскому миру — она закончила ВГИК. Во втором браке у Драгунских родились сын Денис и дочь Ксения. Приезду мамы с Ксенией из роддома посвящён рассказ «Сестра моя Ксения».

16. Вторая жена писателя, Алла, выросла в доме на улице Грановского, где жили многие советские руководители. Она была шапочно знакома с многими их детьми. Когда у Драгунского возникли проблемы в связи с отсутствием московской прописки, Алла пошла на приём к Василию как депутату Верховного Совета, и резолюция сына вождя сняла все проблемы.

17. Виктор Юзефович коллекционировал колокольчики. Их трёхкомнатная квартира, которую они получили после успеха «Денискиных рассказов», была увешана колокольчиками. Друзья, знавшие об увлечении писателя, привозили их ему отовсюду.

18. Драгунский был записным балагуром. Однажды он был в турпоездке в Швецию и увидел группу советских туристов. Приняв, как он это понимал, вид русского эмигранта, писатель попытался заговорить с ними на ломаном русском языке. Туристы в страхе разбегались, но Виктору Юзефовичу всё же удалось поймать одного из них. Это казался старый школьный товарищ Драгунского, с которым они не виделись больше 30 лет.

(1913-1972) русский писатель

Несмотря на широкую известность Виктора Юзефовича Драгунского, биографические сведения о писателе скупы и отрывочны. Известно, что Виктор родился в Нью-Йорке. Его отец рано умер от сыпного тифа, и мальчика воспитал комиссар Войцехович. В шестнадцать лет началась трудовая биография Драгунского, он перепробовал множество профессий: был рабочим, шорником, лодочником.

Впервые он смог реализовать себя в качестве актера, когда поступил в Литературно-театральные мастерские, где преподавали А. Дикий, В. Качалов, В. Топорков.

С 1935 года, Виктор Драгунский работал актером в Московском театре транспорта (в настоящее время - театр имени Н. Гоголя), Театре Сатиры, Театре-студии киноактера. Он также участвовал в цирковых представлениях и даже снялся в кино, сыграв небольшую роль в картине «Русский вопрос». Возможно, работа в театре обусловила особую структуру его рассказов: каждый из них построен на диалоге и представляет собой законченную сценку или миниатюру.

В годы войны, Виктор Драгунский сражался в рядах народного ополчения. Вернувшись с фронта, он продолжил работу в театрах Москвы. В 1948-1958 годах руководил ансамблем литературно-театральной пародии «Синяя птичка», выросшем из капустников, которые устраивались в Геатре-студии киноактера. Вместе со своим соратником по «Синей птичке» Л. Давидовичем пробовал сочинять песни, а позже сотрудничал с композиторами Л. Лядовой и А. Цфасманом.

Литературная биография Виктора Юзефовича Драгунского началась в 1940 году, когда он начал сочинять фельетоны, тексты для реприз клоунов, сценки для эстрадных номеров. Известна его миниаютюра «Волшебная сила искусства», в течение некоторого времени исполнявшаяся А. Райкиным. Некоторые произведения Драгунский позже собрал в книге «Железный характер» (1960).

Известность приходит к писателю в 1961 году, когда появляются первые шестнадцать рассказов о мальчике по имени Дениска. Обычно Виктор Драгунский давал название сборникам по одному из рассказов - «Он живой и светится» (1961), «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с голубым лицом» (1963), «Девочка на шаре» (1964), «Старый мореход» (1964), «Денискины рассказы» (1966), «Похититель собак» (1966).

За десятилетие активной творческой деятельности Драгунский создал более 90 произведений. На их основе были созданы сценарии к фильмам и постановкам («Веселые истории»,1962).

Образ Дениски - собирательный, в нем переплелись и черты его прототипа - сына писателя, и штрихи, подсмотренные у ребят-ровесников, возможно, отразились и детские впечатления самого Виктора Драгунского.

Дениска активно воспринимает мир, находится в постоянном движении, с ним все время что-то происходит, и он живо реагирует на происходящее. В этой неувядающей непосредственности и заключен секрет обаяния маленького героя.

Главным для писателя становится исследование поведения ребенка и отчасти взрослого в конкретной житейской или бытовой ситуации. Поэтому повествование обычно ведется от первого лица, что придает ему особую доверительную интонацию. Дениска является и комментатором, и главным действующим лицом рассказов.

Вместе с Носовым, Виктору Драгунскому удалось создать новую разновидность рассказа, в котором комизм положения определяет расстановку действующих лиц и позволяет автору прийти к необходимым выводам. Он не учит и не морализирует, а просто представляет возможные варианты поведения.

Автор постоянно разграничивает мир ребенка и мир взрослых. Явления внешнего мира объясняются через понятные герою реалии. Характеристика Дениски дается в рассказах «Что я люблю» и «Что я не люблю», ставших свооебразной автобиографической характеристикой писателя. Автор не идеализирует Дениску, показывает и сильные, и слабые стороны его характера. Денис боится темноты («Двадцать лет под кроватью»), любит задаваться («Надо иметь чувство юмора»), любит командовать и быть лидером («И мы!»).

Особое место среди других персонажей занимает образ друга детства Мишки, интересно дополняющего первоначальную характеристику Дениски («Что любит Мишка», «Друг детства», «Космические дали», «Ровно 25 кило», «Пожар во флигеле»).

В рассказах Виктора Юзефовича Драгунского точно переданы временные реалии. Разговаривая о щенке, отец и сын мечтают о том времени, когда они станут жить в более просторной квартире. Герои увлеченно играют в космонавтов, смотрят фильмы, поют песни. Из подобных деталей и складывается атмосфера действия, происходящего в шестидесятых годах XX века.

Типичность создаваемых ситуаций, блестящее раскрытие психологии ребенка не позволяют устареть рассказам писателя. Используя односоставные предложения, риторические обращения, конкретную лексику, простой и яркий язык, автор создает динамичное повествование.

Кроме рассказов для детей, Виктор Драгунский написал две повести, также созданные на биографической основе, но адресованные взрослому читателю. Первая, «Он упал на траву»(1961), посвящена событиям Великой Отечественной войны, вторая - «Сегодня и ежедневно» - цирку и цирковым артистам.

Особые уроки нравственности, преподносимые писателем в его книгах, привлекают все новые поколения читателей.

Viktor Dragunsky Карьера: Писатель
Рождение: США» Нью-Йорк, 1.12.1913 - 6.5
Драгунский Виктор Юзефович - русский писатель и сценарист. Родился 1 декабря 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни.Наибольшей популярностью пользуются такие произведения Виктора Драгунского как:Девочка на шаре,Заколдованная буква,Друг детства,Похититель собак,Двадцать лет под кроватью,Волшебная сила искусстваКрасный шарик в синем небе,Разноцветные рассказы,Приключение и др.

Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой важный войны, семейство вернулась вспять и осела в Гомеле, где и прошло ребячество Драгунского. На становление его личности повлиял не столь до срока умерший от сыпного тифа папа, сколь два отчима И. Войцехович, погибший в 1920 кумачный комиссар, и артист еврейского театра М.Рубин, с которым семейство Драгунского ездила по юго-западу России. В Москву они перебрались в 1925, но и тот самый брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надобно было получать на бытие независимо. После школы он поступил учеником токаря на предприятие Самоточка, откель его вскоре уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику Спорт-туризм (1930).

Поступил в Литературно-театральные мастерские (глава А.Дикий) обучаться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (в настоящее время Театр им. Н.В.Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов артист был приглашен в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, потом выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим больше года работал в цирке клоуном, следом вернулся в театр. Назначенный во снова созданный Театр-студию киноактера (1945) Дикий пригласил туда и Драгунского. Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у М. Ромма в фильме Русский вопросительный мотив, Драгунский тем не менее искал новое поприще: в театре-студии с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не весьма известным актерам не приходилось полагать на постоянную занятость в спектаклях.

Драгунский создал пародийный театр в театре придуманная им Синяя птичка (19481958) разыгрывала нечто словно бы забавных капустников. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский организовал эстрадный ансамбль, тот, что ещё назывался Синяя птичка и ставил концертные программы. Здесь играли Е.Весник, Б.Сичкин, тексты писали В.Масс, В. Дыховичный, В. Бахнов. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. В соавторстве с поэтессой Л.Давидович сочинил немного популярных песен (Три вальса, Чудо-песенка, Теплоход, Звезда моих полей, Березонька). По общему признанию, Драгунский был крайне талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком это произошло как бы в одночасье.

Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или не возбраняется углядеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отразилось в Денискиных рассказах, которые хороши не только вследствие того что, что там с необыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, не искаженное восприятие мира те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные вроде бы в первый раз. То, что певчих птиц показывают в павильоне Свиноводство (расклад Белые амадины), не нетрудно необычайно острый разворот, дающий вероятность кинуть взгляд на события с иронией, это безделица в то же время и поразительно точная, и многозначная: тут и примета времени (павильон расположен на ВДНХ), и знак пространства (Дениска живет примерно Чистых прудов, а Выставка достижений народного хозяйства находится вдалеке от центра города), и психологическая характеристика героя (отправился в такую даль вместо того, чтобы поехать в воскресенье на Птичий рынок).

Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959), и хотя самих примет времени не так немало, тут передан дух 19501960-х годов. Читатели могут не располагать информацией, кто таковой Ботвинник или что за клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах. И точь-в-точь так же, если у Дениски и был прототип (сынуля писателя, тезка главного героя), герой Денискиных рассказов существует сам по себе, он целиком независимый дядя, и не он один: рядом с ним его родители, друзья, товарищи по двору, нетрудно знакомые или ещё не знакомые люди.

В центре большинства рассказов стоят как бы антиподы: пытливый, доверчивый и деятельный Дениска и его дружбан Мишка, мечтательный, немного заторможенный. Но это не цирковая пара клоунов (рыжий и белый), как могло бы показаться, истории чаще всего веселые и динамичные. Клоунада невозможна ещё и в силу того что, что при всей чистоте и определенности выразительных средств характеры, нарисованные Драгунским, довольно сложны, неоднозначны. Сделанные в дальнейшем экранизации показали, что главное в этом месте тональность, которая существует только в слове и утрачивается при переводе на язык другого искусства.

Точные детали и определенность ситуаций в тех немногих повестях и рассказах, что написаны Драгунским для взрослых, напротив, придают этим произведениям жесткость. Драматизм их без малого переходит в трагедию (при жизни автора не был напечатан расклад Старухи, тот, что приподнято оценил основной редактор журнала Новый мир А.Т.Твардовский). Однако автор не дает оценок, уж тем больше не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, вроде по разрозненным деталям, разрешено воссоздать целое жизни. Повесть Он упал на траву (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инвалидности не взятый в армию младой художник, записался в ополчение и погиб. О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере, не во всем с ним согласном, рассказывается в повести Сегодня и каждый день (1964). Клоун Николай Ветров, отличный коверный, способный спасти любую программу, произвести сборы более того в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой и в жизни ему неуютно, неуклюже. Повесть экранизировалась дважды, в 1980 и 1993.

Доклад о Викторе Драгунском изложен в этой статье. Сообщение о Драгунском поможет подготовится к уроку литературы

Сообщение о Викторе Драгунском

Виктор Юзефович Драгунский - русский писатель, автор цикла «Денискины рассказы»

Виктор Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке, в еврейской семье. Его родители, эмигранты из Гомеля, прибыли в США незадолго до рождения сына.

Однако в 1914 году семья вернулась обратно в Россию и осела в Гомеле, где и прошло его детство. В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Однако он не сразу стал писателем.

После окончания школы работал токарем на заводе, шорником, лодочником, бакенщиком. С 1931–1936 годы учился актерскому ремеслу в «Литературно-театральных мастерских» студии А. Дикого. С 1935 года началась его актерская биография: он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром «Синяя птичка» (1948–1958 г.).

Коллектив его мгновенно прославился. А ещё Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках.

Был он так же клоуном в цирке на Цветном Бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел.

Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Всего пятьдесят восемь лет отмерила ему судьба, но кажется, что он прожил несколько жизней.

Драгунский прожил одну, но на редкость многообразную, насыщенную, напряженную и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь – быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве.