Е носов тридцать зерен краткое содержание. Евгений Носов - На рыбачьей тропе (Рассказы о природе). Ознакомление с художественной литературой. Носов "Тридцать зерен"

Сочинение «Кто я? Зачем я?»

Каким должен быть настоящий человек? На этот вопрос люди давно пытаются найти ответ. Современные люди также как древние свято верят, что за все свои плохие поступки им придётся рано или поздно отвечать перед Богом. Поэтому всем людям нужно жить так, чтобы оставаться всегда человеком. Это, пожалуй, самое трудное для каждого из нас – оставаться человеком всю свою жизнь. Вот и задумывается каждый: кто я? Зачем я? Каков я? Зачем я живу? Книги играют в жизни человека очень важную роль. Они помогают нам понять самих себя, понять друг друга, учат размышлять и анализировать. Нас, людей, очень много, все мы разные. Поэтому нам сложно понимать друг друга. Но все вместе мы – человечество, а значит должны жить по законам и правилам, нести ответственность за мир, в котором живём. Каждый из нас должен всегда оценивать последствия своих поступков.

Известный писатель Евгений Иванович Носов тоже размышляет о том, что человек несёт ответственность за мир. Е. Носов родился в 1925 году. Когда ему было 16 лет, пережил фашистскую оккупацию. В 1943 году ушёл на фронт, поступив в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции « Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром, воевал в Польше. В одном из боёв под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен. 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове. После войны закончил среднюю школу и уехал в Казахстан. Работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. За своё творчество был удостоен самой высокой награды – Золотой звезды Героя социалистического труда, многих орденов и медалей. Пережив страшную войну, Е. Носов навсегда осознал ценность жизни и ответственность каждого человека за всё живое на земле. В своих рассказах он размышляет о великой роли человека в мире, о его ответственности за мир.

В рассказе Е. Носова « Тридцать зёрен» происходит диалог между человеком и птицей. Это не просто разговор, это диалог душ. Возникает высокая степень доверия между птицей и человеком. Это доверие возникло не сразу, а постепенно (озабоченно – не решалась – робея – тревожно). Маленькой озябшей синичке комната, в которой находится человек, кажется целым миром, наполненным светом и теплом, где есть зелень и солнце. А человек является властелином, хозяином этого мира. Он может зажечь солнце, посадить зелень. Это он положил ей зёрна. Но владеть миром не так – то просто. Это огромная ответственность. Человек объясняет синичке, что человек должен работать, без работы человеку никак нельзя. Это такая обязанность каждого человека. Все люди должны что – нибудь делать. Этим они помогают друг другу. А на вопрос синички: кто ты? звучит ответ: я –человек. Быть человеком его научили книги: как растить цветы, зажигать солнце, почему нужно насыпать птице зёрнышек. А ещё не потянуть нитку и не захлопнуть форточку.

Синичка спрашивает:

А чем ты помогаешь людям?

Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцати конопляных зёрен…

О чём думает Е. Носов, когда произносит эти слова? Писатель говорит всем нам о той ответственности, которую каждый из нас несёт за мир, в котором живёт. Ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством.

В наших руках целый мир. И от каждого из нас зависит его судьба. Об этом нельзя забывать. Об этом нужно помнить всегда, чтобы носить гордое звание – ЧЕЛОВЕК!

Сочинение ученика 5 класса Козлова Романа

Руководитель: учитель русского языка литературы

Федоршина Надежда Ивановна

Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать - в моей комнате.

Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку. Расклевав твердую скорлупку, она выщипала ядро.

Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зернышко номер два…

Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она, все еще робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна ее судьба.

Можно, я склюю еще одно зернышко? Одно-единственное?

И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.

Ну, пожалуйста, еще одно. Ладно?

Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Зернышко казалось таким далеким, и идти за ним так боязно!

Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

Ты здесь живешь?

А почему здесь нет снега?

Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.

Где ты взял кусочек солнца? А это что?

Это? Книги.

Что такое книги?

Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И еще научили насыпать тебе конопляных зернышек.

Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?

Я - Человек.

Что такое Человек?

Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

Видишь нитку? Она привязана к форточке…

Синичка испуганно оглянулась.

Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас - Человек.

А можно мне съесть это последнее зернышко?

Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна?

Согласна. А что такое работать?

Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.

А чем ты помогаешь людям?

Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен…

Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки.

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия

на тему:

«Кто такой человек? (По рассказу Евгения Ивановича Носова «Тридцать зерен»)»

Учитель начальных классов:

Ткач Екатерина Владимировна

Цели урока:
- Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством замечательного курского писателя Е.И. Носова.

Формировать:
а) умение самостоятельно работать с дополнительной литературой;
б) навыки анализа художественного текста.
– Развивать у обучающихся:
а) языковую компетенцию;
б) читательский интерес и познавательную деятельность.
– Воспитывать:
а) информационную культуру обучающихся;
б) любовь и сострадание ко всему живому, бережное отношение к природе;
в) коммуникативные умения;
г) дисциплинированность, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
Планируемые результаты :
Предметные: читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст вслух (про себя), отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Выделять средства художественной выразительности в художественном тексте (эпитеты, сравнения).
Личностные: принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Воспитание уважительного отношения к России, чувства гордости; воспитывать любовь к родной стране, родному краю, выражающееся в интересе к ее природе. Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Метапредметные:
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или, пользуясь толковыми словарями. Формировать познавательный мотив, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Обобщать и анализировать полученную информацию, делать выводы..
Коммуникативные: участвовать в работе группы: выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче; передавать устно содержание прочитанного; уметь полно и чётко давать ответ на поставленный вопрос, выступать перед слушателями, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Регулятивные: прогнозировать тему урока. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Дидактическое сопровождение:

  • Карточки с названиями произведений Е.И. Носова.
  • портрет Е.И. Носова;
  • выставка книг курского писателя Е.И. Носова;
  • толковый словарь п\ред. Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю, Даля В.И
  • мультимедиа проектор;
  • компьютерная презентация к уроку.

Я хочу написать такую книгу,

чтобы каждый, кто прочитает ее,

положил бы на своем окне по тридцать

конопляных зерен.

Е. Носов

Ход занятия

I. Мотивация к учебной деятельности. (слайд-2)

Где ночует ветер? Когда просыпается солнце? Как догнать радугу? Как добежать до горизонта?

Эти и многие другие вопросы тревожат в раннем детстве ребенка, который учится понимать окружающий мир.

И взрослый человек тоже может задавать эти вопросы. Себе. Другим. А, может быть , и читателям , если этот взрослый- писатель, такой,как Евгений Носов.

В произведении «Тридцать зерен», которое мы сегодня будем анализировать, есть простой и одновременно сложный вопрос - Кто такой Человек? (слайд-3)

II. Выявление места и причины затруднения

Можно ли сразу ответить на этот вопрос? Давайте спросим об этом у наших сверстников. Интервью-опрос детей (слайд -4)

Как видите, ответить на этот вопрос не очень-то легко. Спросим об этом у писателя Евгения Носова.

III. Целеполагание

Формулировка темы урока и постановка целей учебной деятельности и ее принятие(слайд-5)

IV.Работа по теме урока

(Слайды -6,7,8, 9,10с портретом и биографией писателя)

  1. - Вспомним его биографию

(ученики заранее подготовили сообщение и выступают перед классом)

(слайд-6 )-Евгений Носов родился в 1925 году в семье потомственного мастерового, кузнеца. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943 года) ушёл на фронт, поступив в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

(слайд -7)- В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

(слайд -8) -После войны закончил среднюю школу. Уехал в Казахстан Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу.

(слайд- 9) -За свое творчество удостоен высшей награды – Золотой звезды Героя социалистического труда и многих орденов и медалей. Похоронен в Курске в 2002 году.

(слайд -10) -Пережив страшную войну, писатель навсегда осознал ценность жизни и нашу ответственность за все живое на Земле. И в своих рассказах он размышляет о великой роли человека в мире, о его ответственности за мир.

  1. Анализ произведения
  • Вернемся к рассказу, который был написан в 1961 году.
  • Понравился ли вам рассказ?
  • Кто является рассказчиком в произведении?
  • Каким вы его себе представляете? (слайд-11-писатель и птица на обложке книги)
  1. Чтение по ролям диалога человека и птицы
  • - Можно, я склюю еще одно зернышко? Одно-единственное? И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.….
    …… - Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.
    - А чем ты помогаешь людям?
    (слайд-12)
    - Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен…

Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки.

  1. Пауза-знакомство с синицами

(слайды 13-19 с фотографиями синиц и пением птиц)

  1. Беседа по тексту рассказа (слайд-20с вопросами к тексту)

Как вы думаете, был ли этот разговор на самом деле ? (Нет. Это диалог душ)

Возникает высокая степень доверия между человеком и птицей. Докажите словами текста, что доверие возникает постепенно.

/ приседая и настораживая крылья; с боязливым любопытством; ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло; задает вопросы; . а ты совсем не страшный;но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки./

Каким увидела синичка мир человека?

/ нет снега; светит кусочек солнца; много зеленых растений; тепло; не надо никого бояться; а самое главное- много конопляных зернышек, которые так любит синичка/

Как меняется постепенно поведение синички?

/ она успокоилась и разговорилась с писателем как старая знакомая/

Кто же является властелином этого мира?

/Конечно же, человек, потому что он может все: и покормить птиц, и зажечь солнце, и посадить зелень, когда за окном зима. А еще он может защитить слабых, может работать./

Но властвовать не просто, ведь власть накладывает огромную ответственность. В чем же она заключается?

/ - А что такое работать?
-Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу./

Вот мы и подошли к главному вопросу урока: что значит быть Человеком, по мнению Носова?

/-Можно воспользоваться « Толковым словарем русского языка» С. И. Ожегова/

/ Слово «человек» многозначное./

В каком значении употребляется это слово в рассказе Е. Носова?

V. Самостоятельная работа учащихся

Работа с тетрадью и выполнение заданий

  1. Подберите однокоренные слова к слову «человек»

/ Человечность, человечный, человеколюбивый/

/ Запись в тетради/

2.Запишите слова, близкие по значению слову «человечный»? / гуманный, гуманистический, гуманист/

3.Какое определение слова «человек» вы выберете, чтобы оно соответствовало мнению Евгения Ивановича Носова?

(слайд-21. Человек с большой буквы (высоких моральных достоинств))

VI. Включение в систему знаний и повторение

  1. Однажды Евгений Иванович прочитал стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой».

/Чтение стихотворения учеником/(слайд-22)

Александр Яшин

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

1964

Евгений Иванович сделал кормушку и повесил ее во дворе. Затем он размножил стихотворение и расклеил эти листочки по всему району, в котором он жил.

После этого Носов написал очер1-+870к, который назвал «Покормите птиц!» В нем он писал: «Кормушку не принято вывешивать под музыку. Деяние это во многом личное, схожее с исповедью. Оно столь же необходимо птицам, сколь и нам самим, ибо приносит очищение совести и благотворение души поступком».

Писатель верил, что люди обязательно услышат его призыв. И не ошибся. В «Слове, обращенном к подросткам», Евгений Иванович писал: (слайд-23)

«Если бы меня спросили, что я ценю больше всего в наших мальчишках и девчонках, я бы назвал в первую очередь любознательность. Не просто любопытство, какое присуще всякой сороке, а именно любознательность, иными словами – любовь к познанию. Качество это свойственно только человеку, и от того, насколько рано оно привито, во многом будет зависеть весь дальнейший образ жизни этого человека, круг его интересов, дела и поведение. Любознательность заставляет биться мысль, а мысль порождает чувство, чувство же в свою очередь окрашивает наши поступки. Так вот я – за любознательность! А значит – за богатство человеческой души и добрые поступки».

  1. Вывод

Ребята, а почему на линейке 30 зёрен, а не 29, не 10?

Как вы объясните смысл заглавия?

/Символ гармонии, шаги навстречу./

Е.Носов – писатель мыслящий, много знающий, и, конечно, цифра «30» выбрана в название рассказа неслучайно. Она была подсказана библейским сюжетом. «Вошёл же Сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа 12, и он пошёл и говорил с первосвященниками, как предать им Иисуса Христа. Они обрадовались и согласились дать ему денег». За 30 сребренников предал Иуда своего учителя.

Носов переосмыслил этот сюжет, и цифра «30» имеет здесь другое значение. Какое ? (Символ веры, доверия, спасения- тридцать шагов навстречу к пониманию мира, человека)

Доверие к жизни, утверждение любви к человеку, к природе – формула жизни и творчества Е.Носова. Его рассказы – это словно те же 30 конопляных зёрен, которые должны быть ступеньками от человека к природе.

  1. Россия. Курск. Памятник известному русскому писателю Евгению Носову (скульптор Владимир Бартенев)

(слайд-24,25)

В октябре 2005 г. В Курске, на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев, был открыт памятник известному русскому писателю, Герою Социалистического Труда, почетному гражданину г. Курска, члену Академии российской словесности, лауреату различных премий, кавалеру многих орденов и медалей Е.И. Носову работы скульптора В.Бартенева.

VII. Развитие речи.

Можно ли назвать этого писателя гуманистом? /Да/

- Теперь подумайте и запишите в тетради вопрос: «Какой поступок я совершил, чтобы доказать,что я человек» /Можно дома написать/

VIII. Итог урока. Рефлексия.

А сейчас я хочу рассказать вам восточную притчу.

«В одном городе жил мастер, окруженный учениками. Однажды один из них задумался, а есть ли такой вопрос, на который их мастер не может дать ответ. Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Держа ее, он думал: «Если мастер скажет, что бабочка мертвая, я тут же отпущу ее, и он увидит, что ошибся. Если же скажет, что бабочка живая, я сожму руки и она погибнет».

Подойдя к мастеру, ученик произнес: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Не глядя на ученика, мастер ответил: «Все в твоих руках».

В ваших руках находится мир. И от вас зависит его судьба. И я прошу вас навсегда запомнить это.

И на память об этом занятии примите маленькие подарки. / Птички-оригами и листовки - «Слово Е. И. Носова, обращенное к подросткам»./

Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать — в моей комнате.

Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку. Расклевав твердую скорлупку, она выщипала ядро.

Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зернышко номер два…

Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она, все еще робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна ее судьба.

— Можно, я склюю еще одно зернышко? Одно-единственное?

И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.

— Ну, пожалуйста, еще одно. Ладно?

Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на саном кончике линейки. Зернышко казалось таким далеким, и идти за ним так боязно!

Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

— Ты здесь живешь?

— А почему здесь нет снега?

Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.

— Где ты взял кусочек солнца? А это что?

— Это? Книги.

— Что такое книги?

— Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И еще научили насыпать тебе конопляных зернышек.

— Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?

— Я — Человек.

— Что такое Человек?

Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

— Видишь нитку? Она привязана к форточке…

Синичка испуганно оглянулась.

— Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас — Человек.

— А можно мне съесть это последнее зернышко?

— Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна?

— Согласна. А что такое работать?

— Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.

— А чем ты помогаешь людям?

— Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен…

Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки.

Е. Носов