Доклад на тему "о доброте". Просмотр содержимого презентации «Доброта спасет мир». а его добрые дела

Попробуем подойти к этой проблеме немного с другой стороны. У великого английского поэта лорда Байрона есть замечательное произведение – мистерия «Каин и Авель». В этом произведении есть строчки «Что было бы добром, кабы не знать нам зла?». То есть на понятие доброты можно посмотреть с обратной точки зрения. Мы говорим, что меру добра, хороших дел и поступков, доброго отношения к себе и окружающим мы можем воспринять только через боль и страдания, через какие-то вещи или жизненные ситуации, которые приносят нам зло и несчастье. Подход, безусловно, необычный и интересный, но, вместе с тем, он вполне допустим при обсуждении такого философского вопроса как добро и доброта. Какие-то жесткие определения в данном случае давать бессмысленно, хотя бы потому, что понятие доброты – это понятие нравственное, а, значит, каждый будет трактовать его для себя самостоятельно, исходя из жизненного опыта.

2. Доброта в людях

Конечно, когда вы совершаете какие-то хорошие поступки, поступки нравственные, которые делают вас счастливыми, вы чувствуете какой-то прилив сил и хорошее настроение благодаря тому, что делаете, эти поступки можно называть добрыми делами. А значит, когда нечто подобное происходит с вами, то есть кто-то по отношению к вам делает нечто, облегчающее вашу жизнь, или нечто, отвечающее вашим нынешним интересам, убеждениям или желаниям, вы говорите о таком человеке, как о добром . Но, с другой стороны, понятно, что все мы люди и все мы имеем самые разные стороны своего характера. В разных жизненных обстоятельствах мы, конечно, можем по-разному реагировать. Не бывает людей абсолютно добрых или абсолютно злых. Мировые религии пытаются показать нам ориентиры, некие символы абсолютного воплощения доброты, но они не реальны. Если мы говорим о фигуре Иисуса Христа, то его человеческая сущность, согласно христианскому учению, идеальна; это совершенно добрый человек, который никому никогда не желал и не делал зла. В обыденной жизни вы вряд ли сможете найти таких идеальных людей, к такому идеалу можно только стремиться.

3. Закон справедливости

Жизнь Христа по сути это и воплощение вселенской справедливости с точки зрения морали и нравственности. Закон справедливости очень прост: поступай так, как ты хотел бы, чтоб поступали с тобой. Похожий моральный императив сформулировал и Кант. То есть я не совершаю каких-то поступков, которых бы не хотел по отношению к себе, например, не хамлю другим, потому что не хочу услышать хамство в ответ. Я не ворую, потому что не хочу, чтобы украли у меня. Я не дебоширю, потому что сам не терплю дебоша и т.д. Если я живу согласно этому принципу, то, скорее всего, я буду добрым человеком. Просто в силу того, что я буду совершать поступки, которые не будут наносить не только вреда другим людям, но, скорее всего, будут им помогать. Ведь я буду делать то, что хочу, чтоб другие люди делали по отношению ко мне.

Представьте себе такое общество из людей, делающих только добрые дела. Конечно, это общество было бы идеальным и процветающим. Вы можете сказать, что окружающий нас мир не совсем такой. Да, это правда, но и сами люди не совсем такие. Мы разные и по-разному реагируем на разные жизненные обстоятельства. Но всё-таки если в нас преобладает доброта, если в нас преобладает нравственность, если мы стараемся следовать морально-этическим принципам, то наш мир будет лучше, комфортнее и добрее для каждого отдельно взятого человека.

4. Всегда ли нужно быть добрым?

Вы можете задаться вопросом: а всегда ли нужно быть добрым? Рассмотрим на примере такой ситуации как война. Война – это очень сложное социальное явление и, к сожалению, пока мы обойтись без этого явления не можем. Все знают, что война – это плохо. Война причиняет страдания людям, не имеющим отношения к причине конфликта, война заставляет убивать. Если мы рассмотрим историю войн за последние 500 лет, то придём к выводу, что боевые потери армий кратно меньше потерь мирного населения. Но, вместе с тем, покуда человечество не может разрешить возникающие конфликты и противоречия без военных действий, это социальное явление будет иметь место. Возникает вопрос: военный человек – это добрый или злой человек, ведь его призвание – убивать?

Военных людей действительно учат тому, чтобы убивать других людей. Но сложно сказать, можно ли называть таких людей плохими или злыми. Да, если мы, отклонившись от всех других взглядов, будем рассматривать этот вопрос, то придём к выводу, что человек, который должен убивать, злой. Но, с другой стороны, защитник Отечества, тот, кто пытается сохранить целостность нашей страны, отстоять территорию от чужеземных захватчиков, не может быть злым для нас. Именно поэтому природа добра и зла далеко не однозначна, и это очень сложный философский вопрос.

5. «Добрые» и «злые» народы

Ещё один важный момент, который нужно чётко усвоить – не существует злых или добрых народов. Нет наций, которые были бы каким-то образом изначально настроены на то, чтобы убивать, грабить или обижать других людей. Но не существует и народов, которые были бы изначально спокойными и умиротворёнными, желали другим только добра. Абсолютно в каждой нации есть люди добрые и злые. Есть люди, поступающие в одних ситуациях плохо и неправильно, а в других – справедливо и хорошо. Именно поэтому никогда нельзя навешивать какие-то ярлыки или штампы как ни на отдельного взятого человека, так и на целые народы.

Итак, мы сегодня поговорили о глобальной теме – теме добра и зла. Это очень серьёзный философский разговор не только для нас, но и для маститых учёных, которые до сих пор ставят перед собой такую проблему. Поскольку вопрос этот философский, он не требует окончательного решения и окончательного ответа. Тем не менее, вы для себя должны знать, что для того чтобы быть человеком добрым, нужно быть человеком моральным, а, значит, нужно жить в соответствии с тем самым золотым правилом, которое мы с вами сегодня называли: не делай другим того, чего бы ты не хотел по отношению к себе.

6. А. Д. Сахаров

У вас в учебнике в качестве примера проявление доброты приведена жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова. Это выдающийся учёный, физик-ядерщик, один из создателей советской водородной бомбы. Он принимал участие в создании ядерного стратегического щита нашего государства, но поговорим мы сейчас о Сахарове именно потому, что этот человек оказался намного более глобально мыслящим, нежели просто выдающийся учёный-физик. Представьте себе, Андрей Дмитриевич был увлечён наукой, ему было очень интересно заниматься решением физической задачи. В конечном итоге, группе учёных удалось создать цепную реакцию, обогащённую водородом, из-за которой выделяется большое количество тепловой энергии, а затем, на основе этих исследований, удалось создать водородную бомбу.

Когда Сахаров уже решил физическую задачу, он несколько переосмыслил то, что он сделал. Он понял, что теперь у людей оказалось оружие, которое может уничтожить всё человечество. Возникает вопрос: а зачем такое изобретение человеку вообще нужно? Что если такое оружие попадёт в руки безответственных политиков, и они применят его? В конце концов, в истории нашего человечества уже был пример, когда США сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Это города, в которых не было крупных военных объектов, их сбросили, чтобы решить некие политические задачи, в том числе насторожить Советский Союз, продемонстрировать свою военную мощь. Жертвами данных действий стали тысячи и тысячи жителей Японии, прервались тысячи и тысячи человеческих жизней. Между прочим, до сих пор умирают люди, которые получили заражение в результате бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Так вот Сахаров всю последующую жизнь боролся с ядерным оружием. Это действительно удивительное явление, но такова природа человека. Мы иногда можем совершать ошибки или делать то, о чём потом будем сожалеть. Но если мы переосмысливаем свои действия, мы имеем возможность своей жизнью доказать, что боремся и исправляем последствия своих ошибок. Иногда, даже если нам противостоит огромное количество людей, это наш моральный выбор, это наш правильный поступок. Именно так и рождаются добрые люди.

1. Ответь на вопросы об академике Сахарове на странице 195. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Как ты считаешь, во всех ли ситуациях необходимо быть добрым? Своё мнение подкрепи примерами из жизни.

Урок по обществознанию

5 класс

Составила: Селиванова Е.В.

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ № 256 г.Фокино

2015 год


ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА

Спешите делать добро


Добрыми делами славен человек.

Жизнь дана на добрые дела.

Добрые дела добру учат.


Человек

славен добрыми делами


ДОБРО


Добро – это:

1) Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу;

2) Все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу

Толковые словари Ожегова, Ефремовой



Как вы охарактеризуете поступок Цветка? – Какие качества вы увидели в Бабочке? – Какая мораль в этой сказке?


Мораль – это правила доброго поведения.

Золотое правило морали:

«Не желай никому того, чего не желаешь себе»



Составляем синквейн

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • - третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
  • - четвёртая строка – это фраза которая , показывает отношение к теме (целое предложение);
  • - пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.

Тест "Добрый ли, я?"


  • У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
  • Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
  • Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
  • Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
  • Часто ли ты используешь злые шутки?
  • Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
  • Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
  • С желание ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
  • Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
  • Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
  • Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?
  • Станешь ли ты передразнивать кого – то, чтобы развеселить своих друзей?

Бланк ответа

№ вопроса

№ вопроса

Да - № 1,3,4,7,11 - 1 балл

Нет - № 2,5,6,8,9,10,12 - 1 балл


Пословицы

а его добрые дела.

Доброе слово

и кошке приятно.

Не одежда красит человека ,

того Бог отблагодарит.

Торопись на доброе дело,

в том и правды мало.

Не хвались серебром,

Кто добро творит,

а худое само приспеет.

В ком добра нет,

ищи доброты.

Не ищи красоты -

а хвались добром.


Домашнее задание

Заполни таблицу

Линии сравнения

В жизни

Проявление добра

В сказках

Проявление зла








Доброго вам

Слайд 2

О чем ты узнаешьЧто такое человечность Как проявить заботу о близкихЗнаком ли страх смельчакам

На какие вопросы ответишь Что такое золотое правило морали? Как смелость помогает преодолевать зло? Как научиться делать добро?

Слайд 3

§ 19 Человек славен добрыми делами

Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит, хорошее. Главное правило доброго человека. Пословицы и поговорки о добре: «От добра добра не ищут»; «Кто добро творит, тому Бог отплатит»; «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Час в добре побудешь, все горе забудешь»; «Кто живет в добре, тот ходит в серебре»; «Много желать - добра не видать»; «За худом пойдешь, добра не найдешь»; «В ком добра нет, в том и правды мало»; «Бедного обижать, себе добра не желать»; «Доброе имя дороже богатства»…

Слайд 4

Что такое добро. Кого называют добрым.

«Поэтическое слово»,стр.192-193 Почему принц плакал, ведь его же называли счастливым? Почему Принц решил помогать людям? Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу? Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? Добро - это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим. Добро - это конкретное дело. Добро делать приятно, это согревает душу.

Слайд 5

Доброе - значит, хорошееуч-к, стр.193-194

Какие добрые чувства вы можете назвать? Любовь, сочувствие, милосердие, сострадание, благодарность, симпатия… Добрыми могут быть дела. Приведите свои примеры добрых дел. Почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам?

Слайд 6

Жил на свете человек,стр. 194-195

Можно ли назвать академика Сахарова добрым человеком? Почему ты так думаешь? А ты встречал добрых людей? Почему ты их считаешь добрыми? Подумай, считаешь ли ты себя добрым человеком или нет. Почему? А.Д.Сахаров

Слайд 7

Картинная галерея

Рембрандт. Возвращение блудного сына Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец? Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын? В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул: «...Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...» «Пропадал и нашелся» - это понятно. Но что значит «был мертв и ожил»?

Слайд 8

«Поэтическое слово»,стр.195

Булат Окуджава Каким представляешь ты себе героя этого стихотворения? Как ты понял, в чем он видит смысл своей жизни, зачем он живет на земле?

Слайд 9

Главное правило доброго человека уч-к, стр.194, 197-198

Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе Почему люди так высоко ценят его и почему это правило живет много веков?

Слайд 10

Учимся делать добро уч-к, стр. 198-199

Доброта начинается с заботы о близких. Сделай доброе дело. Накапливай опыт добрых дел. Скажи доброе слово и улыбнись.

Слайд 11

Проверь себя

В чем состоит доброе дело, добрый поступок? Каких людей на свете больше: добрых или злых? Обоснуй свое мнение. В чем суть золотого правила морали? Домашнее задание: §19, РТ 19 (все).

Слайд 12

§ 20. Будь смелым

Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». Подумай! Чего, по-твоему, боятся люди? Какие синонимы есть у слова «страх»? Какие пословицы и поговорки о страхе ты знаешь?

Слайд 13

Пословицы о страхе и смелости

Смелость силе воевода. Отвага - половина спасения. Смелый приступ не хуже (половина) победы. Двух смертей не бывать, одной не миновать. Волков бояться - в лес не ходить. Семь бед - один ответ. У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки... Глаза страшатся, а руки делают. Либо пан, либо пропал. Риск - благородное дело. На всякую беду страху не напасешься. На смелого собака лает, а трусливого рвет. Один со страху помер, другой ожил. Кто смел, тот два съел - да и подавился.

Слайд 14

Что такое с т р а хуч-к, стр.199-200

Можно ли говорить, что есть люди, незнакомые со страхом? Что такое фобии? Всегда ли страх вреден? Как можно преодолеть страх? Путешествие в прошлое, стр.200 Как люди в мифах древности объясняли происхождение страха? Как ты можешь объяснить, что страх и ужас ассоциируются с войной, ссорами и раздорами?

Слайд 15

Картинная галерея

Эрьзя (С.Д. Нефедов). Ужас.

Слайд 16

Брюллов Карл Павлович: Последний день Помпеи

Слайд 17

Смелость города беретуч-к, стр. 201

Смелый человек - это тот, кто не испытывает страха, или тот, кто сумел победить его? Какие ты знаешь синонимы к слову «смелость»? Кого называют смелым? Жил на свете человек,стр. 203

Слайд 18

Имей смелость сказать злу«нет» уч-к, стр. 203-205

«Все одинаково боятся. Только один весь раскисает, а другой держит себя в руках. И видишь: страх-то остается всегда один и тот же, а умение держать себя от практики все возрастает: отсюда и герои и храбрецы».А. И. Куприн Не думай, что страх непобедим. Помни, страх и зло часто идут рука об руку. Воспитывая в себе смелость, ты противостоишь злу. «Поэтическое слово»,стр.206

Слайд 19

Проверь себя

Что такое страх? Что такое смелость? Какую роль она играет в жизни человека? Домашнее задание: §20, РТ 20 (все).

Слайд 20

§ 21. Что такое человечность

Гуманизм - уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам. Вспомни! Кого называют личностью? Что отличает человека от других живых существ? Подумай! Почему не все поступки человека можно назвать человечными?

Слайд 21

Гуманизм - уважение и любовь к людям уч-к, стр.208-209

Вспомни! Гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования. Гуманизм Уважая и ценя каждого человека как самого себя, невозможно причинять зло другим. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за свои деяния. определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности

Слайд 22

«Поэтическое слово»,стр.209

РТ 21/1, «В классе и дома», №3 Человек не может жить бездумно, на нем лежит ответственность за свое будущее и будущее других людей, поскольку нет на земле существа сильнее и могущественнее человека разумного.

Слайд 23

«Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».Антуан де Сент-Экзюпери

«Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже».Л. Н. Толстой

  • Слайд 24

    Прояви внимание к старикам

    Гуманным или негуманным, как известно, может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Уч-к, стр.209-212 Благополучная старость зависит не только от самого человека. Чтобы старики не чувствовали себя ненужными и одинокими, им нужно помогать, проявлять знаки внимания, заботиться о них. Общение старых людей с молодыми, взаимопонимание и сочувствие продлевают старикам жизнь и поддерживают их хорошее самочувствие. Жил на свете человек,стр. 210

    Посмотреть все слайды
  • Надежда Харрасова

    НП «Центр Временного Пребывания детей»

    Проект для группы младшего возраста :

    «История добрых дел »

    Девиз : “Спеши творить добро” .

    Подготовила : Воспитатель

    мл. группы «Анютинины глазки»

    Харрасова Н. В.

    Г. Сургут

    1. Описание проекта___ 3

    2. Введение ___ 4

    3. Актуальность ___ 5

    4. Проблема проекта___ 6

    5. Цель и задачи ___ 7

    6. Этапы проекта и планируемые результаты___ 8-9

    7. Образовательная деятельность ___ 10

    8. Перспективный план по реализации проекта___ 11-14

    9. Вывод ___ 15

    10. Список используемой литературы ___ 16

    Описание проекта

    Доброта с годами не стареет ,

    Доброта от холода согреет ,

    Если доброта как солнце светит ,

    Радуются взрослые и дети.

    И. Дубина

    Тема : «История добрых дел »

    Место проведения. НП «Центр Временного Пребывания Детей» ,

    гр «Анютины глазки» .

    Сроки проведения проекта : .Проект краткосрочный ; сроком 1 месяц, с 15 января 2018г-15 февраля 2018г

    Участники проекта : воспитатель, дети, родители.

    Тип проекта : Творческий, познавательный.

    Образовательные области :

    Социально коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие;

    Физическое развитие.

    Формы работы : игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, взаимодействие с родителями.

    Введение.

    Говорят, что если есть в человеке доброта , человечность, чуткость, доброжелательность , значит, он как человек состоялся.

    В. А. Сухомлинский писал “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.

    Задача современного воспитателя, педагога не только овладевать нормами международных социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать инновационные процессы в молодёжной среде. Воспитать в каждом ребёнке гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь человека.

    Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.

    В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств . Человеческая доброта , милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

    В словаре С. Ожегова, доброта – это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим . Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово . Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь.

    Актуальность проекта

    «Я должен сделать все необходимое, чтобы количество добра в мире увеличилось ».

    Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности.

    Проект «История добрых дел способствует формированию инициативы добра и ответственности детей, родителей, приобретению ими практического опыта, который усилит социальную компетенцию и интерес к социально значимой деятельности.

    Главное его направление – это оказание помощи детям в познании искусства творить добро , всем оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе.

    Данный проект объединит вокруг себя детей и взрослых (воспитанников и педагогов) и станет общим делом.

    Добро , гуманизм, милосердие, смысл жизни – это ценности, о которых можно говорить бесконечно. Есть люди, которые говорят, а есть люди, которые делают! Результаты скажут сами за себя.

    Все в наших руках! Нас ждут великие дела!

    Доброта нужна всем людям-

    Пусть побольше добрых будет !

    Доброта - она от века

    Украшенье человека!

    Проблема :

    Дети – это наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена : особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие. Проблемы нравственного воспитания становятся всё более актуальными. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной , жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка : он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями. Работая над решением данной проблемы, метод проектов , действительно, актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, это позволит ему успешно корректировать знания и отношение к окружающему его миру. Существует недооценка важности трудового воспитания, недооценка важности формирования эмоционально положительного отношения к труду начиная с младшего дошкольного возраста, нравственного значения труда ребенка как проявления его заботы о членах семей.

    Проект призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.

    Цель : Воспитание у детей положительных

    качеств характера, способствовать сплочению

    коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков , добрых дел во благо других людей.

    Задачи проекта :

    1. Создать условия для творческой самореализации педагогов, воспитанников, родителей ДОУ и выявить инициативных участников проекта ДОУ ;

    2. Углублять представление детей о

    доброте , как о ценном, неотъемлемом

    качестве человека.

    3. Формировать у детей положительного

    отношения ко всем людям.

    4. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки .

    5. Познакомиться с художественной литературой, пословицами и поговорками о доброте .

    6. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

    7. Воспитывать чувство доброты и уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества : доброту , уважение, милосердие.

    8. Уточнять знания детей об этикете, закреплять правила вежливого общения.

    В основу проекта положены следующие воспитательные методы :

    Вовлечение в деятельность;

    Стимулирование;

    Сотрудничество;

    Доверие;

    Личный пример.

    Этапы проведения проекта .

    I этап (подготовительный) – 15.01.18г. - 21.01.2018г

    1. Сбор литературы о добре : стихи,

    рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки.

    2. Составление перспективного плана.

    3. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.

    4. Работа с родителями.

    5. Разработка занятий, определение тематики бесед.

    6. Подбор музыкального репертуара.

    7. Изготовление пособий, дидактических игр.

    8. Подборка материалов для бесед.

    Ожидаемый результат : Создание положительного сотрудничества и взаимодействия с родителями и их детьми.

    II этап (основной) –22.01.2018г-11.02.2018г

    Реализация перспективного плана с детьми и их родителями;

    Проведение мероприятия согласно плана;

    Консультации для родителей;

    Заучивание и чтение стихов. загадок, сказок;

    Выпуск стенгазет;

    Составление копилки конспектов проводимых занятий.

    Ожидаемый результат

    Установление прочной взаимосвязи с родителями воспитанников, формирование навыков действовать сообща, вовлечение родителей в активную работу группы, формирование у родителей правильного отношения в развитие своего ребенка.

    Обогащение и углубление знаний о добрых и хороших поступках . Воспитание в детях любви к ближнему и желанию заботиться о других. Обогащение словарного запаса и развитие речи у детей, мышления, воображения и эмоциональной отзывчивости. Воспитание у детей чувства любознательности и чувства сопереживания., умения отличать плохие поступки от хороших. Формирование навыков действовать сообща. Воспитание у детей чувство гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия.

    III этап (заключительный) – 12.02.2018г-15.02.2018г.

    Подведение итогов проекта ;

    Театрализованное представление «Добрая сказка »

    Создание презентации по проекту «История добрых дел ;

    Награждение участников;

    Предоставление проекта педагогическому сообществу;

    Участие в конкурсах разного уровня.

    детей :

    1. Дети хорошо будут понимать что такое «зло» , «добро » , «хороший поступок» , «плохой поступок» , «добрый человек » , «злой человек» .

    2. Проявится способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.

    3. Дети научатся понимать настроение других, выражать свое настроение при помощи красок.

    4. Дети научатся организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о добре .

    Предполагаемый результат со стороны родителей :

    1. Повысится активность участия родителей в жизнедеятельности группы.

    Предполагаемый результат со стороны педагога :

    В группе будут созданы необходимые условия для формирования первоначальных представлений детей о нравственных чувствах и эмоциях.

    Образовательная деятельность.

    Образовательная область Тема Цели и задачи

    Познавательное развитие :

    Познавательно – исследовательская деятельность

    Познакомить с атрибутами русской традиционной культуры : изба, предметы быта, домашняя утварь, посуда, русский народный костюм; активизировать в речи детей обобщающие понятия «мебель» , «посуда» , «одежда» .

    Познавательное развитие :

    Математическое развитие «Игрушки» .

    Формировать умение сравнивать животных игрушечных и настоящих; подбор персонажей к сказкам; определение общего персонажа для 2-х сказок «Колобок» , «Три поросенка» ; упражнение в сравнении двух предметов;

    воссоздание целого из частей.

    Речевое развитие Д/и «День Рождение» Обсуждение ситуации, как можно помочь

    товарищу в трудную минуту.

    «В гости к бабушке»

    Развивать связную речь, расширять словарный запас детей, воспитывать умение отвечать на вопросы, слушать ответы других.

    Художественно – эстетическое развитие : Рисование

    «Дерево добрых слов » Учить создавать ритмическую композицию (чередование цветов или линий, закреплять знание названий цветов, воспитывать эстетический вкус.

    Художественно – эстетическое развитие : Аппликация

    «Я подарок папе подарю и скажу, как сильно я его люблю»

    «Кораблик» Закреплять умение наклеивать готовые формы на трафарет, развивать моторику рук, закреплять знание основных геометрических фигур.

    Речевое развитие Театрализация сказки «Теремок» развивать связную речь, расширять словарный запас детей, воспитывать умение отвечать на вопросы, слушать ответы других

    Музыкальное развитие танец «Дружба»

    Разучивание песенки «Кота Леопольда» «Если добрый ты » ; Познакомить детей с музыкальными инструментами, развивать слуховую и зрительную память; стимулировать проявление положительных эмоций при вождении хороводов, исполнении песен.

    Физическая культура Подвижные игры «Добрые эльфы » Игра с мячом игра «Вежливые жмурки» .

    Комплекс упражнений «Тропинка доброты » .»Веселые старты» формировать у воспитанников потребность в двигательной активности, развивать координацию движений

    Перспективный план по реализации проекта

    Дата Деятельность воспитателя Деятельность с детьми Деятельность с родителями

    15.01.2018 Составление перспективного плана.

    16.01.2018 Подбор литературы.

    17.01.2018 Подготовка буклетов для родителей «Твори добро »

    18.01.2018 Составление сборника пословиц, поговорок о добре , рассказы о добрых поступках и людях , делающих добрые дела Д/и «Оцени поступок» Цель : развивать мышление; связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку. Анкетирование родителей «Что Вы знаете о вежливости» Цель : изучение индивидуальных особенностей семьи, её воспитательных возможностей.

    19.01.2018 Объявить конкурс на Самое оригинальное доброе дело ».

    Словесная игра «Назови ласково» Цель : активизировать речь; развивать память, мышление; пополнить словарный запас; воспитывать доброту и отзывчивость . Привлечь родителей к созданию совместно с детьми творческого альбома «Наши добрые дела »

    22.01.18 Посоветовать родителям провести с детьми беседу на тему «Что значит быть добрым Рисование «Дерева самых вежливых слов»

    Цель : Учить создавать ритмическую композицию (чередование цветов или линий, закреплять знание названий цветов, воспитывать эстетический вкус. Изготовление «Дерева самых вежливых слов» , заполнить дерево словами.

    Выпуск стенгазеты «Добро творит чудеса » Игра «Копилка добрых дел »

    Цель : активизировать память, внимание детей; воспитывать дружелюбие; чувство отзывчивости; сопереживания; желание помогать другу в трудной ситуации

    Познакомить детей с пословицами о добре и выучить 2-3 пословицы Рассматривание сюжетных картинок на тему : «Хорошо – плохо»

    Цель : развивать внимание, усидчивость; учить детей ясно и четко выражать свою мысль, оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной ситуации.

    Акция «Подари книжку саду»

    Показ презентации «Добрые дела » Этюд «Скажи доброе слово , комплимент товарищу»

    Цель : упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражение, мимику, позу.

    ситуации.

    Акция «Утро начинается с улыбки» . Дети и родители готовят открытки с пожеланием хорошего настроения на весь день.

    26.01.18 Раздать роли детям и начать учить слова сказки наизусть. Театрализация сказки «Добрая сказка » Цель : развить словарный запас.

    Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей в семье» .

    Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов»

    Цель : упражнять детей в произношении вежливых слов, меткости, ловкости при приеме мяча от воспитателя; воспитывать культуру общения.

    Выпуск буклетов для родителей «Твори добро » Аппликация «Я подарок маме подарю и скажу, как сильно я её люблю» .(изготовление подарков своими руками для мам) .

    Задания «Как можно…»

    Поздороваться

    Попрощаться

    Поблагодарить

    Вежливо попросить

    Вежливо обратиться

    Подвижные игры «Добрые эльфы »

    Цель : формировать у воспитанников потребность в двигательной активности, развивать координацию движений

    С/ролевая игра «Бюро добрых дел »

    Цель : развивать игровой диалог; игровое взаимодействие; воспитывать культуру поведения и общения друг с другом.

    Разучивание песенки «Кота Леопольда»

    Ситуативная беседа с детьми «Кто и зачем придумал вежливые слова»

    Цель : закрепить с детьми представление о правилах поведения в гостях; в общественных местах; развивать диалогическую речь, умение строить суждение; воспитывать доброжелательность ; культуру общения.

    Собрать для группы коллекцию книг о волшебстве, добре . Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо»

    Цель : продолжать употреблять в речи вежливые слова;

    закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.

    Материал : сюжетные картинки.

    Акция

    П/и «Магазин» , «В гостях»

    Цель : расширить содержание игровых сюжетов сюжетно-ролевых игр; попрактиковать детей в вежливом поведении в конкретных ситуациях.

    Составление «Копилки добрых дел » .

    Разучивание танца «Дружба» Цель : развивать слуховую и зрительную память; стимулировать проявление положительных эмоций при вождении хороводов, исполнении песен.

    Акция «Полечите книгу» .

    Оформление выставки

    «Аллея добрых книг »

    Досуг для детей «Тропинка добра » .

    Подготовка Сценария «Масленица» уличного гуляния с родителями и воспитанниками Развлечение «Широкая масленица» Подготовка реквизитов для масленицы

    Подготовить театрализованное представление «Добрая сказка » Оформление зимних участков : детских горок, снежных построек. (привлечение родителей)

    16,02,18 Диалог с родителями по завершению проекта . Показ сказки.

    Подведение итогов и награждение самых активных родителей. Театрализованное представление «Добрая сказка » . Диалог с родителями по завершению проекта .

    Вывод о проделанной работе :

    В наше время доброта не очень ценится , люди стесняются быть добрыми . Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность .

    Доброта , милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал : "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье". Человек, который делает добро другим , чувствует себя счастливым.

    На протяжении всего проекта совместно с родителями мной была организована и собрана «Аллея добрых книг » , куда вошли сборники пословиц, поговорок о добре , рассказы о добрых поступках и людях , делающих добрые дела , детская литература.

    Мной было организовано три акции, в которых родители приняли активное участие.

    А в акции «Помощь в трудной жизненной ситуации» , организованной для семьи погорельцев,приняли участие так-же и воспитатели нашего сада.

    Во время проекта совместно с детьми было проведено два развлечения и подготовлено театрализованное представление «Добрая сказка »

    Дети были в восторге от презентации с дидактическими играми на тему добро и зло .

    Теперь я с уверенностью могу сказать, что Дети имеют четкое представление

    о доброте , добрых поступках .

    Дети знают стихи, пословицы о доброте , мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.

    Дети стали бережнее относится к живому миру природы.

    У детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи, оказывают посильную помощь.

    У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.

    У родителей повысился интерес к жизни группы.

    Литература :

    1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада Воронеж : ТЦ «Учитель» . 2004.

    2. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.

    3. Островская Л. Ф. "Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.

    4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008.

    Чтение художественной литературы :

    -Сказки : «Золушка» , «Снежная королева» ,

    «Три сына» , «Два жадных медвежонка» ,

    «Доброе утро » , «Самые добрые сказки » .

    В. Маяковский «Что такое хорошо и, что такое плохо?»

    А. Барто «Вовка – добрая душа »

    Е. Благинина «Подарок»

    А. Кузнецова «Подружки»

    С. Маршак «Ежели вы вежливы» .

    Разучивание стихотворений о доброте .



    На данном уроке мы будем говорить о таком философском вопросе как доброта. Мы обсудим такие вопросы, как мера доброты, как вести себя справедливо по отношению к другим людям. Также нам предстоит поговорить о том, в любой ли ситуации нужно быть добрым, бывают ли добрые и злые нации.

    Тема: Добродетели

    Попробуем подойти к этой проблеме немного с другой стороны. У великого английского поэта лорда Байрона есть замечательное произведение – мистерия «Каин и Авель». В этом произведении есть строчки «Что было бы добром, кабы не знать нам зла?». То есть на понятие доброты можно посмотреть с обратной точки зрения. Мы говорим, что меру добра, хороших дел и поступков, доброго отношения к себе и окружающим мы можем воспринять только через боль и страдания, через какие-то вещи или жизненные ситуации, которые приносят нам зло и несчастье. Подход, безусловно, необычный и интересный, но, вместе с тем, он вполне допустим при обсуждении такого философского вопроса как добро и доброта. Какие-то жесткие определения в данном случае давать бессмысленно, хотя бы потому, что понятие доброты – это понятие нравственное, а, значит, каждый будет трактовать его для себя самостоятельно, исходя из жизненного опыта.

    Конечно, когда вы совершаете какие-то хорошие поступки, поступки нравственные, которые делают вас счастливыми, вы чувствуете какой-то прилив сил и хорошее настроение благодаря тому, что делаете, эти поступки можно называть добрыми делами. А значит, когда нечто подобное происходит с вами, то есть кто-то по отношению к вам делает нечто, облегчающее вашу жизнь, или нечто, отвечающее вашим нынешним интересам, убеждениям или желаниям, вы говорите о таком человеке, как о добром . Но, с другой стороны, понятно, что все мы люди и все мы имеем самые разные стороны своего характера. В разных жизненных обстоятельствах мы, конечно, можем по-разному реагировать. Не бывает людей абсолютно добрых или абсолютно злых. Мировые религии пытаются показать нам ориентиры, некие символы абсолютного воплощения доброты, но они не реальны. Если мы говорим о фигуре Иисуса Христа, то его человеческая сущность, согласно христианскому учению, идеальна; это совершенно добрый человек, который никому никогда не желал и не делал зла. В обыденной жизни вы вряд ли сможете найти таких идеальных людей, к такому идеалу можно только стремиться.

    Жизнь Христа по сути это и воплощение вселенской справедливости с точки зрения морали и нравственности. Закон справедливости очень прост: поступай так, как ты хотел бы, чтоб поступали с тобой. Похожий моральный императив сформулировал и Кант. То есть я не совершаю каких-то поступков, которых бы не хотел по отношению к себе, например, не хамлю другим, потому что не хочу услышать хамство в ответ. Я не ворую, потому что не хочу, чтобы украли у меня. Я не дебоширю, потому что сам не терплю дебоша и т.д. Если я живу согласно этому принципу, то, скорее всего, я буду добрым человеком. Просто в силу того, что я буду совершать поступки, которые не будут наносить не только вреда другим людям, но, скорее всего, будут им помогать. Ведь я буду делать то, что хочу, чтоб другие люди делали по отношению ко мне.

    Представьте себе такое общество из людей, делающих только добрые дела. Конечно, это общество было бы идеальным и процветающим. Вы можете сказать, что окружающий нас мир не совсем такой. Да, это правда, но и сами люди не совсем такие. Мы разные и по-разному реагируем на разные жизненные обстоятельства. Но всё-таки если в нас преобладает доброта, если в нас преобладает нравственность, если мы стараемся следовать морально-этическим принципам, то наш мир будет лучше, комфортнее и добрее для каждого отдельно взятого человека.

    Вы можете задаться вопросом: а всегда ли нужно быть добрым? Рассмотрим на примере такой ситуации как война. Война – это очень сложное социальное явление и, к сожалению, пока мы обойтись без этого явления не можем. Все знают, что война – это плохо. Война причиняет страдания людям, не имеющим отношения к причине конфликта, война заставляет убивать. Если мы рассмотрим историю войн за последние 500 лет, то придём к выводу, что боевые потери армий кратно меньше потерь мирного населения. Но, вместе с тем, покуда человечество не может разрешить возникающие конфликты и противоречия без военных действий, это социальное явление будет иметь место. Возникает вопрос: военный человек – это добрый или злой человек, ведь его призвание – убивать?

    Военных людей действительно учат тому, чтобы убивать других людей. Но сложно сказать, можно ли называть таких людей плохими или злыми. Да, если мы, отклонившись от всех других взглядов, будем рассматривать этот вопрос, то придём к выводу, что человек, который должен убивать, злой. Но, с другой стороны, защитник Отечества, тот, кто пытается сохранить целостность нашей страны, отстоять территорию от чужеземных захватчиков, не может быть злым для нас. Именно поэтому природа добра и зла далеко не однозначна, и это очень сложный философский вопрос.

    Ещё один важный момент, который нужно чётко усвоить – не существует злых или добрых народов. Нет наций, которые были бы каким-то образом изначально настроены на то, чтобы убивать, грабить или обижать других людей. Но не существует и народов, которые были бы изначально спокойными и умиротворёнными, желали другим только добра. Абсолютно в каждой нации есть люди добрые и злые. Есть люди, поступающие в одних ситуациях плохо и неправильно, а в других – справедливо и хорошо. Именно поэтому никогда нельзя навешивать какие-то ярлыки или штампы как ни на отдельного взятого человека, так и на целые народы.

    Итак, мы сегодня поговорили о глобальной теме – теме добра и зла. Это очень серьёзный философский разговор не только для нас, но и для маститых учёных, которые до сих пор ставят перед собой такую проблему. Поскольку вопрос этот философский, он не требует окончательного решения и окончательного ответа. Тем не менее, вы для себя должны знать, что для того чтобы быть человеком добрым, нужно быть человеком моральным, а, значит, нужно жить в соответствии с тем самым золотым правилом, которое мы с вами сегодня называли: не делай другим того, чего бы ты не хотел по отношению к себе.

    У вас в учебнике в качестве примера проявление доброты приведена жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова. Это выдающийся учёный, физик-ядерщик, один из создателей советской водородной бомбы. Он принимал участие в создании ядерного стратегического щита нашего государства, но поговорим мы сейчас о Сахарове именно потому, что этот человек оказался намного более глобально мыслящим, нежели просто выдающийся учёный-физик. Представьте себе, Андрей Дмитриевич был увлечён наукой, ему было очень интересно заниматься решением физической задачи. В конечном итоге, группе учёных удалось создать цепную реакцию, обогащённую водородом, из-за которой выделяется большое количество тепловой энергии, а затем, на основе этих исследований, удалось создать водородную бомбу.

    Когда Сахаров уже решил физическую задачу, он несколько переосмыслил то, что он сделал. Он понял, что теперь у людей оказалось оружие, которое может уничтожить всё человечество. Возникает вопрос: а зачем такое изобретение человеку вообще нужно? Что если такое оружие попадёт в руки безответственных политиков, и они применят его? В конце концов, в истории нашего человечества уже был пример, когда США сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Это города, в которых не было крупных военных объектов, их сбросили, чтобы решить некие политические задачи, в том числе насторожить Советский Союз, продемонстрировать свою военную мощь. Жертвами данных действий стали тысячи и тысячи жителей Японии, прервались тысячи и тысячи человеческих жизней. Между прочим, до сих пор умирают люди, которые получили заражение в результате бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

    Так вот Сахаров всю последующую жизнь боролся с ядерным оружием. Это действительно удивительное явление, но такова природа человека. Мы иногда можем совершать ошибки или делать то, о чём потом будем сожалеть. Но если мы переосмысливаем свои действия, мы имеем возможность своей жизнью доказать, что боремся и исправляем последствия своих ошибок. Иногда, даже если нам противостоит огромное количество людей, это наш моральный выбор, это наш правильный поступок. Именно так и рождаются добрые люди.

    1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

    2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

    3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

    4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. - Дрофа, 2013.

    3. Ангстрем - планета добрых дел ().

    1. Ответь на вопросы об академике Сахарове на странице 195. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

    2. Как ты считаешь, во всех ли ситуациях необходимо быть добрым? Своё мнение подкрепи примерами из жизни.

    3. *Запиши все пословицы и поговорки о доброте, которые ты знаешь. С какими из них ты согласен, а с какими – нет? Почему?