Cочинение «Библейские сюжеты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита. Сочинение Булгаков М.А. Мастер и маргарита библейские главы читать

«Мастер и Маргарита» есть реальность и фантастика, сатира и любовная . Особенно выделяются четыре главы историко-философского характера. Это « в романе» - сказ о Христе и Понтии Пилате. Главы о прокураторе Иудеи и Иешуа Га-Ноцри (Иисусе Христе) пишет главный булгаковский герой - Мастер. Созданный по библейскому сюжету, этот роман стал судьбой его автора. Мастер по желанию Булгакова так изложил известную библейскую историю осуждения и смертной казни Христа, что в ее реальности невозможно усомниться. вышла такая земная, такая живая, будто бы сам Булгаков присутствовал на всем этом. Иешуа в изображении Мастера - не мифологический персонаж, а живой , способен ощущать и негодование, и досаду. Он боится боли, боится и смерти. Но при внешней обыкновенности Иешуа - необыкновенный человек. Сверхъестественная сила Иешуа вложена в его слова, в его убежденность в их истинности. Но главное качество, которое отличает Иешуа от всех других персонажей романа, - независимость ума и духа. Они лишены условностей и догм. Они свободные. Несостоятельность и внутреннюю стойкость не могут убить в нем ни сила власти Понтия Пилата, ни угроза смерти. Благодаря этой независимости ума и духа перед Иешуа приоткрываются скрытые от других истины. И он несет эти очень опасные для власти истины людям.

Чтобы создать такого , Мастер сам должен иметь хоть некоторые его качества. Мастер исповедует те самые истины, проповедует добро и справедливость, хоть сам не был смиренным, терпимым и благочестивым. Но есть в Мастере все таки та же зависимость, та же внутренняя духовная воля, что и у его героя, который идет на Голгофу.

С ужасом слушает прокуратор Иудеи соображения о власти. Иешуа говорит, что настанет время, когда власть не будет нужна. Такие слова было не только страшно, но и рискованно слушать. Предохраняя себя от посторонних ушей, прокуратор почти прокричал: «В мире не было, нет и не будет школы большей и прекрасней власти, чем власть императора Тиберия!» Эта фраза сказана Булгаковым, ясное дело, не из исторических источников. Она - из современных ему идей. заменил только имя. Вообще, если бы читатели могли прочитать роман в то время, они наверное заметили бы перекликание описанной библейской истории с умышленностью. Решение Синедриона и Понтия Пилата напоминают решение правоведов и других современных Булгакову официальных организаций. Похожесть - в неистовом фанатизме, в страхе перед инакомыслием.

Герой романа Мастера, Иешуа Га-Ноцри, осужден. Его мирные речи, что возражают насилию, опаснее для власти, чем прямой призыв. Иешуа опаснее убийцы, которого помиловал Понтий Пилат. И хотя он сумел подчинить прокуратора своим умом и странной силой слова, Пилат направляет насмерть именно его, боясь за себя, за свою карьеру. Как политик Понтий Пилат победил, но испытал поражение перед великой силой духа. И прокуратор это понял.

Понтий Пилат напоминал Булгакову некоторых современных писателей политиков и государственных деятелей. Но есть существенное отличие: расправа над невинным стоила Пилату тяжелых душевных мучений, а у современных писателей политиков получается избежать даже укоров собственной совести. Так библейский сюжет столкнулся с реальной жизнью.

Воссоздание евангельских событий - одна из важнейших традиций мировой и русской литературы. Обращается к событиям распятия и воскрешения Иисуса Христа Дж. Мильтон в поэме «Возвращенный рай», О. де Бальзак в повести «Иисус Христос во Фландрии», в русской литературе - Н. С. Лесков («Христос в гостях у мужиков»), И. С. Тургенев (стихотворение в прозе «Христос»), Л. Андреев («Иуда Искариот»), А. Белый (поэма «Христос воскрес»). В чем же своеобразие трактовки евангельских событий в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Прежде всего, М. Булгаков обращается к этим событиям в такие времена, когда вера в Бога не просто ставится под сомнение, но массовое безверие становится законом жизни государства. Возвращая все эти события и говоря о них как о несомненной реальности, писатель идет наперекор своему времени и прекрасно знает, чем это чревато. Но библейские главы романа жизненно необходимы как напоминание о первой, изначальной ошибке - неузнавании Истины и Добра, следствием которой становится фантасмагория московской жизни 30-х годов.

Библейские главы можно отнести к жанру романа-притчи. Так же, как в притче, объективно и бесстрастно излагаются события. Совершенно отсутствуют прямые обращения автора к читателю, также как и выражение авторской оценки поведения героев. Правда, отсутствует мораль, но она, по-видимому, и не нужна, потому что моральные акценты в этих главах расставлены очень четко.

В романе мастера три главных героя: Иешуа, Понтий Пилат, Иуда. Иешуа, безусловно, не евангельский Иисус, нет никаких проявлений его божественности, даже от сцены воскресения М. Булгаков отказывается. Иешуа - это воплощение, прежде всего, нравственности. Он - философ, странник, проповедник добра и любви к людям, милосердия. Его цель была в том, чтобы сделать мир чище и добрее. Жизненная философия Иешуа такова: «...злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». И он действительно относится ко всем людям так, как будто они на самом деле являются воплощением добра, - даже к центуриону Крысобою, который его избивает. Иешуа является носителем нравственной истины, недоступной людям.

Иуда у романе тоже нетождественен евангельскому Иуде. Из Евангелия мы знаем, что Иуда своим лобзанием в Гефсиманском саду предает Спасителя. Предательство - это величайшая вина перед человеком, неизмерима вина того, кто предал Иисуса. У М. Булгакова Иуда, в отличие от евангельской традиции, - не ученик и не последователь Иешуа. Отсутствует и сцена «предательского лобзания». По сути, Иуда был орудием в руках первосвященника и воистину «не ведал, что творил». Он оказался между Каи-фой и Пилатом, игрушкой в руках людей, наделенных властью и ненавидящих друг друга. М. Булгаков снимает с Иуды вину, возлагая ее на Понтия Пилата.

Понтий Пилат - центральная фигура в ершалаимском пласте. Мастер говорит, что пишет роман о Пилате. Пилат сразу же почувствовал человеческую незаурядность Иешуа, однако традиции и нравы императорского Рима в конечном счете побеждают, и он, в соответствии с евангельским каноном, посылает Иешуа на крест. Но М. Булгаков отказывается от канонического понимания этой ситуации, у него Пилат лицо трагическое, разорванное между личностными устремлениями и политической необходимостью, между человечностью и властью. М. Булгаков ясно показывает ощущение трагической безысходности, ужаса от содеянного, наполняющих душу Пилата («За сегодняшний день уже второй раз на него пала тоска...»). С этого момента подлинной жизнью Пилата становится сон: прокуратор идет по лунной дорожке с Иешуа, беседуя, и казнь - чистое недоразумение, и бесконечен их диалог. Но в реальности казнь не отменена, и так же неотменимы муки Пилата.

Мука Пилата кончается только после заверения Иешуа о том, что казни не было. Иешуа дарует прощение Пилату и покой мастеру, написавшему роман о Пилате. Таков исход трагедии, но наступает он не во времени, а в вечности.

Роман «Мастер и Маргарита» - сложное произведение. И хотя о романе уже много написано и сказано, но каждому его читателю суждено по-своему открывать и понимать художественные и философские ценности, таящиеся в его глубинах.

Преподаватель русского языка и литературы
Уссурийского суворовского военного училища
Маркина Ольга Николаевна.

Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Учебные цели: проанализировать философско-библейские главы романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в единстве формы и содержания, донести до суворовцев нравственные уроки Булгакова, главные, в его представлении, ценности; помочь понять замысел писателя, написавшего «роман в романе», и осмыслить временную перекличку линий произведения.

Развивающие цели: формировать умение логически рассуждать и чётко излагать свои мысли; развивать эмоциональные качества и чувства суворовцев; развивать творческие способности обучаемых, их познавательную активность.

Воспитательные цели: содействовать формированию общечеловеческих нравственно-мировоззренческих идей; способствовать духовному взрослению суворовцев.

Материальное обеспечение урока: портрет М.Булгакова, наглядно-иллюстративный материал к «Евангельским главам» романа «Мастер и Маргарита», тексты романа, фильм М.Гибсона «Страсти Христовы», аудиокассеты «Духовные беседы в Московском суворовском училище» и «Беседа с другом о смысле жизни».

Ход урока:

1. Объявление темы и целей урока.

2. Аудиозапись (фрагмент лекции по библейской истории и о смысле жизни).

3. Вступительное слово преподавателя:

Вселенная…планета Земля…и маленький человек - венец творения Господа, как учит православное христианство. Зачем дана человеку жизнь? Каков её смысл?

«Рукописи не горят»,- пророчески произносит один из персонажей о романе Мастера, но эти слова по праву можно отнести ко всему роману в целом.

Как известно, главная книга жизни писателя увидела свет в полной редакции лишь в 70-е годы, через 30 с лишним лет после её написания. Она[ книга] не могла « сгореть», потому что честное, талантливое, несущее людям великое понимание жизни, рано или поздно должно быть прочитано теми, ради кого писалось. В этом, мне кажется, заключается вечный закон справедливости.

4. Работа с текстом. Анализ I главы:

  • Композиция «Мастера и Маргариты", как нам известно, своеобразная.
  • В чём заключается это своеобразие? («Роман в романе»: повествование о быте московского народонаселения 20 - 30 годов, о жизни Мастера и судьбе созданного им романа о Понтии Пилате).
  • Откроем роман и найдём ответ на вопрос: чему так изумился непрошеный собеседник, подсев к Берлиозу и Ивану Бездомному?
  • Ответ литераторов вызвал логически оправданный второй вопрос Воланда. Какой?
  • Что услышал Воланд в ответ?
  • Но дальнейшее развитие событий опровергает этот тезис. Что же случилось на Патриарших?
  • Значит, человек не может управлять своей жизнью в полной уверенности. Тогда возникает другой логически оправданный вопрос: какие же силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения?

5. Работа учащихся с листком обратной связи:

Что лежит в основе человеческого поведения:

  • стечение обстоятельств;
  • ряд случайностей;
  • следование избранным идеалам;
  • нравственный ориентир;
  • жажда власти;
  • страх смерти.

6. Слово-обобщение учителя:

Вот эти вопросы и ставятся Булгаковым в «Евангельских главах». «Зачем ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления?» - грозно допрашивал Понтий Пилат Иешуа.

(На доске: Истина - то, что соответствует действительности, правде.)

Голова грозного прокуратора раскалывалась от боли, и вдруг он слышит слова, которые вряд ли рассчитывал услышать.

Что же это за слова? (Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…). Как всё просто и вместе с тем сложно. Как догадался оборванец? Может он врач? Вот так в роман входит философская тема поиска истины, и от того, откроешь ли ты её для себя, зависит твой человеческий облик.

7. Работа с текстом. Анализ «Евангельских глав».

Вы обратили внимание, что Иешуа представлен в романе как бродяга?

  • У него есть родители?
  • Ученики?
  • Описываются ли в «Евангельских главах» проповеди Иешуа, его знаменитые чудеса-исцеления?

Выполнение тестового задания № 1. (Приложение № 1).

Булгакову нужна была яркая, как солнечный луч, и короткая, как вспышка молнии, жизнь праведника, обыкновенного, казалось бы, человека; М.Булгакову важно было показать внутренний, духовный мир Иешуа, стойкость духа.

  • Какую же истину открывает Иешуа П. Пилату? Главное убеждение Иешуа? (Злых людей нет на свете, все люди добрые…..)
  • Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признания? (Что Иешуа невиновен. Это и есть истина).
  • Но вот прокуратору подают другой кусок пергамента. И это уже серьёзно…В чем обвиняется Иешуа?
  • Перед каким нравственным выбором встаёт Понтий Пилат? (Спасти бродячего философа и лишиться власти, положения, карьеры, возможно, жизни или сохранить своё положение, казнив невиновного и поступив против совести; отступив от истины, Пилат выбирает второе).
  • Однако Пилат пытается подсказать путь спасения. Вчитаемся в ремарки, сопровождающие диалог.
  • Почему Иешуа отказывается от компромисса, который мог бы спасти ему жизнь? (Истина для него дороже жизни).
  • Следование истине, внутреннему убеждению, голосу совести требует мужества, стойкости духа, и во имя её [ истины ] Иешуа принимает мучительную смерть на кресте.

На доске христианская молитва «Символ Веры». (читает подготовленный суворовец).

Фрагмент фильма М.Гибсона «Страсти Христовы».

В чём вы увидели несоответствие между изображенным в фильме и в романе? Чем объяснить? (Призыв к Отцу - подчеркивается небесное происхождение. Копьём в сердце - Понтий Пилат посылает Иешуа лёгкую смерть, чувствуя свою вину…)

И вот тут открывается ещё одна тема, связанная с «Евангельскими главами», - тема греха и покаяния.

Грех - это ощущение вины человека перед Богом. П.Пилат совершил грех, он и в историю вошел как человек, подписавший смертный приговор Иисусу Христу.

Какой человеческий порок Иешуа считает самым главным? (Трусость).

Выполнение тестового задания № 2. (Приложение № 2).

Искупить грех можно только покаянием, т.е. признанием своей вины, искренним раскаянием и добрыми делами.

Учёные утверждают, что мир сновидений это больше, чем отражение наших мыслей; именно во сне мы оказываемся наедине с отражением наших скрытых страхов, желаний, тревоги.

Выразительное чтение учащимся отрывка из главы 26 «Сон Пилата».

М. Булгаков даёт свою версию ощущения греха Понтием Пилатом, его раскаяние в содеянном и его наказание. Одна из попыток загладить свою вину - убийство Иуды.

Реализация индивидуального творческого задания.(Задание: сравнить участь Иуды по книге французского исследователя Э. Ренана «Жизнь Иисуса» и участь Иуды в романе М.Булгакова).

Другая попытка загладить (искупить) свою вину - устроить судьбу Левия Матвея.

Реализация творческого задания (сочинение-миниатюра «Каким я увидел П.Пилата в эпизоде «П.Пилат и Левий Матвей»).

Если человек, уверен Булгаков, искренне раскаялся в совершенном грехе, он будет помилован Богом. Как был наказан П. Пилат за своё малодушие, трусость?

Чем завершается история Пилата?

Сколько лет разницы между описанными событиями в «Евангельских главах» и событиями, происходящими в Москве? (приблизительно 1900 лет).

Исследователи творчества Булгакова установили, что события в обоих случаях происходят на Страстной неделе. Появляется Воланд со своей свитой в Москве в среду, а в ночь с субботы на воскресенье покидает её, покидают Москву Мастер и Маргарита. Именно в это время они встречаются с Пилатом, и становится очевидным, что прощён Пилат в самый светлый христианский праздник. Какой? (Светлое Христово Воскресение - Пасха).

И эта временная перекличка обеих линий повествования не случайна. Культура человеческих отношений не может существовать только в прошлом. Как и 2000 лет назад человек живёт не только заботой о бренном теле, более всего он живёт правдой и совестью - жизнью духа.

Иудея с центром в Иерусалиме находилась под властью Римской империи, а Россия Булгакова? (под властью диктатуры Сталина).

Мастер, написавший роман о Понтии Пилате, рискнувший рассказать людям историческую правду, живёт в тоталитарном государстве. И этому государству не по нутру произведение, затрагивающее проблему ответственности человека, наделённого властью вершить людские судьбы.

Разговор о судьбе Мастера у нас впереди, скажу лишь, что его судьба - это судьба многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма, это судьба и самого Булгакова (с его представлениями об истине и свободе выбора жизненного пути, о его вере во всепобеждающую силу любви).

8. Фрагмент аудиозаписи духовной беседы в Московском суворовском училище «Беседа с другом о смысле жизни».

9. Задание на самоподготовку («домашнее» задание):Подготовить к анализу главы 5,7,9,12,18,24,28. Устно ответить на вопрос: Изменились ли горожане внутренне?

Приложение № 1.

Тест № 1.

Почему в романе Иешуа представлен как бродяга?

  1. соответствие ;
  2. автор подчёркивает внутреннюю свободу героя;
  3. автор стремится показать Иешуа бедняком.

Приложение № 2.

Тест № 2.

Почему для Иешуа один из самых страшных пороков - трусость?

  1. трусость ведёт к предательству;
  2. трусость - сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла;
  3. трусость - малодушие, недостаток душевной силы.

Роман «Мастер и Маргарита» долго воспринимался читателями как произведение, состоящее из двух неравноценных частей, и даже многие критики и литературоведы не сразу оценили и увидели глубокую взаимосвязь «московских» и «ершалаимских» глав. Булгаков внимательно изучил традиции европейской литературы, использовавшей библейские ассоциации и образы, особенно изображение дьявола. Но Ершалаим Булгакова древнее и точнее, чем все предпринимавшиеся до тех пор попытки пересказать новозаветную историю. Писатель изучал древнееврейские источники - Каббалу, Ветхий Завет, Талмуд, о чем свидетельствуют черновики романа и записи Булгакова. Он обращался к исторической и археологической литературе. Поэтому так живо и ярко изображен древний город, люди, живущие в нем, атмосфера шумного, многоязычного праздника, проходящего в городе, которым правит человек, представляющий власть, чуждую по языку, культуре, религии, мировоззрению и традициям коренному населению.

Историю, знакомую всем по Евангелию, Булгаков сумел увидеть совершенно по-новому. И новизна не в том, что он отступает в чем-то от канонического сюжета. В его книге Иешуа, Понтий Пилат, Левий Матвей, Воланд - живые. Это не только символы, не только оболочка религиозных догм, облеченных в форму доступной притчи. Это характеры, личности, судьбы. Не зря Иешуа поражает Пилата не чудесами, а странной философией. Символично, хотя и похоже на чудо, исцеление прокуратора от головной боли. Пилат спрашивает Га-Ноцри: «Признайся, ты великий врач». Но выздоровление не связано с какими-то сверхъестественными способностями подсудимого, это не чудо. И в то же время оно символично, хотя современная психология и медицина объясняют такие случаи без привлечения магии. Дело в том, что мигрени прокуратора - плата за душевный разлад, за ненависть к чужому городу, которым он должен управлять, да так, чтобы был доволен Рим и чтобы не нарушить равновесие между оккупационными властями, интересами Рима и местной властью, которая может помочь, но может и спровоцировать жителей на проявление недовольства. И Понтий Пилат, измученный необходимостью соблюдать, как мы бы сейчас сказали, баланс сил, «уходит» в боль, которая дает ему законную передышку, возможность не думать. А странный подсудимый, которого современные психологи назвали бы ярко выраженной харизматической личностью, приносит прокуратору то, чего он многие годы не знал: мир, душевный покой, согласие с самим собой.

Иешуа, созданный Булгаковым, в ершалаимских главах лишен всяких атрибутов божественности. Это нищий бродячий проповедник. Сразу же намечено противоречие между евангельскими историями и «подлинной» историей. Он не приехал в город на ослике, его не встречала восторженная толпа почитателей. Иешуа - это сын Божий, прошедший испытание в пустыне и отвергший искушения Сатаны. Он не будет творить чудеса, чтобы убедить народ в правильности той философии, которую он проповедует, не возьмет земную власть, потому что к истине не приходят из-под палки, по приказу и за компанию. Постижение истины - дело личное, и все, что делает Иешуа, - это говорит с людьми, обращаясь к тому, что считает важнейшим началом в каждом человеке. Его единственный принцип, его кредо - нет злых людей, есть люди несчастливые. Он хочет обратиться к доброму началу в каждом человеке. Но реализм ситуации в том, что кроме ученика, который в романе только один, да и тот все «записывает неправильно», Иешу никто не слышит, а те, что услышали, поняли его речь как призы к свержению власти римлян. И «сдали» безобидного и беззаЩ ного проповедника властям.

Заканчивается библейская история прощением. Прокуратор свободен, Иешуа ждет его. И, как замечает Воланд, может быть, они До чего-нибудь договорятся. А что же другой персонаж, попавший в эту историю благодаря своему странному, не понятому никем Роману? Мастер тоже свободен. Наградой ему стал покой и погасая память, в которой не осталось никаких следов от мучений, пережитых им. С ним навсегда будет та, которая любила и страда ла, потому что «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит». Но почему же мастера не взяли «туда, в свет»? Левий Матвей, посланник, отвечает так: «Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Мастер сдался, он сломан, и даже чудо уже не может ничего исправить».

Библейские главы романа «Мастер и Маргарита» часто называют «романом в романе». Но это не так. Это не вставка, а гениальное изображение связи времен и сюжетов. Всегда будут повторяться истории о предательстве и верности, о непонятых учителях и преданных, но бездарных учениках. Не зря, когда Левий Матвей называет себя учеником Иешуа, Воланд отвечает: «Нет, ты раб. Ты только рабски повторяешь, причем не будучи в состоянии понять суть учения, а только следуя его букве». Наверное, всегда, и это понимаем мы после прочтения романа. Наказание определяет себе сам человек, когда совершает или не совершает поступки.

Тема: Библейские главы и их роль в решении нравственных проблем романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Цели и задачи урока.

1. Выяснить, с какой целью вводит М. Булгаков в свой роман библейские сюжеты и их героев? Какими видит и изображает главных библейских персонажей Иисуса Христа и Понтия Пилата?

2. Определить, какие философские и нравственные проблемы поднимает и решает автор в ершалаимских главах? О чём предупреждает нас, от чего предостерегает?

3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, пробуждение понятий добра, милосердия, совести и т.п.

Форма урока обсуждение проблем за круглым столом, дискуссия (исследовательская работа по текстам Библии и романа).

Оформление:

1. Портрет М. Булгакова (в исполнении учащихся 11 класса).

2. Библия, Евангелие от Матфея.

3. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

4. Иллюстрации к сценам "Суд", "Казнь" (в исполнении учащихся 11 класса).

5. Оформить стенд с работами выпускников прошедшего года:

а) реферат «Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

б) сочинение "Письмо прокуратору Иудеи Понтию Пилату";

в) доклад о жизни и творчестве М. Булгакова.

Эпиграф к уроку: "Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с Писателем" (М. Булгаков.)

Плакаты к уроку:

1. "Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле". (В. Лакшин.)

2."Совесть   искупление вины, возможность внутреннего очищения" (Е. В. Корсалова).

Этапы урока (на доске):

1. Сопоставление булгаковского сюжета с евангельской основой. Цель обращения и переосмысления библейского сюжета.

2. Понтий Пилат. Контрасты в изображении главного героя ершалаимских глав.

3. Иешуа Га-Ноцри. Проповеди бродячего философа: бред или стремление к истине?

4. Философские и нравственные проблемы, поднятые в ершалаимских главах. Центральная проблема.

5. Роман-предупреждение. Творческое решение проблемы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступление к уроку.

Слово учителя. Начать наш первый урок по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" мне хочется строками из статьи Елены Владимировны Корсаловой - доктора педагогических наук, профессора литературы - "Совесть, истина, человечность..."

"Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман, воплотивший размышления автора о своей эпохе и вечности, человеке и мире, художнике и власти, роман, в котором удивительным образом переплетаются сатира, тонкий психологический анализ и философские обобщения..."

Я как учитель полностью согласна с Еленой Владимировной и с удовольствием повторю её слова: «Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман..." И от себя добавлю: роман сложный, требующий глубоких раздумий, определенных знаний.

Сегодня мы начинаем его изучение.

Тема первого урока звучит так:

"Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова " Мастер и Маргарита".

Когда в первый раз, летом, вы читали этот роман, я уверена, что обратили внимание на его композицию. И это не случайно. Композиция романа оригинальна и многопланова. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа:

1-ый  повествование о жизненной судьбе Мастера,

2-ой  созданный Мастером роман о Понтии Пилате.

Получился роман в романе.

Главы вставного романа рассказывают об одном дне римского прокуратора. Они рассредоточены в основном повествовании о московской жизни главного героя, Мастера, и окружающих его людей. Их всего четыре (2, 16, 25 и 26 гл.). Они вклиниваются в озорные московские главы и резко от них отличаются: строгостью повествования, ритмизированным началом, древностью (ведь они переносят нас из Москвы 30-х годов двадцатого века в город Ершалаим тоже 30-х годов, но века первого).

Обе линии единого произведения  современная и мифологическая явно и неявно перекликаются друг с другом, что помогает писателю шире показать современную ему действительность, осмыслить её (а это одна из самых главных задач писателя М. Булгакова, которую он решает во всех своих произведениях.)

Задачи нашего урока:

Провести параллели, проверку современной действительности опытом мировой культуры на уровне вечных ценностей, всеобщих нравственных принципов.

А основы этого нравственного опыта заложены в христианстве. Узнать о них может каждый, читающий Библию.

Сопоставить булгаковский сюжет с евангельской основой, понять, почему Булгаков обращается к библейским сюжетам, зачем переосмысливает и изменяет их;

Определить, какие философские и нравственные проблемы поднимает и решает автор, о чем предупреждает.

Я понимаю всю сложность поставленной задачи для первого урока, но надеюсь, что, работая с текстами Евангелия и романа дома, отвечая на вопросы домашнего задания, с моей помощью на уроке, за этим круглым столом совместно мы можем обсудить многие важные вопросы и попытаемся сделать выводы.

Я прошу смело высказывать свои суждения, даже если они будут не совсем верными, спорными, внимательно слушать ответы товарищей, пользоваться сигнальными карточками (!), чтобы я вовремя заметила ваше желание высказаться. Т. е. я жду от вас полноценной работы мысли и слова и обещаю быть вам добрым помощником.

Итак, приступаем к 1 этапу урока. Задание к нему получили все три группы .

1. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой. Цель обращения и переосмысления библейского сюжета.

Вступительное слово: Не знающим Библии кажется, что ершалаимские главы  парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных отличий.

1 Вопрос: Каковы же эти отличия?

Обратимся к вашему домашнему заданию:

Возраст (Иисусу - 33 года, Иешуа - 27 лет);

Происхождение (Иисус  сын Божий и Пресвятой Девы Марии, у Иешуа отец  сириец, а мать  женщина сомнительного поведения; родителей он не помнит);

Иисус  бог, царь; Иешуа  нищий бродячий философ (положение в обществе);

Отсутствие учеников;

Отсутствие популярности в народе;

Не въехал на осле, а вошел пешком;

Изменил характер проповеди;

После смерти тело похищает и предает земле Левий Матвей;

Иуда не повесился, а убит по приказу Пилата;

Оспорено божественное происхождение Евангелия;

Отсутствие предначертанности его смерти на кресте во имя искупления грехов человечества;

Нет слов " крест " и " распятый ", а есть грубые "столб ", "повесить";

    главный герой не Иешуа (прообразом которого является Иисус Христос), а Понтий Пилат.

2 Вопрос: Почему М. Булгаков обращается в своем романе к библейским сюжетам и их героям с одной стороны, а с другой зачем, с какой целью переосмысляет их?

В образе Иешуа Га-Ноцри изображен не сын Божий, но сын человеческий, т.е. простой человек, хотя и наделенный высокими моральными качествами;

М. Булгаков уделяет внимание не идее божественного предопределения, предначертанности смерти во имя искупления человеческих грехов, а земной идее власти, социальной несправедливости;

Делая главным героем Понтия Пилата, хочет обратить особое внимание на проблему нравственной ответственности человека за происходящее вокруг;

Обращается к библейским сюжетам и героям, чтобы подчеркнуть важность всего того, о чём будет говорить, проблем, которые будут решать.

Вывод: Обращение к библейскому сюжету подчеркивает важность описываемого в ершалаимских главах, а переосмысление их автором обусловлено его желанием сблизить всеобщие нравственные идеалы с земными проблемами власти и ответственности человека за происходящее.

2 этап урока. Материалы к вопросу готовила 1 группа.

Понтий Пилат. Контрасты в изображении главного героя ершалаимских глав.

Учитель: Предлагаю начать работу над образом Понтия Пилата с текста. Зачитаем строки, повествующие о появлении во дворце этой значительной и сложной фигуры: "В белом плаще... "

Комментирует: Нельзя не почувствовать значительности и особой эмоциональной наполненности этой фразы даже на слух. Но далее идёт фраза, которая сразу снимает этот ореол значительности, подчёркивая земные слабости героя, несколько приземляя его:

"Более всего на свете... с рассвета " (стр.20, 2 абз.)

Вывод: Так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости.

Давайте обратимся к тексту и найдём там и другие примеры контраста  главного художественного приёма, которым пользуется автор Булгаков в изображении Понтия Пилата.

Величественные черты правителя.

Человеческие слабости.

1. В прошлом бесстрашный войн, всадник " золотое копьё ".

2. Внешне  величественная фигура всесильного прокуратора.

3. Внушает всем страх, называет себя " свирепым

чудовищем".

4. Окружен толпой слуг и охранников.

5. Хочет быть справедливым, помочь Иешуа.

6. Призван решать судьбы людей.

7. Видит, что Иешуа не виновен.

8. Вынес приговор.

1. Ненавидит запах розового масла.

2. Внутри  сильная головная боль.

3. Боится кесаря, прячет трусость, боится доносов.

4.Одинок, единственный друг  собака Банга.

5. Потерял веру в людей, боится потерять карьеру.

6. Посылает невиновного на смерть.

7. Обвиняет в том, во что сам не

верит.

8. Мучается во сне и наяву.

Вопрос: Почему так много контрастного в изображении прокуратора Понтия Пилата?

Булгаков хочет показать, как в человеке борются доброе начало и злое, как Пилат хочет быть справедливым и совершает зло.

Оставим на время Понтия Пилата и обратимся к другому герою ершалаимских глав  Иешуа Га-Ноцри.

3 этап урока.

Иешуа Га-Ноцри. Проповеди бродячего философа. Бред или стремление к истине? (2группа).

Учитель: Опять обратимся к тексту и посмотрим, как появляется во дворце и в романе второй герой ершалаимских глав.

" Этот человек..." (стр. 22).

" Связанный мгновенно..." (стр. 24).

" Арестованный пошатнулся..." (стр. 29).

Комментарии: Это описание создаёт образ жалкого, слабого физически человека, которому трудно переносить телесные мучения.

Вопрос: Каков этот герой внутренне? Так ли он слаб духом, как телом?

Обратимся к тексту:

1. В чём обвиняют Га-Ноцри?

2. Что же он проповедует на самом деле? Что утверждает?

Главные обвинения в словах прокуратора: " Так ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ?"

Проповеди Иешуа:

1. "Все люди добрые ", " Бог один,… в него я верю".

2. "... рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины".

3. "... всякая власть является насилием над людьми и что настанет день, когда не будет власти, ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть".

Учитель: Поговорим об утверждениях Иешуа. Посмотрим на них глазами Понтия Пилата.

1. Какое из его утверждений воспринимается Понтием Пилатом как бред, как безвредное чудачество?

2. Какое из них считается легко оспоримым?

3. Какое вызывает у него трепет, страх? Почему?

1-ое утверждение Пилат считает бредом и по-своему оспаривает его: физически - с помощью Крысобоя, морально  напоминанием о предательстве Иуды;

2-ое утверждение вызывает у него насмешку: "Что такое истина?" Вопрос должен уничтожить собеседника, т.к. человеку не дано знать ни истину, ни даже что такое истина. Для людей это сложное, отвлеченное понятие. Что можно ответить на этот вопрос?

Что бы ответили вы?

Можно ожидать потока отвлеченных, туманных слов.

НО: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти, "  ответ Иешуа прост и понятен, истина исходит от человека и замыкается на нём.

Это кусочек истины, оспорить которую Понтий Пилат не может.

3-е утверждение вызвало страх у прокуратора, т.к. он боится доносов, боится потерять карьеру, боится расправы кесаря, боится столба, т.е. боится за себя.

Вопрос: А Иешуа боится за себя? Как он себя ведет?

Иешуа боится телесных истязаний. Но не отступает от своих убеждений, не меняет взглядов.

Вопрос: Какие качества героя открываются вам в его проповеди и поведении?

Главные качества Иешуа: доброта, сострадательность, отвага.

Учитель: В раскрытии образа второго героя ершалаимских глав также используется приём контраста. Слабый физически Иешуа Га-Ноцри оказывается сильным духом.

Учитель: Вернёмся к сцене допроса и посмотрим, что думает о бродячем философе иудейский прокуратор?

Вопросы: 1. Понял ли Понтий Пилат, что Иешуа не виновен? Уверен ли он в этом?

Да. " В светлой и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, и состава преступления в нём не нашёл".

2. Хочет ли он спасти его от мучительной смерти? Быть справедливым?

Да. Понтий Пилат делал Иешуа намёки, чтобы тот отказался от своих слов о кесаре, посылал " намекающий взор " и т.п.

3. Какое же чувство побеждает в Понтии Пилате все остальные? Как это происходит?

Сначала Пилат хочет быть справедливым и спасти философа. Но рассуждения последнего о власти повергают его в ужас. " Погиб!" потом: "Погибли!" Он делает попытку склонить Иешуа к отказу от своих слов, но безуспешно.

Страх оказывается сильнее желания быть справедливым. Он побеждает.

4. Найдите слова прокуратора, в которых звучит смертный приговор.

- " Ты полагаешь, несчастный... не разделяю " (стр. 35)

Учитель: Итак, внутренняя борьба в Понтии Пилате между добром и злом, между желанием быть справедливым или вынести смертный приговор невиновному закончена.

Всесильный прокуратор, умный, мудрый правитель испугался, смалодушничал, струсил.

Он проходит состояния: от страха - к трусости - к подлости.

Вопрос: Скажите, на каком этапе этой логической цепочки вы могли бы ещё понять и оправдать Пилата? Когда нет?

Страх - чувство физиологическое (равно испугу), свойственно всем живым существам, оно рефлекторно, как и инстинкт самосохранения.

Т.е. Пилат мог испытать чувство страха, это нормально, неосудимо.

Но человек - существо разумное. Он отвечает за свои поступки. Пилат должен не уступать страху, победить трусость, оставаться до конца верным себе, своим убеждениям.

Вынесение смертного приговора невиновному  это уже подлость. А подлость это безнравственно.

Акцент: Трусость между страхом и подлостью. Страх не всегда ведёт к трусости, но от трусости до подлости 1 шаг.

Вывод: "Трусость  несомненно один из самых страшных пороков", так говорил Иешуа.

"Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок",  внутренний голос Понтия Пилата.

И действительно: "Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле".

Так было с Понтием Пилатом: он совершил подлость из страха, из трусости. Но это не всё. Понтий Пилат сохранит себе и жизнь, и карьеру. Но лишит себя чего-то очень важного.

Что же это?

Понтий Пилат потерял покой. Его будет мучить совесть.

Попытался ли Пилат исправить сделанное, как?

Да. Прикажет убить Иуду. Захочет облагодетельствовать Левия Матвея.

Успокоит ли это его?

Нет. "Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит луна, ... его терзает бессонница" (стр. 461).

"При луне ему нет покоя... он утверждает, что чего-то не договорил тогда... с арестантом Га-Ноцри... более всего в мире он ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу".

"Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?"  спросила Маргарита.

Закончим на этом наш разговор о героях библейских глав и обратимся к их проблемам.

4 этап урока. Материалы к вопросу готовила 3 группа.

Философские и нравственно-эстетические проблемы, поднятые в ершалаимских главах.

Учитель: Сейчас я хочу обратиться к группе №3.

Их домашним заданием был вопрос о проблемах романа, поставленных автором в ершалаимских главах. Слушая высказывания на сегодняшнем уроке, участвуя в них, я думаю, они сумели дополнить свои домашние наброски. И я предоставляю слово им.

Среди всех проблем романа " Мастер и Маргарита " мы хотим выделить две отдельные группы, которые мы могли бы озаглавить так: "философские" и "нравственно-эстетические".

Причём, мы заметили, что группы эти разные в количественном отношении. Т.к. философия  наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, то и философские проблемы, на наш взгляд, поднятые в этих главах, тоже связаны с наиболее общими законами.

Поэтому мы выделили следующие проблемы философского характера:

Что такое добро и зло?

Что есть истина?

В чём смысл человеческой жизни?

Человек и его вера.

Учитывая, что « …нравственность  это правило, определяющее поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», выделяем нравственно-эстетические проблемы романа, поднятые в ершалаимских главах:

Духовная свобода и духовная зависимость.

Ответственность человека за свои деяния.

Человек и власть.

Социальная несправедливость в жизни человека.

Сострадание и милосердие.

Вопрос: Какая из поставленных автором проблем является, на ваш взгляд, центральной?

Проблема ответственности человека за свои деяния, т.е. проблема совести.

Е. В. Корсалова в своей статье подтверждает эту мысль. Говорит она и о том, для чего дана человеку совесть: " Совесть  внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков. Совесть искупление вины, возможность внутреннего очищения".

Запомните, дети, эти слова.

Вопрос всем: Какие из этих проблем можно назвать современными нам, сегодняшними?

Все.

Вывод. М. Булгаков поднял в своём романе проблемы вечные, неумирающие. Его роман обращен не только к его современникам, но и к потомкам .

Мы продолжим работу над этими проблемами на следующем уроке.

5 этап урока.

Роман-предупреждение. Творческое решение проблемы.

"Роман-предупреждение  это горькое писательское предвидение того, какие картины могут стать реальностью, если будет и далее раскручиваться нынешняя жизненная спираль".

Эти слова из статьи критика относятся и к роману М. Булгакова, который хочет предостеречь нас, всех живущих, от сделок с совестью, от духовной несвободы.

Я просила подойти вас к этому вопросу творчески, решить его оригинально.

Что из этого получилось?

1 группа приготовила рисунок  иллюстрацию к сцене " Суд ";

2 группа приготовила рисунок  иллюстрацию к сцене " Казнь";

3 группа оформила прошлогодние работы: 1) реферат "Роль ершалаимских глав в решении нравственных и философских проблем романа"; 2) сочинение " Письмо римскому прокуратору Понтию Пилату".

А ещё ребята сочинили стихи, пусть они и завершат наш урок.

Подведение итогов урока  оценки.

1. Я довольна (не довольна)… Чем?

2. Мы справились с поставленными задачами (не справились).

3. Трудность темы и проблемы.

4. Совместный труд. Оценки участникам групп.

Домашнее задание:

2. К теме " Сатира в романе " подобрать материал к вопросу: " Кого и за что наказывает Воланд?"

3. Зло, жадность, равнодушие, эгоизм, бессердечие, ложь  их примеры в московских главах.

Стихотворение "Сон Пилата"

Н.П. Борисенко

Снова снится Пилату нескончаемый сон:

Суд вершит прокуратор, близок к истине он.

В прошлом доблестный Всадник Золотое копье,

Чем сегодня прославит он правленье своё?

Перед ним добр и светел, осиян добротой,

Как сама добродетель, вместе с правдой самой.

Люди добрые, это ль преступленье его,

Что он ходит по свету, сеет мир и добро?

Что несет исцеленье и сквозь стены дворцов

Как само откровенье видит мир без оков?

Морщит лоб прокуратор. Будь смелей, игемон,

Неужели проклятый страх в тебе порожден?

Невиновен, ты знаешь, так скажи, не молчи.

Чью судьбу ты решаешь в этой лунной ночи?

Промолчал... не исправил... не сберег от столба...

И на муки отправил не его, а себя.

И душе нет покоя  наказанье страшно:

Быть бессмертным герою и пороку его.

Трусость, подлость из страха  самый страшный порок!

Совесть  вот твоя плаха,

Крест  бессмертия срок!

За строкой урока

    При подготовке к данному уроку класс был поделен на три рабочие группы, каждая из которых получила конкретное задание: один большой вопрос (см. вопросы 2, 3, 4 в разделе «Этапы урока») и общее задание (см. вопрос 1).

Творческое решение вопроса о романе-предупреждении (см. вопрос 5) рассчитано на индивидуальные способности учащихся (в поэзии, изобразительном искусстве и т. п.).

2. Задание к следующему уроку по роману также носит опережающий характер. Вопросы 1 и 2 даются всему классу, а вопрос 3 можно распределить по группам или дать в качестве индивидуального задания.