Чем полезны или вредны компьютерные игры? О пользе компьютерных игр

Компьютерные игры – это, как правило, видеоигры, работающие на основе ком-пью-тер-ной программы. Они между собой различаются по жанрам и под-дер-жи-ваю-щим их тех-но-ло-ги-чес-ким платформам. В отношении пользы ком-пью-тер-ных игр или их вреда значение имеет только жанр. Да и вообще, не имеет зна-че-ние, иг-ра-ет ли человек на игровой приставке или персональном компьютере, глав-ное, что-бы с «мыш-кой». Хотя, если речь идет не о том, чтобы «тащить», а о влиянии игр на здо-ро-вье, то при-ме-не-ние раз-ных ти-пов джойстиков, наоборот, положительно ска-зы-ва-ет-ся на эф-фек-те игрового про-цес-са. В тоже время, следует понимать, что из-бы-точ-ное зло-упот-реб-ле-ние ком-пью-тер-ны-ми играми может и навредить.

Как завещал Парацельс, «всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд не-за-мет-ным». Это, как никогда, актуально в отношении вреда и пользы ком-пью-тер-ных игр. Ес-ли в ком-пью-тер-ные иг-ры играть умеренно, то они могут быть по-лез-ны, мо-гут развивать когнитивные функции, особенно в престарелом возрасте, сни-мать стресс, а се-год-ня уже существуют и такие игры, которые можно смело назвать да-же дви-га-тель-ной ак-тив-нос-тью. Но если создавать из игр культ, сублимируя в них все свои же-ла-ния, то в та-ком случае ком-пью-тер-ные игры являются зависимостью, сродни нар-ко-ти-чес-кой. Вот да-вай-те и разберемся, в каком случае компьютерные игры могут быть по-лез-ны, а в ка-ком на-нес-ти вред.

Вред компьютерных игр

Главный вред компьютерных игр в том, что они позволяют легко получать удовольствие . В этом от-но-ше-нии особенно опасны MMORPG, поскольку они способны пол-нос-тью за-ме-нить потребность в достижениях и социальных контактах , . А ком-пью-тер-ные иг-ры спе-ци-ал-ьно скон-ст-руи-ро-ва-ны таким образом, чтобы удерживать поль-зо-ва-те-лей, как мож-но дольше. Таким образом, с одной стороны компьютерные игры пре-дос-тав-ля-ют поль-зо-ва-те-лям вызов, с другой стороны, он достаточно умеренный, что-бы поль-зо-ва-те-ли мог-ли его преодолеть. Игроки могут почувствовать себя «центром все-лен-ной» и реа-ли-зо-вать-ся в тех областях, в которых они не способны реализоваться в реаль-ной жиз-ни . И имен-но это и вынуждает пользователей предпочитать ком-пью-тер-ные иг-ры реаль-ной жиз-ни.

Кто-то, конечно, может сказать, что его это не касается, что ему просто нравится играть в ком-пью-тер-ные игры. Но это не так! Эмоции детерминированы гормонами , которые мо-ти-ви-ру-ют ту или иную деятельность. Вот и получается, что, если человек стимулирует гор-мо-наль-ный от-вет ком-пью-тер-ны-ми играми, наркотиками, тренажерным залом или дру-гой дея-тель-нос-тью, являющейся сублимацией реальных достижений, то он тем са-мым ни-ве-ли-ру-ет внут-ренvнюю не-об-хо-ди-мость этих достижений добиваться. А причем здесь тре-на-жер-ный зал?! А при том, что, если человек занимается про-фес-сио-наль-но спор-том или в ка-чест-ве хобби, то это хорошо и прекрасно, а если человек работает двор-ни-ком и про-па-да-ет в тренажерном зале, чтобы выступить на любительских со-рев-но-ва-ни-ях по пауэр-лиф-тин-гу, то это точно такая же сублимация, и уход от ре-аль-нос-ти, как и ком-пью-тер-ные иг-ры.

Но поскольку заниматься спортом сложнее, чем нажимать на кнопки, компьютерные иг-ры по-лу-чи-ли боль-шую популярность . И именно в связи с этой их по-пу-ляр-нос-тью спе-циа-лис-ты из Аме-ри-канс-кой Ассоциации Психиатров включили игровую зависимость в спи-сок Диаг-нос-ти-чес-ко-го и ста-тис-ти-чес-ко-го руководства по психическим рас-стройст-вам . Со-про-вож-да-ет-ся иг-ро-вая зависимость депрессией, приступами тре-во-ги, по-вы-шен-ной утом-ляе-мос-тью и нарушениями сна . Подростки, страдающие иг-ро-вой за-ви-си-мос-тью, часто социально изолированы . Хотя последнее, конечно, мо-жет быть не сто-лько следст-вием, сколь-ко причиной «задротства».

Стоит так же заметить, что хотя уже появляется довольно много физически активных ком-пью-тер-ных игр , большинство игр все ещё предполагают сидение на стуле, что не-га-тив-но влия-ет на здоровье и повышает риск смертности . Немало внимания в ис-сле-до-ва-ни-ях уде-ля-ют и повышенной агрессивности игроков в реальной жизни, хотя пря-мой кор-ре-ля-ции между игрой в жестокие игры и агрессивностью нет . Скорее все-го, что ре-бя-та просто «забывают, что они не в интернете». И если девушкам, воз-мож-но, при-дет-ся дол-го вникать в ошибки своей поведенческой модели, то парням обыч-но объяс-ня-ют все сра-зу и предельно доходчиво.

Польза компьютерных игр

Хобби: если человек умеренно играет в компьютерные игры, то они способны снять стресс и по-мочь расслабиться , , обеспечивая эмоциональную стабильность . Вооб-ще, все оз-ву-чен-ное выше является плюсом, если в компьютерные игры иг-рать уме-рен-но, рас-смат-ри-вая их, как одно из возможных нерегулярных развлечений, ко-то-ры-ми че-ло-век время от времени занимает свой досуг . От ком-пью-тер-ных игр нет по-хме-лья, они полезнее, чем просмотр телевизора , в них можно играть вместе с дру-зья-ми и пос-ле это-го можно спокойно садиться за руль. Есть даже люди, за-ра-ба-ты-ваю-щие на том, что иг-ра-ют в игры, но это уже совсем другая история, и хотя слож-но ска-зать, что день-ги бесполезны, но к теме статьи это не относится.

Тренировка: дети, подростки и престарелые могут развивать когнитивные функции, иг-рая в ком-пью-тер-ные иг-ры . Но то, какие именно когнитивные функции будут раз-ви-вать-ся, за-ви-сит от жанра компьютерной игры. Экшн игры от первого и третьего ли-ца раз-ви-ва-ют в боль-шей сте-пе-ни реак-цию, наб-лю-да-тель-ность и скорость принятия ре-ше-ний . Стра-те-гии в большей степени развивают долгосрочную память, а ролевые ком-пью-тер-ные иг-ры все виды памяти . Особенно эффективны MMORPG , по-сколь-ку вза-имо-дейс-твие с раз-ны-ми игроками постоянно ставит перед пользователем но-вые за-да-чи. Но, как уже говорилось выше, MMORPG и самые опасные игры, поэтому де-тям в них иг-рать не ре-ко-мен-ду-ет-ся, а вот людям в престарелом возрасте имеет смысл про-во-дить свой до-суг имен-но так, а не перед телевизором.

Заключение: компьютерные игры могут быть полезны в качестве тренировки ког-ни-тив-ных функ-ций и расслабляющего хобби, но они так же могут быть и вредны, ес-ли это хоб-би перерастет в зависимость. Помните, что все хорошо в меру, и на-слаж-дай-тесь всем мно-го-об-ра-зи-ем жизни, а не циклитесь на её отдельных аспектах.

Источники

Ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18275311/

Ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19141627/

Ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2894772/

Ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17201605/

Ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4493444/

Ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4130645/

Ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4449495/

Ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3905489/

Ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4712762/

Ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3905568/

Ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3404815/

Ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17914672/

Ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19006465/

Ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21165683/

Ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22173739/

Ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11554666/

Ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2896818/

Ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18212333/

Однако "развивающий характер" компьютерных игр — очередной миф. Что развивают эти игры? Скорость реакции, внимание? Да. А какое отношение это имеет к целям воспитания? Конечно, если мы сводим воспитание к развитию психических процессов, то компьютер вполне этому способствует. Тогда не ропщите, если на выходе получите соответствующий "продукт" с развитой скоростью реакции. Если же цель воспитания понимается как взращивание душевной зрелости, то при чем здесь скорость реакции?

Речь идет, конечно, не о вреде компьютера, который действительно необходим в нашей жизни. Нет, речь идет о злоупотреблении, о превращении инструмента, технического средства в предмет зависимости и пристрастия.

Зависимость от какого-либо предмета страсти (в частности от компьютера) называется аддитивным синдромом. Не буду останавливаться на клинических случаях компьютерной зависимости (ухудшении зрения, общего физического развития, вегетососудистой дистонии). Кстати, известен случай инсульта и смерти 12-летнего мальчика, переигравшего в компьютер, а в Китае даже создана клиника для лечения компьютерной зависимости. Поговорим о психологических особенностях данного явления. Для этого сравним компьютерные игры с сюжетно-ролевыми играми детей.

Нажимать на кнопки или совершать поступки?

В сюжетно-ролевой игре ребенок воображает ситуацию и разыгрывает ее. В роли разворачивается воплощение идеальных представлений ребенка. Так развивается идеальный, или внутренний, мир человека — способность ставить цели (цель — это идеальный образ будущего), планировать, представлять ход игры и сюжетных ситуаций. Но главное в игре — это то, что ребенок совершает действия по материальному воплощению задуманного. Это — акт творения! Описанные способности определяют последующее развитие ребенка, не говоря уже о том, что именно в игре отрабатываются навыки человеческого общения, взаимопонимания, уступок, умения разрешать конфликтные ситуации и т.д.

Что собой представляет виртуальный мир? Чем он отличается от мира ролевой игры, где идеальные образы превращаются в материальные действия и поступки?

Виртуальный мир — это тоже мир образов. Однако виртуальные образы не создаются самим ребенком, а задаются (или навязываются) извне. Следовательно, их не надо задумывать, изображать, воплощать. В виртуальном мире этого нет — нет действий по материальному воплощению. Зато есть иллюзия всемогущества, когда достаточно нажать на кнопку — и можно "сделать", "совершить", "победить" и т.п.

Дело в том, что образы как продукты воображения возникают в результате самостоятельной активности, т.е. сами создаются: определил цель, задумал план действий, воплотил. Их воплощение осуществляется самостоятельно и требует усилий, стараний, творчества, умения соотносить свои действия с действиями других. Эти образы всегда соответствуют желаниям и возможностям ребенка.

В виртуальном мире образы не надо рождать, они уже готовы и могут не соответствовать ребенку, его особенностям, возрасту и т.д. Виртуальные образы не надо воплощать, ими можно только манипулировать! Кстати, манипулирование — характерное свойство того, кто хочет властвовать и подчинять своей воле волю других. И этому успешно учатся дети, играя в "безобидные" компьютерные игры.

Особенностью виртуальных образов является их притягательность — яркость и динамизм, которые возбуждают ребенка и порождают зависимость. Даже если это безобидные бытовые игры, где, нажимая на кнопки, можно приготовить обед: взять терку и морковку и "натереть" ее на экране. Все это, к сожалению, не развивает трудолюбие и моторику, не заменяет реальную помощь маме или игру в дочки-матери, где "мама" не просто готовит обед, но и заботится о "детях".

Ребенок приучается нажимать на кнопки, а не совершать поступки. Идет подмена живой реальности. Это может тормозить и даже подавлять освоение ролевой игры. Ребенок, не освоивший ролевой игры, впоследствии может испытывать различные проблемы в общении.

Как уберечь ребенка от компьютера?

Отчаявшийся читатель может сказать, что мы живем в такое время, когда трудно уберечь ребенка от компьютера. Трудно, но можно — при некоторых условиях.

  1. Если родители единодушно понимают последствия этого увлечения.
  2. Если есть понимание того, что компьютер — вещь, конечно, очень удобная, но все-таки лучше, чтобы он служил нам, а не мы ему.
  3. Если существует альтернатива в виде полноценной, здоровой, активной жизни семьи, где стараются жить в атмосфере тепла, взаимопонимания и духовного единения.

Не усаживайте вашего ребенка за компьютерные игры, какими бы "хорошими" они ни были, как бы ни просил вас ребенок об этом. Компьютер может вытеснить ролевую игру, в которой формируются навыки общения, взаимопонимания и многое другое, чего он сам дать не может.

Одними из самых естественных, органичных природе детей являются игры с природным материалом, простые продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация, рукоделие, изготовление поделок. Сколько радости может получить ребенок от этого! И эта радость творчества, созидания делает его творцом. Соединяясь с природой через палочки, сучки, шишки, песок, глину, ребенок получает силу и энергию самой жизни — то, чего он не получает от взаимодействия с мертвыми компьютерными образами.

Недавно я побывала в гостях у одной молодой пары, воспитывающей сына трех с половиной лет. Картина типична: родители заняты работой, делами по дому, другими житейскими проблемами. Ребенка нужно занять или "нейтрализовать". Ему включают телевизор, где мелькают рисованные фигуры, откуда доносятся крики, музыка. Родителям удобно, так как они знают наверняка, что ребенок надежно "прикован": он не будет им мешать вопросами, возней — да и убирать потом не надо (от природного материала столько мусора!).

Проходит минут 40, ребенку надоедает телевизор, он вытаскивает из ящика игрушечный паровозик с вагончиком и машинистом и начинает катать. Однако телевизионное действо не умолкает и требует к себе внимания. Ребенок перед выбором: он еще не отпустил паровоз, но телевизор "выхватывает" дитя из игровой ситуации и заставляет тупо смотреть на движущиеся картинки.

Родители совершенно не понимают смысла этой будничной, привычной ситуации, не понимают, что плохого в том, что ребенок в "лошадиных" дозах принимает неизвестно какого содержания продукцию, которая становится частью его внутреннего мира и вытесняет многое из того, чем он должен был бы заниматься.

Я думаю, что если бы мама не включала телевизор, а положила бы перед ребенком карандаши, альбом или книжку-раскраску, либо , либо набор неопределенных предметов, либо конструктор, либо игрушки для сюжетной игры (список можете дополнить сами), то тем самым она невольно создала бы условия для возникновения игры или продуктивных видов деятельности. Тем самым был бы дан толчок развитию моторики, изобретательности, познавательного интереса, воли, умения ставить цели и планировать — т.е. развитию всех навыков и способностей, необходимых для полноценной жизни.

Прежде чем усаживать ребенка за компьютер или телевизор, подумайте: не вытеснит ли он игру и не породит ли зависимость? Воспитывает все, что окружает ребенка: люди, игрушки, образ жизни, поведение и поступки. Процесс этот невидимый и длительный, зато результат — зримый и серьезный.

Ирина Коган кандидат психологических наук

Обсуждение

> Кстати, манипулирование - характерное свойство того, кто хочет властвовать и подчинять своей воле волю других. И этому успешно учатся дети, играя в "безобидные" компьютерные игры.

Ну да, сравнивать спрайты/модели с разумными существами это очень правильно. Еще можно сравнить дрессировку, т.е. манипулирование собакой с манипулированием человеком.

В очередной раз убедился, что психология - это опасная и вредная лженаука, которая намного вреднее всех игр, фильмов и даже аниме сериалов, вместе взятых.

21.11.2018 20:20:28, Dario

Что толку от этой статьи? Мало кто хочет чтобы ребенок играл. Как уберечь? ПРактических советом 0. Попробуйте выйти в реальный мир, товаришщ практикующий психолог! У всех детей мобильники... Они в них играют не переставая. Как быть с этим?

06.01.2018 15:02:22, ДенисАз

Польза от игры на компьютере есть, у ребенка в какие бы игры он не играл развивается логика (чтобы что то пройти надо подумать как это сделать), моторика рук (нажимать на клавищи), учиться правописанию (когда что-то надо написать сам набирает на клавиатуре слова и если неправильно их исправляет), тем самым глаза постепенно запоминают правильность написания разных слов. Главное не разрешать долго сидеть возле компа.

Для защиты пользователя от электромагнитного излучения компьютеру и другим современным устройствам (плоские телевизоры и т.д.) необходимо заземление в розетках. Без заземления нарушаются безопасные нормы для здоровья.
Так же необходима правильная для здоровья человека температура в помещении 22 градуса Цельсия.

24.01.2014 13:20:32, Ник14

Я считаю, нельзя все компьерные игры и вообще все общение ребенка с компьютером, грести "под одну гребенку". Есть полезные игры, кроме того есть игры развивающие в наших детях не только реакцию, но и творчество, проводяшие конкурсы, в которых дети должны рисовать, сочинять или делать что-то своими руками. Считаю автор статьи не изучил вопрос, а довольствовался общепринятыми клише.

Я считаю, нельзя все компьерные игры и вообще все общение ребенка с компьютером, грести "под одну гребенку". Есть полезные игры, кроме того есть игры развивающение в наших детях не только реакцию, но и творчество, проводяшие конкурсв в которых дети должны рисовать, сочинять или лелать что-то своими руками. Считаю автор статьи не изучил вопрос а довольствовался общепринятыми клише.

Статья бесполезная. Начали компьютером закончили телевизором, а я думала речь пойдет о компьютерных играх. Ни конкретно, что плохого в компьютерных играх, что хорошего. Ни каких-то конкретных советов. И потом есть же развивающие игры, презентации. И там не нужно тупо нажимать на кнопку, там думать надо. Например моя старшая дочка с удовольствием смотрит презентации по компьютеру, играет в игры(недолго по 15 минут в день), рисует, лепит из пластелина, играет в ролевые игры, читает книжки и смотрит мультики. И все с удовольствием. Вреда от телевизора и компа не наблюдаю, все полезно и гармонично.

Мне кажется, давать доступ к компьютерным играм и мультфильмам нужно лишь после того как у ребенка появятся ДРУГИЕ настоящие увлечения. Чтобы тв и комп были всего лишь "одним из", а не единственным желанным видом досуга. Сроки - индивидуальны, зависит от ребенка)

Комментировать статью "Компьютерные игры для детей: польза или вред?"

Активные игры в формировании организма наших детей сильно необходимы. Играя, ребёнок узнают мир, обучаются заводить друзей. При этом, ребенок развивается физически. Весьма нужны игры на свежем воздухе. detsad1051.ru источник информации по воспитанию дошкольников. Отец и мать должны помочь малышам в играх. Это отнюдь не означает, что они обязаны играть с детьми. Мамы и папы должны выделить время в детском распорядке для игр. В 21 веке, незанятого часа у деток совсем нет. Школа, учебные задания...

Польза и вред интерактивных игрушек Такая интерактивная игрушка учит детей состраданию, бережному отношению к животным, ответственности за питомца. Теремок для игр с детьми Очень долго я вынашивала идею, как бы оформить домик с замочками красиво.

Мир сказок способен оставить самые яркие, самые красочные детские воспоминания. Однако, неправильно выбрав книги для чтения, родители могут невольно причинить вред психике ребенка. Ведь далеко не все сказки несут в себе позитив. Насколько реально объективно оценить, что принесет тот или иной текст ребенку ― пользу или вред? Как отразится на не сформировавшейся психике тот или иной сюжет? Во времена Советского Союза подобной проблемы просто не было. Детских книг было не много, и каждая...

Компьютерная зависимость?. Ситуация.... Ребенок от 7 до 10. ИМХО Основное здесь "КАК ребенок реагирует, когда забирают телефон/комп", а не вред дивайсов или их польза. И Вы все-таки уходите опять к играм и их вреду. Автор пишет, что ребенок не играет!

Обсуждение

Добрый день!
Снимаем сюжет на Первом канале. Нужен Ребенок примерно возраст вашей дочери, который имеет доступ, а возможно, уже зависимость от современных гаджетов (компьютер, телефон, планшет) и его родители.
Снимаем дома, на улице, в зависимости от истории героев.
Ваша история нам очень подходит.
Поделитесь своей историей со страной!
Пишите [email protected]
Ольга.

поделюсь своим опытом (сыну 10 лет): у нас тоже был такой период, когда я думала, ну все, это зависимость, какой ужас, кошмар и т.д. в итоге договорились о следующем: в неделе у него три дня выходных от компа, то есть он вообще к нему не подходит, остальные четыре - сидит, сколько вздумается, но (!) после всех уроков и занятий. стало легче.

Голливудский актер Райан Рейнольдс с женой-красавицей Блейк Лайвли посетил благотворительный вечер фонда по борьбе с болезнью Паркинсона. На фото молодая пара с основателем Фонда, актером Майклом Джеем Фоксом и его женой Трейси Поллан. 52-летний Фокс - знаменитый Марти Макфлай из фантастической трилогии "Назад в будущее" - уже 20 лет страдает от болезни Паркинсона и активно занимается поисками лекарства от нее. На этом фото слева присоединился солист группы Coldplay, муж Гвинет Пэлтроу, Крис...

Как утверждает реклама, баночка йогурта в день – и вот вы уже стройная прекрасная нимфа с отличным пищеварением, здоровыми зубами и роскошными волосами. Действительно ли настолько чудодейственна эта самая баночка с йогуртом? Что такое йогурт? Этот молочнокислый продукт, по сути, является молоком, обогащенным заквасочными микроорганизмами. Этих микроорганизмов в настоящем йогурте должно содержаться не менее 107 КОЕ на 1 грамм. Только при выполнении этого условия продукт имеет право называться...

Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел (как оградить ребенка от компьютерных игр). Как рекламе. Детский ум, способности, развитие - не нуждается в таких играх. А вред есть. Поэтому я за полный запрет.

Обсуждение

Добавлю. Самое время подобрать занятия, которыми можно заниматься дома, у нас это больше музыка. Спорт не очень подходит для этого, болея не всегда можно активную зарядку делать, это как дополнение только. Творческие занятия, интеллектуальные игры. Причем, переключить можно, пока ребенок не целиком в играх, они сильнее, следите за случайностями. Надо увлечь так ребенка, чтобы аниматоров не нужно было, но в процессе они нужны очень.

Внимание детям максимально надо уделять, но сил порою не хватает и тогда в ход идут технические средства. У меня так бывает, когда с суток прихожу домой... Ничего не могу с этим поделать - сил нет ни на кого в тот момент.

Постепенно компьютерная грамотность становится нормой нашей жизни. Если вы хотите, чтобы ребенок вырос успешным, сделал хорошую карьеру и имел широкий кругозор, лучше смириться с тем, что компьютер и виртуальная реальность будут занимать в его жизни значительное место. Пусть вас не пугают «страшилки» о компьютерной зависимости и ужасном вреде электроники. Проблемы возникают у тех детей, чьи родители не научили своих чад правильному отношению к современной технике и грамотному ее использованию...

И так, что же всё таки преобладает польза или вред от кофе? Считается, что произошло в горных районах Эфиопии еще в 9 веке и распространилось на остальной мир через Египет и Европу. Почти тридцать лет назад ученые Гарвардского университета объявили о связи между потреблением кофе и раком. Несколькими годами позже они отказались от результатов предидущего исследования и признали, что результаты были ошибочными. Однако, поскольку это было первое исследование, и безумие СМИ, которые за этим...

Когда в нашей семье появился малыш, то первая проблема с которой я столкнулась - а как с ним играть? Мамы, сестра и подруги подкидывали идеи, но они были разрознены и, на мой взгляд, не очень способствовали развитию. В интернете информации куча, сайтов тоже. А вот целостности не хватало. В итоге долгих поисков нашла два сайта, где есть целостная картина развивающих занятий. Малышу понравилось. Теперь пользуемся и играем. Всем рекомендую [ссылка-1] и [ссылка-2] . Кто знает еще достойные...

Чем же заинтересовать ребенка, чтобы он днями и ночами не играл в компьютерные игры, PSP и мобильник? Почти все современные родители сталкиваются с данной проблемой. В 70-80-е годы не было компьютеров и мобильных телефонов, но и спортивных и творческих секций было не много, да и позволить заниматься в них мог далеко не каждый родительский карман. Однако нам кажется, что мы тогда были совсем другими детьми… более общительными, более открытыми, более самостоятельными и целеустремленными. Мы...

Обсуждение

Расскажу о своем опыте. Когда моему сыну было 4,5 года, он стал интересоваться компьютерными играми. Мне это не понравилось и я стала искать альтернативу. Нашим спасением оказались настольные игры. Я до ссих пор помню наши первые 3 игры, хотя сейчас наша коллекция насчитывает около сотни настольных игр. А первыми играми стали Блокус Дуо, Каркассон Средневековье и Королевская почта. Причем последняя игра была куплена для взрослых, а не для сына. Так перед нами открылся удивительный мир - мир настольных игр! Игра Каркассон занимает в нем почетное место, но ведь это неудивительно, ведь это одна из самых знаменитых настольных игр в мире. Помимо сына в настольные игры вовлеклись все наши друзья, родственники. Ведь это так увлекательно. Когда ты один - можно поиграть в головоломку, когда есть детская компания - мы играем в одни игры: простые, веселые; со взрослыми можно поиграть в стратегии или в детективные игры. Сначала мы покупали игры в наших магазинах, потом стали замахиваться и на зарубежные, когда хотелось купить какую-то новинку или расширение для игры, которые у нас не продают.

Сын сейчас играет в компьютерные игры, но без фанатизма. Всегда им предпочитает живую игру и общение. А может и в одиночку играть сразу за несколько игроков.

В моем блоге я рассказываю о некоторых наших играх.

Дорогие друзья, сегодня хочется сказать несколько слов о пользе настоящих деревянных конструкторов для развития детей. К сожалению, время вносит свои коррективы, и, всё большей популярностью пользуются компьютерные игры, но именно «живое» конструирование является важнейшим элементом в умственном воспитании ребёнка. Построение всевозможных зданий и других построек развивает в ребёнке пространственное мышление, ребёнок сравнивает разные детали, анализирует, думает,… это очень важно. Кроме того...

Девочки, мальчику 5 лет, решила подобрать ему несколько интересных и познавательных компьютерных игр. Хочу попробовать убедить его в пользу игр на "взрослом" компе. Налицо вред от компьютера, который отвлекает ребенка от учебы. Если бы не комп, ребенок...

Да - тянут, да - больно. плачут иногда. а дома просит - потяни меня, нет, не так, чтобы больно было (я в шоке).Покупали, по сути, потому, что у наших приятелей эти игрушки есть и нам проели ими всю плешь. ну и повелись.
Ребенок играет по утрам, когда родители спят. Не каждый день. Сегодня, например, проснулся в 5!!! часов утра и слышу - пикает. Пошла, отобрала игрушку, уложила спать дальше. вот. Завтра, думаю, у прибора батарея разрядится:) и я забуду его зарядить. и буду забывать:) это делать где-нить недельку...

Запретный плод особенно сладок.
Мы купили сыну на 6 лет. Играет в неё не часто (брали с собой в отпуск, в аэропорту, в астобусе и в номере игрался в неё ребенок), но у него свободный доступ к компу имеется.
Ничего дурного в psp не вижу, если только у ребенка не близорукости. У нас дальнозоркость большая, нам врач как раз рекомендовал и комп и psp.

Растяжки для детей - польза или вред? Растяжки для детей - польза или вред?. ...затрудняюсь выбрать раздел. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами.

Если вас уже достало, что ваше чадо играет в какие-то бессмысленные игры, то обратите внимание на нашу статью. В ней вы узнаете о ряде видеоигр, которые поспособствуют развитию полезных навыков вашего ребенка.

Ситуация простая и в последнее время всё более повседневная: ребенок сидит либо в телефоне, либо за компьютером или приставкой часами, без устали вминая экран и клавиши, поражая виртуальных врагов. Уже закрадывается мысль, что скоро дурачком станет или маньяком из-за своих стрелялок... Вообще-то это не так. В действительности же видеоигры способствуют развитию интеллектуальных навыков, которые помогают и учебе, и эрудиции, и социальным взаимоотношениям. Разрушаем мифы о вреде видеоигр и предлагаем обратить ваше внимание на целый ряд продуктов, которые не только будут интересны вашему ребенку, но и поспособствуют развитию умственных и креативных навыков. Правда, прежде чем мы расскажем о них, давайте разберёмся, каким образом видеоигры влияют на наше сознание.

Правда и мифы о компьютерных играх

Игры не развивают жестокость

Для начала развеем главный миф, которого остерегается каждый родитель, когда позволяет посидеть детям за видеоигрой: на самом деле, и это доказанный факт, видеоигры не способствуют развитию жестокости. В 2017 году Центр прикладных исследований и разработок СПбГУ совместно с ЭСИИ (Экспертный Совет Игровой Индустрии) подготовили объемный исследовательский проект , где рассмотрели чуть ли не все зарубежные исследования о влиянии видеоигр на навыки и развитие человека.

В особенности отмечено, что учёные пока не смогли найти обоснования и подтверждения тому, что жестокие элементы в играх являются провокаторами насилия, пусть неоднократно и пытались доказать обратное. Даже такие жестокие и популярные игры как GTA или Call of Duty не способны повлиять на развитие агрессии и жестокости со стороны индивида. Как говорится, «Сократ мне друг, но истина дороже».

Востанавливают эмоциональный фон

Сегодня видеоигры — это один из самых простых и доступных способов восстановить свой эмоциональный баланс. После тяжелого дня на работе или в школе, возвращаясь домой, люди включают на час приставку или компьютер, чтобы немного сбавить пыл в игровом пространстве, ведь выплеснуть всю скопившуюся негативную энергию куда безопаснее на виртуальных персонажей, чем на близких людях.

К тому же видеоигры способствуют устойчивости перед стрессом в реальном мире. Неоднократно юному игроку приходится принимать в компьютерной игре взрослые решения, предварительно взвесив все «+» и «-». Дети, которые встречаются со сложностями морального выбора в играх, как правило, это свойственно для жанра RPG, первыми сталкивались с тем фактом, что мир не делится на «белое» и «черное», а имеет множество оттенков и нюансов.

Имеют терапевтический эффект

Также игры способствуют терапии людей, столкнувшихся с большим стрессом. В связи с тем, что игры являются мощным стимулятором мозговой активности, этот аспект снижает вероятность развития депрессии. Эта полезная особенность игрового процесса стала известна благодаря ученому Брайну Саттону-Смиту, который ещё в середине XX века обратил внимание, что дети и взрослые в процессе игры становятся более оптимистичными, энергичными и уверенными в достижении своего результата.

Дело в том, что во время клинической депрессии две доли человеческого мозга работают недостаточно активно, что подталкивает человека к унынию, пассивности и апатии. Забавно, ведь именно эти же доли активизируются, когда человек садится за игру .

Развивают навыки

Если вы думаете, что ребенок бездумно кликает по мышке, то это совершенно не так. Нужно понимать, что практически все игры, и речь идёт не только об образовательном контенте, нацелены на то, чтобы человек учился. Именно новый, уникальный опыт — это залог возрастающего интереса игрока. Только обучаясь и превосходя сложности, человек будет получать ту самую яркую эмоцию от удовольствия прохождения видеоигры.

Что касается более конкретных продуктов, которые способствуют развитию навыков, то стоит сделать упор на жанрах:

  • экшн-игры и шутеры способствуют развитию пространственного мышления, увеличению мозговой активности, скорости реакции. Связано это с тем, что объём серого вещества в лобно-теменной доли мозга задействуется меньше, вследствие чего игроки лучше фильтруют полезность и практичность информации и быстрее реагируют на принятие решений;
  • RTS и CTS, они же стратегии, способствуют тому, чтобы ребенок быстрее и продуктивнее справлялся с логического рода задачами, вследствие чего замечается повышение успеваемости на учебе;
  • ролевые игры, жанр RPG, развивает коммуникативные навыки, а также способствуют развитию нравственности и морали;
  • большие коммерческие игровые проекты способствуют развитию критического мышления. Для того чтобы преодолеть поставленные игрой условия, ребенок вынужден мыслить шире, ведь чтобы победить, ему придётся учитывать все аспекты игрового процесса.

Развивают мотивацию

Видеоигры — это самый простой способ объяснить детям наглядно, что ничего не дается легко и сразу. Успех — это, как правило, долгий пошаговый процесс, который требует времени, сил и вовлеченности, а значит 80-го уровня он достигнет очень не скоро. Как правило, гейм-дизайнеры разрабатывают игру таким образом, что в процессе прохождения задачи будут становиться каждый раз немного сложнее, тем самым игрок постепенно будет обучаться новым возможностям . Тем более с каждым новым шагом, с каждой достигнутой высотой человек получает положительные очки опыта, которые он может распределить исходя из своих предпочтений . Всё начинается с простого вводного уровня, который знакомит игрока с механикой игрового процесса, а после с каждой последующей миссией ребенок будет вынужден прикладывать всё больше внимательности, сил и креативности, чтобы достигнуть решения поставленной задачи.

Полезные игры для детей

Теперь же, когда мы рассмотрели и объяснили положительное влияние игр на развитие вашего ребенка, вы можете ознакомиться с рядом интересных и веселых проектов, которые поспобоствуют развитию полезных навыков.

Plants VS Zombies

  • жанр: Tower Defense ;
  • платформа: PC, XB360, PS3, iOS, Android;
  • разработчик : PopCap Games;
  • дата выхода: 2009;
  • возрастной рейтинг: 10+

Борьба между зомби и растениями изначально началась на персональных компьютерах, однако очень быстро добралась до рынка мобильных платформ, ведь быстрые головоломки отлично подходили для игре в общественном транспорте. Задача игры состоит в том, чтобы обороняться с помощью растений от классического зомби-апокалипсиса. Зомби здесь разные и имеют различные возможности и силы, но и наша фазенда не промах. Зелёный горошек очень быстро растет до полноценного пулемета, картофель взрывается, как только неуклюжая нога встает не на то место, а подсолнух отвечает за дополнителный ресурс энергии. Вашему ребенку придется проявить верх смекалки и стратегического мышления, чтобы пройти каждый уровень до конца.

Minecraft

  • жанр: Action, Survival
  • платформа: PC, XB360, XB1, PS3, PS4, PS Vita, 3DS, Nintendo Switch;
  • разработчик : Mojang AB;
  • дата выхода: 2012;
  • возрастной рейтинг: 10+

Как бы Minecraft не ругали хардкор-пользователи, а родителей не бесили эти кубики, не зря именно эта игра заслужила столько внимания. Minecraft - крайне занимательная адвенчура в кубическом мире, в котором потребуется проявить свою креативность и создать убежище от ночных чудовищ. Каждый игровой день, когда восходит солнце, игрок должен выбираться из убежища, чтобы собрать ценные ресурсы, продовольствие, а также смастерить новые инструменты и укрепления. Конечно, сегодня в интернете есть множество обучающих роликов и подсказок, как играть в эту игру, однако если ребенка оставить наедине с игровым процессом, то он будет вынужден развиваться в игре самостоятельно.

Spore

  • жанр: платформер, приключение, RTS, CTS;
  • платформа: PC;
  • разработчик : Maxis;
  • дата выхода: 2008;
  • возрастной рейтинг: 10+

От законов физики перейдем к биологии и теории эволюции. Пусть Spore и не очень реалистичная игра, зато наглядно показывающая, как протекают различные этапы развития вида и цивилизации. Практически любое существо, которое можно создать в игровом редакторе, могло бы существовать на самом деле. В этой игре придётся заботиться о собственной цивилизации на протяжении всей её истории: от маленького одноклеточного организма до уровня межзвездной империи.

World of Goo

  • жанр: головоломка;
  • платформа: PC, Nintendo Switch, Wii, iOS;
  • разработчик: 2D Boy;
  • дата выхода: 2008;
  • возрастной рейтинг: 3+

Сразу же после выхода игры привлекла к себе и детей, и взрослых. World of Goo представляет из себя головоломку, где игрок управляет целой армией различной липкости шаров, которые используются в техническом производстве. Однако шарики с таким использованием не согласны. Игрок должен с их помощью должен строить различные конструкции, чтобы те могли сбежать на свободу. Игра отличается как минимум очень милой графикой и занимательным процессом, который будет понятен даже самому маленькому ребенку.

Botanicula

  • жанр: квест;
  • платформа: PC, iOS, Android;
  • разработчик : Amanita Design;
  • дата выхода: 2012;
  • возрастной рейтинг: 7+

Очень милая и занимательная головоломка от маленькой студии быстро набрала популярность благодаря своему милому сюжету и имени ее разработчика. Amanita Design уже не в первый раз делает квесты с занимательной историей, а главное, с необычными персонажами. И раз роботы уже были, то самое время для маленького микроскопического мира. Чтобы спасти родное дерево, вам нужно будет использовать все возможности героев и вашу смекалку.

Stardew Valley

  • жанр: Симулятор жизни;
  • платформа: PC, XB1, PS4, PS Vita, Nintendo Switch;
  • разработчик : ConcernedApe;
  • дата выхода: 2016;
  • возрастной рейтинг: 7+

Stardew Valley — это игра, смысл которой заключается в симуляции жизни. Вы играете за простого провинциального фермера, который выращивает свой огород, однако в отличие от других игр этого жанра, Stardew Valley отличается наличием ролевых механик. К примеру, вам неоднократно придется работать на грядке у соседа или найти одежду мэра. Игра не ставит перед игроком конкретной задачи, зато предлагает множество различных занятий.

Rayman: Origins & Legends

  • жанр: платформер;
  • платформа: PC, XB360, XB1, PS3, PS4, PS Vita, Wii U, Nintendo Switch;
  • разработчик : Ubisoft Montpellier;
  • дата выхода: 2011, 2013;
  • возрастной рейтинг: 7+

Легендарный герой Рейман возвращается в игровую индустрию вместе со своими новыми друзьями в приключенческом двухмерном платформере Origins и его прямом продолжении Legends. Эти приключения не только скрасят вечер динамичными и веселыми путешествиями, где нужно быть очень внимательным и быстрым, но также соберут все семейство, ведь в нее могут играть вместе и дети, и родители.

FEZ

  • жанр: платформер;
  • платформа: PC, XB360, PS3, PS4, PS Vita, iOS, Andriod;
  • разработчик : Polytron;
  • дата выхода: 2012;
  • возрастной рейтинг: 3+

FEZ — это одна из самых высокооцененных инди-игр. Созданная усилиями маленькой независимой студии, она покорила сердца критиков и игроков по всему миру. По сюжету маленький пиксельный герой получает возможность смотреть на мир в трехмерном пространстве. Благодаря этой способности у мира теперь есть надежда на спасение. Удивительно красивая и стильная головоломка точно заслуживает времени.

Scribblenauts Unlimited

  • жанр: платформер, головоломка;
  • платформа: PC, Wii U, Nintendo 3DS, iOS, Android;
  • разработчик : 5th Cell;
  • дата выхода: 2012;
  • возрастной рейтинг: 12+

Эта игра выделяется среди других своим нетривиальным игровым процессом . Ваша задача путешествовать по игровому миру, помогая его жителям. Иногда перед вами встают различного рода препятствия или головоломки, которые вы можете преодолеть, обратившись к магическому блокноту в игре. В этом и заключается главная идея игры. Вы пишете в блокноте любое слово, а оно материализуется на экране в виде конкретного предмета.
К примеру, вы добираетесь до того места, где находится обрыв. Не знаете, как перейти? Не беда, просто вызываем меню с блокнотном, пишем слово «мост» и устанавливаем его. Главная польза игры в том, что она не только развивает креатив и широту мышления, но и способствует развитию словарного запаса английского языка.

Градостроительные симуляторы

  • жанр: CTS;
  • платформа: PC;
  • дата выхода: 1991-2018;
  • возрастной рейтинг: 16+

Игры такого рода как Civilization, Total War или Age of Empire пусть и крайне занимательные и полезные, однако даются далеко не каждому. Чтобы разобраться в управлении, игровых процессах, а также в базовых стратегиях, этому классу игр придется отдать приличное количество не только времени, но и усердия. В этих играх вам предстоит взять на себя роль властителя целого государства и привести его к величественной и сильной цивилизации. Пройдя путь от маленького племени, вы разберетесь в основах государственного строя, экономики, политологии, географии, социологии, а также получите наглядное представление о развитии человеческого рода. Думаю, что это очень неплохо для простой видеоигры, не так ли?

Gran Turismo: Sport

  • жанр: автосимулятор;
  • платформа: PS4, PS PRO;
  • разработчик : Polyphony Digital;
  • дата выхода: 2017;
  • возрастной рейтинг: 3+

Gran Turismo — это культовая игровая серия о гоночных автомобилях. И не зря она носит такой титул, ведь вам не удастся найти игру, которая будет передавать столь реалистичное поведение автомобиля, чем это делает GT. Она сделана настолько правдоподобно, что пока вы не пройдёте около 80 упражнений по вождению, вас просто не допустят к самой игровой трассе. Встает логичный вопрос, т.е. если посадить ребенка за эту игру, то он теоретически может научиться водить машину? Ответ: не теоретически, а практически, т.е. да, может.

Portal 2

  • жанр: 3D головоломка;
  • платформа: PC, XB360, PS3;
  • разработчик : Valve;
  • дата выхода: 2011;
  • возрастной рейтинг: 10+

Одна из лучших игровых головоломок, которая обладает не только интересной механикой, но также отличным юмором и сюжетом является Portal 2. Именна эта игра заставит ваши мозги серьезно поработать. Весь игровой процесс головоломки основан на пространственном перемещении и физике, а все решения приходят не в случайном порядке, а исключительно при помощи проб и ошибок, ведь она имеет строгий правильный ответ. Зачастую придётся прибегать к абстрактному и логическому мышлению, чтобы найти решение.

Гаджеты - настоящий бич современных родителей. Раньше детей выгоняли гулять из-за книжек, а сейчас эти выросшие дети, в свою очередь, уговаривают уже своих сыновей и дочерей хотя бы читать те самые книжки, не говоря уж о прогулке.

Смартфоны, планшеты, компьютеры стали частью повседневной жизни, и если раньше, по мнению старшего поколения, причиной плохого зрения становилась художественная литература, то в настоящее время в этом виноваты гаджеты. Еще они виноваты в плохих отметках, отсутствии друзей и, конечно, в агрессивности нынешних подростков, да и взрослых тоже, ведь чему еще могут научить «эти ваши стрелялки». Так, да не так.

Не так страшен черт

Как его малюют. На самом деле даже те самые стрелялки не особо-то и влияют на агрессивность детей или взрослых, по крайней мере, не повышают ее. Да, были исследования, утверждающие, что такая связь есть, но позже выяснилось, что они проводились с ошибками.

Свежайшие эксперименты показывают: во что бы люди ни играли, уровень их агрессивности от этого не зависит. В Германии, например, разделили 77 человек на 3 группы: одни 2 месяца играли в GTA V, другие в Sims 3, третьи ни во что. Уровень агрессии у всех оставался неизменным хоть в ходе работы, хоть спустя несколько месяцев, так что утверждать, что игры однозначно вредят психике, не стоит. А вот о том, чем они полезны - вполне можно поговорить.

Электронный психотерапевт

Мы не будем рассматривать приложения, в игровой форме обучающие тому или сему, хотя и они вполне могут считаться играми (без сомнения, приносящими пользу). Учить языки, соревноваться в эрудиции, постоянно узнавая новые факты, да даже знакомиться с азбукой - программы есть для всего, что только можно себе представить, и еще несколько для того, чего представить нельзя.

Однако даже игры, которые созданы просто для убивания времени, все равно могут при правильном применении давать положительный эффект. Например, «Тетрис» помогает при психологических травмах. Как он это делает - не очень ясно, видимо, переключает внимание.

Обнаружили это следующим образом: взяли людей, попавших в ДТП, и части из них дали поиграть в «Тетрис», а другой части предложили выполнить какие-то еще задания. Так вот те, кто был занят кирпичиками, реабилитировались после аварии быстрее, их не так интенсивно преследовали воспоминания. А казалось бы, ерунда какая - «Тетрис»: палку сюда, букву «г» туда, ура, три линии ушло.

Фитнес для мозга и тела

Но не «Тетрисом» единым жив человек. Есть такое заболевание - деменция, для него характерно снижение когнитивных функций, таких, например, как обучаемость или память. Оно очень распространено в мире, им страдают миллионы.

Разумеется, ученые работают над тем, во-первых, чтобы собрать о заболевании побольше данных (знание - сила), а во-вторых, чтобы как-то замедлить его прогрессирование. В обоих случаях помогают видеоигры. Сведения о том, как пожилые люди осознают пространство и манипулируют различными предметами при достижении цели, прекрасным образом собирает специальная игра, где человеку нужно бегать по лабиринту и охотиться на монстров.

Обычным образом такие сведения собирались бы очень долго, а в игре это происходит едва ли не само собой. А уж если игра активная - например, игровая приставка со считывающим движение модулем, - то это и вовсе прекрасно, потому что игроку приходится сразу думать и делать, и это сочетание активности для тела и мозга тормозит болезнь.

Физическая активность, конечно, очень полезна, но если на улице мороз или слякоть - даже до магазина гулять не больно-то хочется, не то что до тренажерного зала. А тут поиграл, скажем, в симулятор боулинга или еще чего - и в душ, потому что мокрый насквозь.

Польза, как сообщили ученые, не только в физической активности как таковой, но еще и в том, что такие игры помогают пожилым людям лучше сохранять баланс, снижают боль, которую люди могут испытывать, ну и, наверное, повышают настроение, а почему нет. Положительный настрой тоже важен.

Впрочем, даже и без физической активности все равно идет тренировка мозга и реакции - в Канаде вот выяснили, что игра про веселого водопроводчика Марио, спасающего принцессу, улучшает когнитивные процессы. А еще есть игра, которая помогает при СДВГ. А другая - при диагностике аутизма. А еще, может быть, играми будут лечить депрессию. И болезнь Альцгеймера тоже. И, видимо, много чего еще. Конечно, сложно представить себе, что от игр бывает польза, когда пытаешься выудить из смартфона подростка, еще не сделавшего уроки, но здесь, как и везде, работает правило «всё хорошо в меру».

Ксения Якушина

Фото istockphoto.com